Управление экосистемами

Управление экосистемами

Управление экосистемами — это подход к управлению природными ресурсами, который направлен на обеспечение долгосрочной устойчивости и сохранения функции и услуг экосистем при одновременном удовлетворении социально-экономических, политических и культурных потребностей.

Хотя коренные общины использовали устойчивые подходы к управлению экосистемами на протяжении тысячелетий, управление экосистемами формально возникло как концепция в 1990-х годах из растущего понимания сложности экосистем, а также зависимости и влияния человека на природные системы (например, нарушение, экологическая устойчивость).

Upravleniye ekosistemami

Опираясь на традиционное управление природными ресурсами, управление экосистемами объединяет экологические, социально-экономические и институциональные знания и приоритеты посредством разнообразного участия заинтересованных сторон. В отличие от командно-контрольных подходов к управлению природными ресурсами, которые часто приводят к снижению экологической устойчивости, управление экосистемами является целостным, адаптивным методом оценки и достижения устойчивости и устойчивости. Таким образом, реализация зависит от контекста и может принимать различные формы, включая адаптивное управление, стратегическое управление и сохранение ландшафта.

Принципы и направления управления экосистемами

Основные принципы и направления управления экосистемами:

  1. Системное мышление: Управление имеет целостную перспективу, вместо того, чтобы сосредоточиться на определенном уровне биологической иерархии в экосистеме (например, только сохранение конкретного вида; только сохранение функционирования экосистемы).
  2. Экологические границы: Экологические границы четко и формально определены, а управление основано на местах и может потребовать работы через политические или административные границы.
  3. Экологическая целостность: Управление сосредоточено на поддержании или реинтродукции местного биологического разнообразия, а также на сохранении режимов природных нарушений и других ключевых процессов, которые поддерживают устойчивость.
  4. Сбор данных: Для информирования об эффективном управлении (например, видовое разнообразие, типы мест обитания, режимы нарушений и т.д.
  5. Контроль: Воздействие методов управления отслеживается, что позволяет при необходимости оценивать и изменять их результаты.
  6. Адаптивное управление: Управление является итеративным процессом, в котором методы постоянно переоцениваются по мере получения новых научных знаний.
  7. Межведомственное сотрудничество: Поскольку экологические границы часто пересекают административные границы, управление требует сотрудничества между целым рядом учреждений и частными заинтересованными сторонами.
  8. Организационные изменения: Успешное осуществление управления требует изменений в структуре и функционировании землеустроительных агентств.
  9. Человек и природа: Природа и люди неразрывно связаны, а люди формируют и формируются экологическими процессами.
  10. Значения: Люди играют ключевую роль в руководстве целями управления, которые отражают этап продолжающейся эволюции социальных ценностей и приоритетов.

Субъектами деятельности являются отдельные лица или группы, которые затронуты или заинтересованы в решениях и действиях по управлению экосистемами. [24] Заинтересованные стороны также могут иметь право влиять на цели, политику и результаты управления.  Субъекты деятельности по управлению экосистемами подразделяются на следующие группы в зависимости от их различных проблем:

  1. Заинтересованные стороны, чья жизнь напрямую связана с экосистемой (например, члены местного сообщества).
  2. Субъекты деятельности, которые непосредственно не затронуты, но заинтересованы в экосистеме или ее экосистемных услугах (например, НПО, рекреационные группы).
  3. Заинтересованные стороны, заинтересованные в процессах принятия решений (например, группы по защите окружающей среды).
  4. Планы управления финансированием заинтересованных сторон (например, налогоплательщики, финансирующие агентства).
  5. Заинтересованные стороны, представляющие общественные интересы (например, государственные должностные лица).

Стратегии участия заинтересованных сторон

Сложность решений по управлению экосистемами, начиная от местных до международных масштабов, требует участия субъектов деятельности с различным пониманием, восприятием и ценностью экосистем и экосистемных услуг.  Из-за этих сложностей эффективное управление экосистемами является гибким и развивает взаимное доверие по вопросам, представляющим взаимный интерес, с целью создания взаимовыгодных партнерских отношений. Определены ключевые признаки успешных усилий по управлению экосистемами на основе участия:

  • Участие заинтересованных сторон является инклюзивным, справедливым и сосредоточено на укреплении доверия и расширении прав и возможностей.
  • Заинтересованные стороны вовлекаются на раннем этапе, и их участие продолжается и после принятия решений и в управлении.
  • Анализ заинтересованных сторон проводится для обеспечения надлежащего представительства сторон. Это включает в себя определение заинтересованных сторон, вовлеченных в вопрос управления; категоризация заинтересованных сторон на основе их заинтересованности и влияния на этот вопрос; и оценка взаимоотношений между заинтересованными сторонами. [24]
  • Заинтересованные стороны согласовывают цели процесса участия с самого его начала, а средства и масштабы участия заинтересованных сторон зависят от конкретных случаев.
  • Участие заинтересованных сторон осуществляется посредством квалифицированного содействия.
  • Социальные, экономические и экологические цели взвешиваются в равной степени, и заинтересованные стороны активно участвуют в принятии решений, которые достигаются коллективным консенсусом.
  • Заинтересованные стороны постоянно контролируют эффективность плана управления.
  • Собираются междисциплинарные данные, отражающие междисциплинарные приоритеты, а решения основываются как на местных, так и на научных знаниях.
  • Экономические стимулы предоставляются сторонам, ответственным за реализацию планов управления.
  • Для обеспечения долгосрочного участия заинтересованных сторон участие институционализируется.

Стратегии управления экосистемами

Существует несколько стратегий по поддержанию и восстановлению природных и антропогенных экосистем. Управление командованием и контролем и традиционное управление природными ресурсами являются предшественниками управления экосистемами. Адаптивное управление, стратегическое управление и сохранение ландшафтного уровня — это различные методологии и процессы, участвующие в реализации управления экосистемами:

Командно-контрольное управление

Командно-контрольное управление использует линейный подход к решению проблем, при котором воспринимаемая проблема решается с помощью контролирующих устройств, таких как законы, угрозы, контракты и / или соглашения.  Этот нисходящий подход используется во многих дисциплинах и лучше всего подходит для решения относительно простых, четко определенных проблем, которые имеют четкую причину и следствие и по которым существует широкое общественное согласие в отношении политических и управленческих целей.  В контексте природных систем управление командованием и контролем пытаются контролировать природу с целью улучшения добычи природных ресурсов, обеспечения предсказуемости и снижения угроз. Стратегии командования и контроля включают использование гербицидов и пестицидов для повышения урожайности сельскохозяйственных культур; выбраковка хищников для защиты видов охотничьих птиц; и обеспечение поставок древесины путем подавления лесных пожаров.

Управление природными ресурсами

Термин «управление природными ресурсами» часто используется в отношении конкретного ресурса для использования человеком, а не управления всей экосистемой. Управление природными ресурсами направлено на удовлетворение общественного спроса на данный ресурс, не нанося вреда экосистеме и не ставя под угрозу будущее ресурса. Концепция управления экосистемами, основанная на управлении природными ресурсами, основана на взаимосвязи между устойчивым поддержанием экосистем и спросом человека на природные ресурсы и другие экосистемные услуги.  Для достижения этих целей могут быть назначены экосистемные менеджеры, которые должны сбалансировать добычу и сохранение природных ресурсов в долгосрочной перспективе.

Адаптивное управление

Адаптивное управление основано на концепции, согласно которой прогнозирование будущих влияний и нарушений на экосистему является ограниченным и неясным. Поэтому экосистема должна управляться, чтобы она поддерживала наибольшую степень экологической целостности, а методы управления должны иметь возможность изменяться на основе нового опыта и идей. В адаптивной стратегии управления формируется гипотеза об экосистеме и ее функционировании, а затем реализуются методы управления для проверки этих гипотез. [43][44] Затем реализованные методы анализируются для оценки того, улучшилось или ухудшилось здоровье экосистемы, и дальнейший анализ позволяет модифицировать методы до тех пор, пока они успешно не удовлетворят потребности экосистемы. Таким образом, адаптивное управление является итеративным подходом, поощряющим «информированные пробы и ошибки».

Стратегическое управление

Что касается управления экосистемами, то стратегическое управление поощряет установление целей, которые будут поддерживать экосистему с учетом социально-экономических и политически значимых факторов политики. Этот подход отличается от других видов управления экосистемами тем, что он подчеркивает участие заинтересованных сторон, опираясь на их вклад в разработку наилучшей стратегии управления экосистемой. Подобно другим методам управления экосистемами, стратегическое управление отдает приоритет оценке и обзору любого воздействия управленческого вмешательства на экосистему и гибкости в адаптации протоколов управления в результате получения новой информации.

Сохранение ландшафта

Сохранение на уровне ландшафта (или ландшафтного масштаба) — это метод, который учитывает потребности дикой природы в более широком ландшафтном масштабе при реализации природоохранных инициатив. Рассматривая широкомасштабные, взаимосвязанные экологические системы, сохранение ландшафта на уровне ландшафта признает весь масштаб экологической проблемы. Реализация сохранения ландшафта осуществляется несколькими способами. Например, коридор дикой природы обеспечивает связь между изолированными участками среды обитания, представляя собой решение для фрагментации среды обитания. В других случаях требования к среде обитания краеугольного камня или уязвимых видов оцениваются для определения наилучших стратегий защиты экосистемы и видов. [50] Однако одновременное удовлетворение потребностей в среде обитания нескольких видов в экосистеме может быть затруднено, и в результате были рассмотрены более комплексные подходы к сохранению на уровне ландшафта.

Рекомендуемая литература

wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх