Управление по результатам

Управление по результатам

Управление, ориентированное на конкретные результаты (Results Based Management) или Управление по результатам, является инструментом контроля и управления осуществлением стратегии.

Эта система широко используется в государственных и благотворительных организациях, где чисто финансовые меры не являются ключевыми факторами и нет конкуренции, с которой можно было бы сравниться.

Upravleniye po rezul'tatam

Управление по результатам в России

Данный подход был использован во время административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах [1].

Целью реализации этого направления является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных государственным органам организациях.

Предполагалось, что внедрение механизмов управления, ориентированного на результат, позволит:

  • достичь планируемых общественно значимых результатов как на уровне Правительства Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • повысить эффективность использования ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По этому направлению необходимо было обеспечить:

  • создание и внедрение комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между ведомствами и контроля за достижением результатов их деятельности;
  • разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства;
  • внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей;
  • разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;
  • разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;
  • внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей;
  • внедрение механизмов управления подведомственными органам исполнительной власти организациями.

В целях внедрения процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в субъектах Российской Федерации должна быть создана соответствующая типовая нормативно-правовая и методическая база для субъектов Российской Федерации с ее последующей экспериментальной апробацией.

Мероприятия по внедрению системы управления, ориентированного на результат, также должны быть скоординированы с реализуемыми в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 годах и федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» следующими мероприятиями:

  • формирование системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ, включающей показатели текущего и конечного результата и использованных ресурсов;
  • совершенствование методологии и порядка разработки среднесрочных программ Правительства Российской Федерации;
  • разработка и внедрение методики расчета ресурсного обеспечения поставленных целей и задач;
  • создание механизмов конкурентного распределения ресурсов в ведомствах, то есть механизмов распределения средств соответствующего бюджета для обеспечения деятельности органов исполнительной власти, предусматривающих процедуры выбора между 2 и более вариантами расходования конкретной суммы бюджетных средств для осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг;
  • внедрение элементов управленческого учета, позволяющих получить достоверную информацию о затратах на обеспечение деятельности органов исполнительной власти;
  • внедрение системы внутреннего аудита эффективности расходов бюджета;
  • создание единой государственной информационной системы планирования и мониторинга эффективности деятельности органов власти в целях достижения ключевых показателей социально-экономического развития, в том числе на основе развития, интеграции и обеспечения доступности баз государственных статистических данных и внедрения в органах исполнительной власти современных информационных систем поддержки управления проектами и формирования ведомственной управленческой отчетности;
  • формирование системы стимулирования государственных служащих, базирующейся на показателях результативности, должностных регламентах, а также срочных служебных контрактах с ведущими сотрудниками.

Все эти задачи должны быть реализованы, во-первых, в отношении самих органов исполнительной власти, во-вторых, в отношении подведомственных им организаций.

Процесс и ключевые шаги управления по результатам

Управление по результатам является примером инструмента, используемого для стратегического контроля. Оно использует петли обратной связи, чтобы помочь менеджерам контролировать, а затем (надеюсь) достигать стратегических целей. Эти цели могут принимать форму физических результатов, организационных или поведенческих изменений, изменений рабочего процесса или вклада в достижение какой-либо другой цели более высокого уровня. Информация (свидетельства) о фактических результатах используется для подотчетности, отчетности, коммуникации и обратной связи при разработке, обеспечении ресурсами и осуществлении проектов и оперативной деятельности. При разработке системы управления по результатам все люди и организации (субъекты), которые прямо или косвенно вносят свой вклад в результат, намечают свои бизнес-процессы, продукты и услуги, показывая, как они способствуют достижению результатов, и эта информация используется для определения соответствующих показателей прогресса.

Ключевые шаги управления по результатам

  1. Оцените: Какова текущая ситуация?
  2. Подумайте: чем это вызвано? Кто участвует?
  3. Представьте себе: чего мы собираемся достичь?
  4. План: Как мы собираемся это сделать? С кем? Когда? С какими ресурсами?
  5. Делать: Сделай это. Как дела? Нужно ли нам адаптироваться?
  6. Отзыв: Что прошло хорошо/плохо? Чему мы можем научиться в следующий раз?

Рекомендуемая литература

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) <О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах.
  2. Мэйн, Джон (2007). «Проблемы и уроки внедрения управления, ориентированного на конкретные результаты». Оценка. 13 (1): 87–109. DOI:10.1177/1356389007073683. ISSN 1356-3890.
  3. Википедия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх