Управленческое решение
Управленческое решение
Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем.
Факторы, оказывающие влияние на эффективность решения:
- понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением, которое отнюдь не является лучшим);
- характер взаимоотношений внутри организации;
- занимаемая автором решения должность;
- личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);
- наличие времени;
- степень риска (последние два момента противоречат друг другу, менее рискованные решения требуют больше времени на подготовку и реализацию);
- основополагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм (правда, не ясно, каких); действия исходя из пользы большинства (проблема, в чем она); приближение к цели (ее бывает трудно определить);
- достижение выгоды (вопрос, чьей);
- четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;
- наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;
- учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия могут возникнуть и при отказе от принятия решения); действующего законодательства, этических норм и др.
Виды управленческих решений
- По степени влияния на будущее организации:
- стратегические (определяют основные пути ее развития),
- тактические (конкретные способы продвижения по ним).
- По степени самостоятельности решения:
- инициативные (принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств),
- предписанные (конкретизируют поступающие сверху (например, от головной фирмы) указания).
- По масштабам:
- глобальными (затрагивающими всю организацию в целом),
- локальными (касающимися только одной ее части (стороны деятельности).
- В соответствии с временным горизонтом:
- перспективные (решения, последствия которых будут ощущаться длительное время (например, об инвестировании),
- текущие (ориентированные на нужды сегодняшнего дня (об изыскании средств для выплаты заработной платы).
- В зависимости от конкретной продолжительности периода реализации:
- долгосрочные (свыше 5 лет),
- среднесрочные (от года до 5 лет),
- краткосрочные (до одного года) решения.
- В соответствии со степенью предопределенности результата:
- вероятные,
- детерминированные (однозначные) решения, которые сравнительно редки.
- По степени регламентированности:
- контурные решения (предоставляют широкую свободу исполнителям);
- структурированные (допускают инициативу во второстепенных вопросах);
- алгоритмизированные, где инициатива исключена.
- По направленности воздействия:
- внешние (касаются окружения),
- внутренние.
- По степени обязательности исполнения:
- директивные (разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения),
- рекомендательные (готовятся совещательными органами (различного рода комитетами или комиссиями). Их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает),
- ориентирующие (предназначены для независимых субъектов).
- По функциональному назначению:
- организационные (н-р, решение о распределении служебных обязанностей),
- координирующие (носят в основном оперативный характер (например, распределение текущей работы среди подчиненных);
- регулирующие (чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий, отражаемый в правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и т. д.),
- активизирующие (связаны, например, с премированием).
- контролирующие (служат для оценки результата тех или иных действий исполнителей).
- По степени сложности:
- простые,
- сложные,
- уникальные.
- По методам выработки:
- шаблонные,
- творческие.
- В зависимости от числа разработчиков:
- индивидуальные,
- коллективные.
- По широте охвата:
- Общие (касаются одинаковых для всех вопросов (например, о времени начала и окончания рабочего дня) и вносят в деятельность организации элемент стабильности);
- специальные (относятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту).
- С точки зрения предопределенности:
- Запрограммированные,
- незапрограммированные.
- По способу влияния на объект:
- прямые (воздействуют непосредственно на него),
- косвенные (на создание таких условий, под влиянием которых он сам изменит в нужную сторону свое поведение).
- По сфере реализации:
- связанные с производством,
- связанные со сбытом,
- связанные с научными исследованиями и т. п.
- По форме решения:
- правовыми,
- неправовыми.
- По содержанию решения в рамках организации:
- технические,
- экономические,
- социальные.
- По степени полноты и достоверности используемой информации:
- решения, принимаемые в условиях полной определенности;
- решения, принимаемые в условиях частичной определенности;
- решения, принимаемые в условиях полной неопределенности.
- С точки зрения подходов к разработке:
-
- эвристическое решение (предполагает свободный научный поиск подходящего варианта;
- нормативное (исходящее из требований стандартов);
- прецедентное (учитывает имеющийся опыт);
- синоптическое (использующее формализованные и математические модели).
- По способам принятия:
- интуитивное (основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен (интуиция — способность предугадывать, предполагать, предвидеть);
- адаптационное (решение основывается на общих знаниях, здравом смысле — осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности);
- рациональное (предполагает использование научных методов и объективных критериев).
Требования к управленческим решениям
Эффективное решение должно быть:
- простым и логичным;
- приемлемым для большинства членов организации;
- экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);
- своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности);
- ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);
- устраняющим причины, а не следствия проблемы.
Статьи в журнале по теме Управленческое решение
Посмотреть еще в категории: Принятие управленческих решений