Институциональные приоритеты совершенствования регионального механизма управления инвестиционными отношениями

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
Россия, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
gr.for.ie@mail.ru

Аннотация

В статье сформулированы базовые принципы и определены приоритеты совершенствования институционального механизма управления инвестиционной деятельностью в региональных экономических системах. Разработаны основные направления совершенствования региональной инфраструктуры, форм и методов управления инвестиционными отношениями территорий с учётом кластерного подхода и их инновационной направленности.

Ключевые слова

институциональные приоритеты, совершенствование, развитие, управление, механизм, регион, инвестиционные отношения, экономические системы.

Категории статьи:

Статьи из этого же номера №9 (45)

Финансирование

Исследование проводится при финансовой поддержке в рамках Международного конкурса Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 12-22-03001.

Рекомендуемая ссылка

Морозов Владислав Васильевич
Институциональные приоритеты совершенствования регионального механизма управления инвестиционными отношениями// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (45). Номер статьи: 4507. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4507/
Разработка и реализация современной стратегии модернизации и устойчивого развития экономики Российской Федерации предполагает значительное качественное совершенствование системы управления инвестиционными отношениями на всех иерархических уровнях, придание им приоритетной инновационной направленности. Определяющая роль в совершенствовании государственной системы управления инвестиционными процессами принадлежит регионам, на уровне которых сегодня решаются многие инвестиционные и инновационные проблемы регионального развития.

Современная интеграционная модель качественного совершенствования регионального механизма управления инвестиционной деятельностью строится на сочетании формирования эффективной территориальной структуры органов управления инвестиционными отношениями и развитой региональной системы инвестиционных институтов кластерного типа с внедрением прогрессивных, преимущественно неадминистративных форм и методов управления инвестиционными процессами.

Теоретической основой для создания региональной модели управления инвестиционной деятельностью является целый ряд экономических теорий. Среди них можно выделить такие, как теория конкурентных преимуществ М. Портера [1], институциональная и эволюционная теории, парадигма регионального развития и т. д. Использование этих теорий позволяет обосновать приоритетную регулирующую и ориентирующую роль региона в системе управления инвестиционными отношениями. А применение концепции региональных кластеров М. Энрайта [2] обеспечило определение ведущей формы организации региональной инвестиционной инфраструктуры.

В основе построения данной модели лежит принцип чёткого разграничения полномочий в области управления инвестиционными процессами между различными иерархическими уровнями, с концентрацией большинства этих функций на уровне регионов — в федеральных округах и субъектах Федерации.

В соответствии с этим подходом, современная региональная система органов управления инвестиционной деятельностью должна строиться по функциональному принципу и вертикальному интегрированному иерархическому типу и основываться на сочетании традиционных государственных федеральных и территориальных органов управления с использованием системы территориальных и коммерческих инвестиционно-финансовых институтов, различных функциональных и региональных объединений, других элементов территориальной инвестиционной инфраструктуры. В этом случае базовыми элементами современной региональной системы управления инвестиционной деятельностью, с одной стороны, является региональная, вертикально интегрированная иерархическая система органов управления инвестиционной деятельностью территорий. А с другой стороны — региональная сеть инвестиционно-финансовых институтов, объединённых в региональную инвестиционную инфраструктуру кластерного типа.

В этом случае на первых трёх уровнях региональной системы управления сосредоточены структуры территориальных органов власти, осуществляющие законодательное обеспечение и реализующие непосредственно процесс управления инвестиционной деятельностью в регионе в интересах его активного инновационного развития. С четвёртого по шестой уровень образуют различные виды инвестиционно-финансовых институтов, осуществляющие выполнение определённых инвестиционных функций в интересах обеспечения ускоренного комплексного развития региональной экономической системы. Седьмой уровень составляют субъекты хозяйствования и инвесторы, осуществляющие инвестиционную деятельность в масштабах экономике региона, руководствуясь собственными хозяйственными интересами.

Все инвестиционные институты и другие хозяйствующие субъекты, образующие инвестиционно-финансовую инфраструктуру региона (рис. 1) можно условно подразделить на три основные группы.

В первую основную группу объединяются непосредственно территориальные (региональные и муниципальные) инвестиционно-финансовые институты, как наиболее важные для обеспечения инвестиционного развития территорий. Ко второй группе относятся уполномоченные на выполнение определенных государственных функций территориальными органами власти независимые инвестиционные и финансовые институты. Государственные функции, выполнение которых берут на себя эти институты, определяются положениями договора, заключаемого с соответствующими территориальными исполнительными органами власти.

Третью группу образуют независимые коммерческие инвестиционно-финансовые институты и другие хозяйствующие субъекты,  самостоятельно определяющие и регулирующие свою хозяйственную деятельность. Причем деятельность этих хозяйствующих субъектов может быть как непосредственно инвестиционного профиля, так и другой направленности, но призванная обеспечивать эффективное функционирование регионального инвестиционного комплекса.

Особую роль и функцию в системе региональных органов управления инвестиционной деятельностью и составе региональной инвестиционно-финансовой инфраструктуры реализуют достаточно немногочисленные сегодня, но активно развивающиеся в отдельных субъектах Федерации и муниципальных образованиях территориальные инвестиционные институты. В их число входят различные виды универсальных и специализированных банков, инвестиционные компаний и фондов, кредитные учреждения и союзы, страховые компании, консалтинговые, венчурные и лизинговые фирмы, ипотечные конторы, инвестиционные биржи и т.д.

Рис. 1. Региональная инвестиционно-финансовая инфраструктура

Основным отличием территориальных инвестиционно-финансовых институтов от аналогичных коммерческих организаций является непосредственное финансовое участие в их создании территориальных органов управления. А главным их достоинством является то, что, создаваясь по акционерному принципу и функционируя на основе полной самоокупаемости, они обеспечивают возможность территориальным административным органам внеадминистративного управления инвестиционной деятельностью  хозяйствующих субъектов различных форм собственности, финансируемой за счет различных финансовых источников.

В целях повышения эффективности функционирования регионального инвестиционного комплекса большинство разрозненных  производителей, инвесторов и инвестиционно-финансовых институтов, функционирующих в его рамках или имеющих с ним устойчивые интеграционные связи, целесообразно объединить в единую региональную инвестиционную инфраструктуру кластерного типа, построенную на гармоничном сочетании коммерческих и территориальных структур и институтов. В состав такой региональной инфраструктуры могут входить как региональные, так и функциональные инвестиционные кластеры, нацеленные на решение инвестиционных проблем коммерческого и регионального характера.

Региональный инвестиционный кластер формируется на добровольной основе, путем подписания комплекса соглашений о взаимодействии, с учётом взаимных хозяйственных интересов входящих в их состав хозяйственных структур и инвестиционных интересов региона в целом. В качестве функциональной основы регионального инвестиционного кластера выступают региональные и муниципальные универсальные и специализированные инвестиционные банки, а также территориальные инвестиционные компании. В составе регионального кластера эти территориальные институты призваны не только мобилизовать, перераспределять и эффективно использовать для инвестиционной деятельности в регионе финансовые ресурсы, привлечённые из различных источников, но и осуществлять организационную и координационную деятельность с другими, как входящими в состав регионального кластера, так и действующими вне его рамок инвестиционно-финансовыми институтами.

В крупных территориальных системах региональный инвестиционный кластер может строиться на органическом сочетании инвестиционных кластерных систем горизонтального и вертикального типа, обеспечивающих в своей структуре эффективное функционирование инвестиционно-финансовых институтов различных форм собственности. Примерный перечень инвестиционно-финансовых институтов, входящих в состав регионального инвестиционного кластера приведён в табл. 1. Он может в определённой степени видоизменяться в зависимости от масштабов, экономических задач и особенностей функционирования территориальной системы.

Вертикально-функциональную структуру регионального инвестиционного кластера образует региональная сеть территориальных инвестиционно-финансовых институтов, предприятий и организаций инвестиционно-строительного комплекса и других хозяйственных структур, объединённых на договорной основе единством производственных задач и экономических интересов и призванная обеспечивать активное протекание инвестиционного процесса и эффективное использование мобилизуемых для этой цели инвестиционных ресурсов в рамках данной территориальной системы.

Кластерные инвестиционные системы горизонтального типа, классифицируемые как производственно-технологические, должны строиться преимущественно по технологическому принципу и обеспечивать активное протекание всего инвестиционного цикла процесса воспроизводства основных фондов, начиная от стадии предпроектного обоснования и подготовки бизнес-проекта и заканчивая реализацией готовой строительной продукции. В состав горизонтального производственно-технологического инвестиционного кластера входят предприятия, организации и функциональные структуры, призванные обеспечивать активное протекание процесса проектирования и строительства новых или реконструкции действующих производств и объектов, а также снабжать эти объекты совершенным оборудованием, новой техникой, прогрессивными технологиями, материалами, организационными решениями и т. д. Структуру производственно-технологического инвестиционного кластера формируют предприятия и организации различных форм собственности, но объединяемые согласующимися экономическими интересами, а также определённой технологической общностью и функциональной направленностью в производственном процессе.

Таблица 1 — Структура инвестиционно-финансовых институтов, входящих в состав регионального инвестиционного кластера

Состав инвестиционно-финансовых институтов, формирующих вертикальную (функциональную) структуру территориального инвестиционного кластера

Состав инвестиционных институтов, формирующих горизонтальную (технологическую) структуру территориального инвестиционного кластера

  1. 1. Окружные инвестиционно-финансовые институты:

окружной инвестиционный банк;
окружная инвестиционная компания

  1. Региональные и муниципальные инвестиционно-финансовые институты;

территориальные универсальные и специализированные банки;
территориальные инвестиционные компании и фонды;
региональные и муниципальные негосударственные пенсионные фонды;
территориальные страховые компании;
территориальные лизинговые и строительные компании;
территориальные консалтинговые фирмы;
другие территориальные инвестиционно-финансовые институты

  1. 3. Уполномоченные коммерческие инвестиционно-финансовые институты:

универсальные и инвестиционные  банки;
инвестиционные компании;
лизинговые компании;
страховые компании;
другие уполномоченные инвестиционно-финансовые институты

  1. 4. Другие коммерческие инвестиционно-финансовые институты:

универсальные и инвестиционные банки;
инвестиционные компании;
лизинговые компании;
страховые компании;
независимые инвесторы;
другие независимые коммерческие инвестиционно-финансовые институты

  1. Проектные и проектно-конструкторские организации
  2. Венчурные компании
  3. Научные, проектные и инновацинно-технологические центры, технопарки
  4. Строительные организации общестроительного назначения
  5. Подрядные специализированные строительные организации
  6. Другие специализированные организации
  7. Предприятия и организации – поставщики технологического и другого оборудования
  8. Предприятия — производители строительных материалов, изделий, конструкций, другой строительной продукции
  9. Торговые предприятия и организации – поставщики продукции строительного назначения
  10. Предприятия и организации – поставщики нестандартного строительного оборудования
  11. Другие коммерческие предприятия и организации инвестиционного профиля

Горизонтальная производственно-технологическая структура регионального инвестиционного кластера призвана обеспечивать непосредственно процесс создания или расширенного воспроизводства основных фондов на новой технической и технологической основе, внедрение прогрессивных форм и методов организации производства и труда. Состав входящих в неё предприятий и организаций может быть достаточно разнообразен. Однако её деятельность должна носить ярко выраженный активный характер и обеспечивать ускоренное инновационное обновление производственной базы и рост экономического потенциала региона.

В основе формирования современного регионального механизма управления инвестиционной деятельностью лежит комплексный подход к совершенствованию форм и методов регулирования инвестиционной активности территорий и хозяйствующих субъектов. При этом основные принципы, формы и методы управления, используемые сегодня региональными органами и инвестиционно-финансовыми институтами, должны серьезно измениться. В настоящее время приоритет в региональном управлении инвестиционными процессами отдается законодательным, координационным и регулирующим, преимущественно экономическим методам [3, с. 22-29].

Ведущую роль во внедрении прогрессивных форм и методов управления инвестиционными отношениями играет формирование эффективного федерального и регионального законодательства, регулирующего процесс инвестиционной деятельности. При этом в федеральном законодательстве отражаются наиболее общие принципы, регламентирующие протекание  инвестиционной деятельности в масштабах всего Российского государства, на различных иерархических уровнях управления. А региональное инвестиционное законодательство призвано регулировать инвестиционную деятельность территориальных органов управления и субъектов хозяйствования в рамках отдельных территориальных систем, с учетом специфических особенностей их экономического функционирования и развития.

Следует отметить, что инвестиционная деятельность является комплексным и многогранным процессом, тесно взаимосвязанным с другими сферами экономической деятельности. Поэтому его эффективность в значительной степени определяется и регулируется положениями различных законодательных актов хозяйственного, бюджетного, налогового и других видов гражданского права. Но положения большинства из них сегодня только частично удовлетворяют современным требованиям рыночного ведения хозяйства и нуждаются в серьёзной и качественной доработке.

В первую очередь это относится к федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон призван определять и регулировать инвестиционные взаимоотношения различных структур и субъектов хозяйствования как в масштабах российской экономики, так в рамках взаимодействия с мировой экономической системой. Однако сегодня многие положения данного закона являются морально устаревшими и мало соответствуют современным требованиям рыночного ведения хозяйства. Поэтому данный ограниченный и несовершенный закон в инвестиционном законодательстве России целесообразно заменить прогрессивным и современным законодательным актом.

В первой основной его части следует сформулировать базовые принципы инвестиционной политики России с учетом современных условий и приоритетных направлений инновационного характера развития нашей экономики. Сферой его действия должны явиться все известные формы и виды инвестиций, типы инвестиционных отношений и все инвесторы, участвующие в этом процессе.

Во второй основной части этого закона должны быть отражен приоритет государственного регулирования в области инвестиционных отношений и прописаны основные принципы, формы и методы государственного управления инвестиционной деятельностью в масштабах страны, территориальных систем, а также на уровне отдельных субъектов хозяйствования; определена ведущая роль региональных и муниципальных органов управления в активизации этих процессов в рамках данных территориальных систем; сформулированы принципы и механизмы государственной поддержки и стимулирования роста инвестиционной активности субъектов хозяйствования и территориальных органов управления и т. д.

Приоритетным направлением совершенствования финансового, бюджетного и налогового законодательства в целом сегодня является придание бюджетным и налоговым отношениям инвестиционной направленности, определение законодательных основ формирования эффективного механизма финансирования и управления инвестиционной деятельностью, внедрения прогрессивных форм и методов государственного стимулирования инвестиционной активности производителей.

Основными в пакете законов, регулирующих инвестиционную деятельность в масштабах субъекта Федерации, являются собственно закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в данном субъекте Федерации, определяющий сущность, базовые принципы и основные направления инвестиционной политики территорий, и ряд законов, регламентирующих отдельные стороны инвестиционной деятельности в рамках территориальной системы. Структура этих законов определяется специфическими особенностями развития и приоритетами экономической и социальной политики субъекта Федерации.

В настоящее время большинство субъектов Федерации имеют более или менее разветвленную систему региональных законодательных актов, регулирующих вопросы организации и управления инвестиционной деятельностью. Однако недостатки действующего федерального законодательства и отсутствие единообразия в определении целей, подходов и территориальных механизмов решения инвестиционных проблем в региональных законах значительно снижает эффективность проводимой ими инвестиционной политики. Поэтому регионам сегодня необходима единая типовая структура законодательных актов субъектов Федерации, основанная на сформулированных в федеральном законодательстве прогрессивных подходах к управлению инвестиционным процессом. В то же время, эти базовые законодательные принципы могут дополняться, расширяться и совершенствоваться регионами с учётом специфики и насущных потребностей их функционирования, решаемых задач, реальных  и потенциальных возможностей инвестиционного развития.

Другим приоритетным направлением совершенствования форм и методов регионального управления инвестиционной деятельностью является развитие и совершенствование системы комплексного прогнозирования экономических процессов на основе сочетания моделирования экономического развития территорий и комплексного целевого планирования совершенствования отдельных производственных систем. Такая региональная система основывается на разработке и реализации ряда целевых инвестиционных программ территориальной направленности. Использование современных методов экономико-математического моделирования и прогнозирования позволяет вывести процесс формирования комплексных целевых инвестиционных программ развития территорий на качественно новый уровень.

Стержневой среди этих целевых программ призвана стать комплексная региональная программа инвестиционных приоритетов инновационного развития территорий. Её разработка, во-первых, обеспечивает селективное выделение инвестиционных приоритетов в рамках региональных целевых программ и стратегических планов. Во-вторых, реализует координационную функцию в разработке и осуществлению других территориальных инвестиционных программ и отдельных бизнес-проектов.

В-третьих, применение эконометрических, балансовых и оптимизационных методов исследования позволяет достаточно достоверно и качественно оценить затратные и результативные параметры таких комплексных территориальных инвестиционных программ, а также экономический и социальный эффект их реализации.
В-четвертых, использование пообъектных балансовых схем финансирования инвестиционной деятельности обеспечивает оптимальное сочетание государственных и негосударственных источников финансирования инвестиций в данной территориальной системе.

Третьим перспективным направлением совершенствования форм и методов управления инвестиционной деятельностью является внедрение прогрессивных видов организации процессов инвестирования. Среди них можно назвать такие  виды инвестирования как лизинговые операции, ипотечное кредитование жилищного строительства, синдицированное кредитование и т. д. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что внедрение новых видов, форм  и методов ведения инвестиционных операций, при соответствующей их подготовке, обеспечивает прекрасные результаты в рамках любой экономической системы.

Ещё одной приоритетной экономической формой управления инвестиционной деятельностью в перспективе может стать развитие регионального рынка ценных бумаг. При этом под региональным рынком ценных бумаг искусственно выделяемый сегмент российского фондового рынка, который реализует определённые региональные интересы с помощью своих специфических инструментов – региональных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

В ближайшей перспективе в российской экономике целесообразно обеспечить активное развитие и совершенствование регионального рынка ценных бумаг за счёт привлечения инвестиционных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках, как посредством субфедеральных, так и корпоративных займов. Однако, в целях достижения значительного роста эффективности использования привлекаемых ресурсов, во-первых, эти заимствования  должны осуществляться преимущественно на долгосрочной и среднесрочной основе и направляться, в первую очередь, для инвестирования технологического и инновационного развития производства.

Во-вторых, предпочтение должно оказываться привлечению внутренних ресурсов, в том числе и средств населения, на взаимовыгодной основе. В-третьих, масштабы этого  привлечения должны законодательно регламентироваться и контролироваться государством. В-четвёртых, использование этих мобилизуемых регионами и хозяйствующими субъектами финансовых ресурсов должно иметь приоритетный инвестиционный характер. На инвестиции в развитие основного капитала должно направляться не менее 50% привлекаемых территориальной системой заёмных финансовых средств.  В-четвёртых, инвестиционное использование привлекаемых регионами ресурсов должно осуществляться преимущественно в рамках специальной  региональной целевой программы.


Библиографический список

  1. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2000. — 495 с.
  2. Enrait M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // Word Link. 1992. No:5.
  3. Морозов В.В., Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф. Инновационная модель антикризисного управления инвестиционно-финансовыми взаимоотношениями в регионе. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. – 52 с.
  4. Лагунов В., Морозов А. Коллизии рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций в 2007 г. / Рынок ценных бумаг. 2007. № 20. – С. 61-69.