6+

Вопросы организации и управления дополнительным образованием студентов на базе юридических клиник профильных вузов (на примере Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС)

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


старший преподаватель кафедры публичного и частного права, руководитель юридической клиники
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления филиал
hopeless07@rambler.ru

Аннотация

В настоящей статье сформулированы актуальные проблемы организации и управления дополнительным образованием, с которыми столкнулась юридическая клиника Дальневосточного института управления. В исследовании сформулированы авторские предложения, направленные на решение проблемных вопросов организации и управления дополнительным образованием. В процессе исследования применялись методы научного познания: анализ, синтез, аксиологический и логический метод исследования. Настоящая статья может представлять интерес для широкого круга лиц, задействованных в системе оказания бесплатной юридической помощи. Выводы исследования могут применяться в образовательной деятельности.

Ключевые слова

организация и управление дополнительным образованием, юридических клиник профильных вузов, материально-техническое обеспечение юридических клиник, финансирование юридических клиник

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Винник Надежда Витальевна
Вопросы организации и управления дополнительным образованием студентов на базе юридических клиник профильных вузов (на примере Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС)// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (91). Номер статьи: 9103. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9103/

Введение

С конца девятнадцатого века в России велись дискуссии о необходимости дополнения классического образования практической деятельностью студентов под руководством преподавателей. Основные идеи клинического образования были выработаны российскими учеными – правоведами в начале 20 века. Лишь в конце двадцатого столетия эти идеи начали реально воплощаться. В настоящее время большинство юридических вузов и факультетов создали специальные подразделения – юридические клиники, в которых студенты в процессе обучения дополнительно приобретают навыки практической юридической деятельности.

Дополнительное юридическое клиническое образование переживает своё становление и только начинает приобретать признаки системности. Проблемы, с которыми оно сталкивается, по нашему мнению, можно считать «болезнями роста», которые рано или поздно удастся преодолеть. С целью исследования и формулирования проблем в системе организации и управления дополнительным юридическим образованием, нами проведено изучение проблем на примере юридической клиники Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС.

 

Результаты исследований

Юридическая клиника была образована в 2013 году Положением «О юридической клинике Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС» как отдельное структурное подразделение. В соответствии с Положением, Клиника является одной из инновационных форм современных образовательных технологий, обеспечивающих программу непосредственного сочетания теоретической и практической подготовки обучающихся, и является формой прохождения практики, состоящей в оказании обучающимися под руководством преподавателя бесплатной юридической помощи.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений» [1, с. 306]. Инновация— это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Следовательно, дополнительное юридическое клиническое образование позиционируется как нечто новое, ранее не существовавшее. Однако известно, что юридические клиники впервые появились за рубежом и были, по существу, «калькой» медицинских клиник, где практиковали студенты-медики под руководством опытных преподавателей, оказывая медицинскую помощь нуждающимся. Подобная медицинская практика pro bono описана Сомерсетом Моэмом в произведении, ставшем классикой, «Бремя страстей человеческих» [2]. Полагаем, что инновационность клинического образования несколько преувеличена. Можно предположить, что те или иные термины могут появляться в локальных нормативных актах под воздействием переменчивых трендов. В настоящее время «инновация» утратила свойство «трендовости». Полагаем, что понятие юридической клиники, сформулированное в Положении, нуждается в пересмотре.

Положение о юридической клинике гарантирует предоставление помещения оборудования для приёма граждан и проведения консультаций. В документе также указывается на то, что помещение клиники обеспечивается компьютерной, печатной и копировальной техникой, средствами факсимильной и телефонной связи, обеспечивается подключение к телефонной сети и сети «Интернет», мебелью для организации проведения консультаций и переговоров. В реальности большинство перечисленных материальных благ носят декларативный характер и существуют только в Положении.

Юридическая клиника Дальневосточного института управления обеспечена помещением на первом этаже, что обеспечивает доступность юридической помощи для людей с ограниченными возможностями здоровья, в помещении имеется мебель для проведения консультаций и переговоров и подключение к телефонной связи. Отсутствует компьютерная, печатная и копировальная техника, средства факсимильной и телефонной связи, подключение к сети «Интернет». Очевидно, что уровень материально-технического обеспечения подразделения института, выполняющего образовательные и социально значимые для общества функции, не позволяет эти функции выполнять. Для осуществления возложенных Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» задач по дополнительному образованию и оказанию бесплатной правовой помощи юридически самостоятельному подразделению приходится пользоваться ресурсами кафедры, в штате которой состоит руководитель Клиники. Тем самым возникает ситуация, при которой кафедра вынуждена выполнять несвойственные ей функции по обеспечению деятельности отдельного структурного подразделения и дополнительному юридическому образованию. С позиции дополнительного образования, оказания правовой помощи и распределения ответственности за качество данная ситуация представляется неверной.

Кроме того, дополнительное клиническое образование связано с работой с персональными данными лиц, обратившихся за правовой помощью. Законодательство обязывает субъектов, осуществляющих обработку и хранение персональных данных принимать меры защиты такой информации [4]. В помещение, предоставленное юридической клинике, имеют доступ третьи лица, не относящиеся к системе бесплатной правовой помощи и дополнительному клиническому образованию. Таким образом, юридическая клиника не может гарантировать сохранность персональных данных. Необходимо ограничить доступ в помещение юридической клиники третьих лиц и выдавать ключи от кабинета только сотрудникам клиники.

Пункт Положения, гарантирующий Клинике материально-техническую самостоятельность, не отражает действительности, вследствие чего указанный локальный нормативный акт не является регулятором общественных отношений по поводу дополнительного юридического образования. Необходимо пересмотреть распределение средств вуза в соответствии с внутренними локальными актами образовательного учреждения.

Полагаем, что проблема материально-технического обеспечения знакома многим юридическим клиникам, в особенности удалённым от центров правовой мысли, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Саратов. Очевидно, что в ближайшее время подавляющему большинству юридических клиник не достичь уровня юридической клиники «Pro bono» МГЮА имени Кутафина. Экономическое неравенство субъектов Российской Федерации только усиливается. Региональные вузы стараются обеспечить основное образование, тратят ресурсы на то, чтобы сохранить аккредитацию и сохранить свою субъектность и привлечь абитуриентов, которые ещё не решились на переезд в центральные регионы. Дополнительное юридическое образование остаётся в тени.

Как правило, вузы не тратят средств на повышение квалификации преподавателей, занимающихся дополнительным юридическим образованием. В Дальневосточном институте управления за весь период существования юридической клиники не проводилось соответствующих курсов повышения квалификации, преподаватели не направлялись на повышение квалификации в другие образовательные организации. В условиях нехватки финансирования повышение квалификации могут проводиться дистанционно. Однако необходимо стремиться к очному повышению квалификации, так как только очные формы помогают установить социальные связи и лучше перенять опыт.

Неравенство юридических клиник приводит к невозможности обеспечения единого стандарта качества дополнительного юридического клинического образования и оказания бесплатной правовой помощи гражданам в разных регионах нашей страны.

 

Заключение

Юридическая клиника может являться эффективным инструментом подготовки современного юриста при поддержке администрации образовательного учреждения и реализации собственных инициатив по внедрению лучших правовых практик. В 2019 г. юридическая клиника Дальневосточного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации вступила в Ассоциацию развития юридических клиник. В настоящее время в Ассоциации подготовлен проект Концепции развития и поддержки юридических клиник в Российской Федерации до 2025 года. Студенты ДВИУ включились в работу по обсуждению данного документа. Обмен опытом и методическими материалами позволит совершенствовать подготовку современного юриста на базе клиники и повышать качество юридического образования.


Библиографический список

  1. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. М.: Центрполиграф, 2005. 656 с.
  2. Моэм С. Бремя страстей человеческих. М.: АСТ, 2020. 800 с.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 8, ст. 6725.
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3451.