6+

Применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании

Авторы


Россия, Туймазинский государственный юридический колледж
guzel-samigullina2112@mail.ru

Аннотация

Цель исследования: проанализировать особенности применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: рассмотреть сущность эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании, выявить роль и значение эффективных цифровых технологий в образовательном процессе в профессиональном образовании; исследовать практику применения эффективных цифровых технологий по дисциплине «Бухгалтерский учет», разработать предложения и рекомендации по методическому совершенствованию применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Предмет исследования составляют эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Методы исследования: изучение литературы, обобщение, логический, анкетирование, сравнительный и др. методы исследования.

Ключевые слова

цифровые технологии обучения, профессиональное образование, профессиональная деятельность выпускников экономических ВУЗов и СУЗов, эффективные технологии обучения.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Статья подготовлена при поддержке и в рамках мероприятия DR-2020 «Международный конкурс научных работ и проектов молодых исследователей “Цифровой регион – 2020”» (Наука и образование on-line)

Рекомендуемая ссылка

Самигуллина Гузель Раяновна
Применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (93). Номер статьи: 9304. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9304/

Введение

Актуальность исследования. Качество человеческого капитала в настоящее время становится основой глобальной конкурентоспособности стран. Именно в этом причина того, что во всем мире учебные заведения разрабатывают эффективные технологии обучения.

При этом  эффективные цифровые технологии обучения, которые основаны на активизации студентов, существенно изменяют роли педагога (роль информатора сменяется ролью консультанта) и обучающегося (информация выступает не в качестве цели, а в качестве средства для освоения действий, операций профессиональной деятельности), т.е. деятельность учителя уступает место активности студентов в профессиональном образовании, задачей педагога является создание условий для инициативы обучающихся. Основным вопрос становится: «Как учить?», и только потом — «Чему учить?» Следовательно, в условиях действия федерального государственного образовательного стандарты, студенты действительно становятся центральными фигурами образовательного процесса, заставляющие организовать процесс профессионального образования в ВУЗзах и СУЗах как познание, а не обучение, как это было до сих пор в соответствии с традиционным обучением.

Трансформация условий и характера профессиональной деятельности выпускников экономических ВУЗов и СУЗов неизбежно приводят к необходимости совершенствование процессов их обучения с применением цифровых технологий.

Это позволяет подготовить выпускника экономического ВУЗа (СУЗа) к системным действиям в профессиональной ситуации, осуществлять работу с постоянно растущим потоком информации, анализу и планированию собственной деятельности, к действиям перед лицом неопределенности, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), а также творческой самореализации.

Степень изученности проблемы. К настоящему времени имеется незначительное количество научных работ, посвященных проблематике применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Это работы таких авторов, как: А.О. Палянычко, М.Г. Рожкова, Л.Н. Анацкая,.О. Палянычко, М.Г. Рожкова, Т.В. Косорученко, Т.В.  Крепс и др. Следует отметить, что в работах названных авторов даются теоретические основы применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании, но, в то же время, остаются неразработанными практические основы применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании.

 

Теоретические аспекты применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании

Сущность эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании

Современные рыночные реалии диктуют процессу обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании определенные условия, связанные с экономическим успехом трудоустройства будущих выпускников-экономистов, что само по себе влечет за собой затраты ресурсов из образовательных учреждений, которые, в свою очередь, стремятся их минимизировать. Таким образом, возникает проблема, которую педагоги «стремятся решить, в том числе с использованием современных эффективных технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании» [2, с. 81].

Т.В. Крепс верно отмечает, что эффективные технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании направлены на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности студентов, что способствует приобретению будущими специалистами-экономистами «навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и, одновременно, обогащению личности в целом» [3, с. 124].

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении эффективных технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы обучения, новый подход к процессу обучения.

Согласно словарю С. И. Ожегова, технология представляет собой совокупность процессов в конкретной отрасли, а также научное описание методов производства. Технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – совокупность методов, реализованных в каком-либо процессе [5, с. 415].

Технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании — это систематический метод проектирования, реализации, оценки, корректировки и последующего воспроизводства образовательного процесса в процессе обучения экономическим дисциплинам.

Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых педагог воздействует на обучаемых.

Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволюционировали вместе с ним.

Цифровые технологии представляют собой основанные на методах кодировки и передачи информации дискретную систему, которая позволяет совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени.

Эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании – это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: современное содержание, (передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес–практике, должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации), современные методы обучения (активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала), современная инфраструктура обучения (которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения).

Следует отметить, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закреплены понятия «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», условия и ограничения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, цифровые (электронные) библиотеки с электронными учебными изданиями;

Т.В. Косорученко считает, что с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся «целесообразно применять активные и интерактивные формы проведения занятий (в виде элементов тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой» [4, с. 3].

А.О. Палянычко, М.Г. Рожкова отмечают, что «обязанность педагога — поддерживать студента с помощью ресурсов, в частности, говорить об онлайн-ресурсах, которые содержат необходимую информацию» [6, с. 28].

Использование цифровых технологий в обучении экономическим дисциплинам в профессиональном образовании стало одним из важнейших достижений мировой образовательной деятельности последнего десятилетия. Развитие новых информационных технологий и их внедрение в учебный процесс, несомненно, «влияет на развитие личности современного студента, обучающегося экономическим дисциплинам, его восприятие окружающего мира» [8].

Проникновение иммерсивных технологий в систему образования также тесно связано с играми. Развивающие игры по экономическим дисциплинам с использованием «цифры» могут не только весело переживать сложные проблемы, но и выстраивать сложные системы взаимодействия между студентами-экономистами, «погружая их в необходимую экономическую атмосферу.

Л.М. Андрюхина, характеризуя технологию телеприсутствия, выделяет такой показатель эффективности как погружение (эффект иммерсивности). Эффект погружения создает ощущение нахождения в другом реальном месте (научной лаборатории, выставочном зале, предприятии и т. д.), он «сам по себе может открыть большие возможности в обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании» [8].

Однако в настоящее время существуют некоторые ограничения на создание иммерсивной среды в профессиональном образовании в процессе обучения экономическим дисциплинам. В частности, А.В. Замков различает проблемы как технико-экономического, так и психофизического характера, «ограничения технико-экономического уровня вполне очевидны — это потребность в дорогих рабочих станциях, специальных конечных устройствах, высококачественной оптике и высокоскоростных каналах связи» [9].

Проблемы такого характера характерны практически для любой развивающейся технологии и могут быть решены на финансовом уровне.

Несмотря на проблемы, отмеченные новой технологией, можно с уверенностью сказать, что она будет все больше и больше проникать в образовательные процессы учащихся цифрового поколения, эмоционально захватывать их.

 

Роль и значение эффективных цифровых технологий в образовательном процессе в профессиональном образовании

Для реализации познавательной и творческой деятельности студента в учебном процессе при обучении экономическим дисциплинам в профессиональном образовании используются современные эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам, позволяющие повысить качество образования, более эффективно «использовать учебное время» [7, с. 51].  Внедрение современных эффективных цифровых технологий в учебный процесс обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании позволяет педагогу усилить глубину и силу знаний, закрепить навыки в различных сферах деятельности; развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою образовательную, самообразовательную деятельность; вырабатывать навыки строгого соблюдения требований технологической дисциплины при организации учебных занятий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании.

Использование широкого спектра эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании позволяет педагогу эффективно использовать учебное время и достигать высоких результатов обучения учащихся.  Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основу обучения должны составлять не столько академические дисциплины, сколько современные методы мышления и деятельности. Необходимо не только освободить специалиста в сфере экономики, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его на этапе обучения в разработку новых эффективных технологий, адаптировать его к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным самостоятельно осуществлять выбор управленческих решений.  Преимущества применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании заключаются в том, что функции педагога и студента меняются, педагог становится консультантом, а ученикам предоставляется большая независимость в выборе способов изучения учебного материала.

Эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании предоставляют широкие возможности для дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности.  Результат применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании в меньшей степени зависит от умения педагога, он определяется совокупностью его составляющих.  Эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса — подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере экономики с использованием «цифры». Основываясь на опыте применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании, можно выделить некоторые их преимущества: они помогают обучать студентов активным способам получения новых знаний; предоставить возможность освоить более высокий уровень личной социальной активности; создать в обучении экономическим дисциплинам в профессиональном образовании такие условия, при которых студенты не могут не учиться; стимулировать творческие способности студентов; помочь приблизить учебу к практике повседневной жизни, сформировать не только знания, навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Таким образом, роль и значение эффективных цифровых технологий в образовательном процессе в настоящее время возрастает, поскольку активность при применении эффективных технологий в изучении экономических дисциплин в профессиональном образовании как в самостоятельной, так и коллективной деятельности обучающихся возможна лишь при наличии стимулов. Главной целью применения эффективных цифровых технологий в изучении экономических дисциплин в профессиональном образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

 

Практические основы применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании

 

Практика применения эффективных технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК»

Эффективной технологией при обучении экономическим дисциплинам являются информационные технологии, так как это не только глобальный источник информации, но к  тому  же  актуальное  средство  мотивации  студентов  к  учебной  деятельности.

Современный человек и дня не проводит без компьютера и мобильного  телефона,  которые  он  использует,  в  основном,   для  того,  чтобы  погрузиться  в виртуальный мир компьютерных игр и общения в социальных сетях. И в этом есть свои  плюсы,  так  как,  использование  очень  хорошо  известного  студентам  технического  оснащения в образовательных целях, помогает активизировать и привлечь их внимание.

Современное профессиональное образование переживает период быстрой трансформации, связанной с наступлением эпохи цифровых технологий. Сегодня общение, совместная работа и распространение информации стали проще, чем когда-либо прежде.

Обучение в ГАПОУ «ТГЮК» на современном этапе проводится на различных уровнях, которые включают в себя и персональных преподавателей, и передовые Интернет-технологии. Использование современных информационных технологий в ГАПОУ «ТГЮК» сделало обучение более доступным, в том числе увеличив спрос на дистанционное обучение.

Использование технологий дистанционного обучения в ГАПОУ «ТГЮК» в условиях пандемии вируса Covid19 упрощает студентам доступ к обучению, а также делает его более персонифицированным, что объясняет рост популярности дистанционного обучения среди студентов.

Современное дистанционное обучение в ГАПОУ «ТГЮК» строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Для более качественного восприятия студентами экономических дисциплин преподавателям ГАПОУ «ТГЮК» приходится применять различные компьютерные технологии с целью:

  1. Индивидуализации и дифференцирования процесса обучения.
  2. Осуществления контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью.
  3. Осуществления самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.
  4. Высвобождения учебного времени за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ.
  5. Визуализации учебной информации.
  6. Моделирования и имитирования изучаемых процессов и явлений.
  7. Формирования у студентов умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях.
  8. Развития у них определенных видов мышления (например, наглядно-образного, теоретического).
  9. Усиления мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций).
  10. Формирования культуры познавательной деятельности и т.д.

Здесь важно отметить, что в современном образовании компьютер и интернет не решает всех проблем, можно применять его, как многофункциональное средство обучения, но  в  сочетание  с  современными  педагогическими  технологиями,  которые  позволяют,  создать условия для проявления познавательной активности студентов.

В целях эффективности применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК» со студентами ГАПОУ «ТГЮК» было проведено анкетирование.

В исследовании приняли участие 10 студентов ГАПОУ «ТГЮК». Возраст студентов ГАПОУ «ТГЮК», принявших участие в исследование: 17-19 лет.

По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что большинство преподавателей ГАПОУ «ТГЮК» применяют в своей деятельности эффективные цифровые технологий в обучении экономическим дисциплинам (рисунок 1)

 

Результаты анкетирования на вопрос «Применяют ли преподаватели ГАПОУ «ТГЮК» в своей деятельности эффективные цифровые технологий в обучении экономическим дисциплинам»

Рисунок 1. Результаты анкетирования на вопрос «Применяют ли преподаватели ГАПОУ «ТГЮК» в своей деятельности эффективные цифровые технологий в обучении экономическим дисциплинам»

 

Результаты анкетирования показали, что у всех студентов, принявших участие в исследовании есть интерес к применению эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам.

На вопрос «существуют ли условия для развития применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК»» большая часть студентов ответила положительно. Сказанное выше подтверждает рисунок 2.

 

Результаты анкетирования на вопрос «Существуют ли условия для развития применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК»?»

Рисунок 2. Результаты анкетирования на вопрос «Существуют ли условия для развития применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК»?»

 

Большая часть студентов (70%) оценивает эффективность применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК» в средней степени.

На вопрос «необходима ли разработать предложения, направленные на развитие применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК»» все испытуемые ответили положительно.

На основании проведенного исследования были разработаны предложения по совершенствованию применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК».

 

Предложения по совершенствованию применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК»

На наш взгляд, для более качественного восприятия дисциплины «Бухгалтерский учет» в ГАПОУ «ТГЮК» целесообразно использовать на занятиях ППП (пакет прикладных программ, например «1-С: Бухгалтерия 8», который можно установить в компьютерных классах ГАПОУ «ТГЮК» для работы в терминальном режиме. Выбор системы «1-С: Бухгалтерия 8» не является случайным, поскольку это мощная универсальная система нового поколения. Конфигурируемость как основное свойство системы позволяет настроить прикладную подсистему на автоматизированное ведение бухгалтерского учета.

Для работы с системой «1-С: Бухгалтерия 8» можно разработать лабораторный практикум «Сквозная задача по ведению бухгалтерского учета» для студентов очной и заочной форм обучения позволяет наглядно раскрыть технологию компьютерной обработки учетной информации, знакомит со средствами получения результатной информации

Приобретенный студентами навык работы в данной конфигурации имеет огромное значении при трудоустройстве на работу (особенно для студентов очного отделения) после окончания обучения в ВУЗе, экономит финансовые средства и время последних. Обучая работе в программе, преподаватель ГАПОУ «ТГЮК» получит возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у студентов, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск

На наш взгляд,  уместно активное применение информационных технологий в реализации  проектной  деятельности  на  занятиях по экономическим дисциплинам.  Например,  по  окончанию определенного  раздела  экономической дисциплины  можно  предложить  студентам  создать  свои  индивидуальные  мини-проекты. Содержание проектов определяется пройденными темами. Для создания  проектной  работы по экономическим дисциплинам студенты ГАПОУ «ТГЮК» могут использовать сервис  Voki,  программы  для  создания видеороликов, стандартную мультимедийную презентацию Power  Point. В этой связи следует отметить, что метод проектов при  изучении экономических дисциплин широко используется в Германии, где студенты со второго семестра первого курса уже выполняют проекты в подгруппах. Им могут быть выданы определенные средства для самостоятельной закупки материалов, эти траты нужно рассчитать, обосновать. Они самостоятельно могут усложнить задание и найти пути его решения, при этом используются компьютерные программы.

В этой связи следует отметить, что презентация  позволяет  иллюстрировать  рассказ  преподавателя  на  занятиях по экономическим дисциплинам, на занятиях можно использовать такие формы работы, как подготовка студентами  сообщений  и  рефератов,  составление  проектов.  Данный  вид  учебной  деятельности  позволяет  развивать  у  студента  логическое  мышление.

В  процессе  демонстрации  презентации студенты приобретут опыт публичных выступлений.

 

Заключение

Проанализировав применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании можно сделать следующие выводы.

В результате исследований изучены теоретические аспекты применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Было выявлено, что эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании направлены на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности студентов, что способствует приобретению будущими специалистами-экономистами навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и, одновременно, обогащению личности в целом. Эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и направленная на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности студентов, что способствует приобретению будущими специалистами-экономистами навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и, одновременно, обогащению личности в целом. Стержнем таких технологий является стимулирование студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе разрешения жизненных задач. Преподаватель при этом лишь оперативно управляет процессом решения дел.

В ходе исследований проанализированы практические аспекты применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Было выявлено, что использование современных информационных технологий в ГАПОУ «ТГЮК» сделало обучение более доступным. Результаты проведенного анкетирования показали, что большая часть студентов (70%) оценивает эффективность применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК» в средней степени. На вопрос «необходима ли разработать предложения, направленные на развитие применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК»» все испытуемые ответили положительно.

В результате проведенного исследования можно сформулировать предложения и рекомендации, направленные на усовершенствование применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании:

1) В процессе обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании целесообразно использовать на занятиях ППП (пакет прикладных программ, например «1-С: Бухгалтерия 8», который можно установить в компьютерных классах;

2) На наш взгляд,  уместно активное применение информационных технологий в реализации  проектной  деятельности  на  занятиях по экономическим дисциплинам.  Например,  по  окончанию определенного  раздела  экономической дисциплины  можно  предложить  студентам  создать  свои  индивидуальные  мини-проекты. Содержание проектов определяется пройденными темами. Для создания  проектной  работы по экономическим дисциплинам студенты могут использовать сервис  Voki,  программы  для  создания видеороликов, стандартную мультимедийную презентацию Power  Point. Метод проектов при  изучении экономических дисциплин широко используется в Германии, где студенты со второго семестра первого курса уже выполняют проекты в подгруппах.


Библиографический список

  1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273–ФЗ (ред. от 03.2020 № 45-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – 2 марта, № 9, ст. 1137.
  2. Анацкая Л.Н. Современные технологии в преподавания экономики // Педагогическая наука и практика. – 2015. – № 3. – С. 81–84.
  3. Крепс Т.В. Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин // Научный вестник ЮИМ. – 2018. – № 4. – С. 124–131.
  4. Косорученко Т.В. Организационно–методическое и информационное сопровождение процесса преподавания прикладных экономических дисциплин в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – № 6. С. 3–4.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва : Технологии, – 2016. – 944 с.
  6. Палянычко А.О., Рожкова М.Г. Зарубежный опыт преподавания экономических дисциплин // Southern almanac of scientific research. – 2018. – № 5. С. 27–30.
  7. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, – 2017. – 144 с.
  8. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования //Образование и наука. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/12527/1/edscience_2014_8_117_005.pdf (дата обращения 30.06.2020).
  9. Замков А.В. О виртуальном расширении медиареальности / А.В. Замков [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2351 (дата обращения 30.06.2020).