Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Управление развитием человеческого капитала в цифровой экономике

Управление развитием человеческого капитала в цифровой экономике

Информация о диссертационном исследовании

Зеленов Александр Васильевич

Управление развитием человеческого капитала  в цифровой экономике

  • Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2020
  • Работа выполнена в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. Цифровая экономика активно распространяется по миру, вовлекая в трансформационные процессы все большее число стран и людей; видоизменяя традиционные формы производства и потребления, зарождая новые форматы организационного и экономического взаимодействия. Глобальные изменения требуют формирования принципиально новых навыков и компетенций, которые необходимы как для участия в создании и распространении цифровых технологий, так и для их использования в повседневной жизни. В данном контексте актуальность научных изысканий, посвященных формированию и развитию человеческого капитала, его кардинальной трансформации, а также значительной роли в развитии цифровой экономики очевидна. Между тем рецессивными остаются следующие направления научных исследований:

  • во-первых, в большинстве развитых государств происходит активная трансформация моделей организации деятельности, обусловленная использованием цифровых технологий в бизнес-сообществе и социальной сфере. Новая ступень индустриализации вызвана появлением глобальных промышленных сетей и открытых информационных систем, основанных на развитии интернета, систем искусственного интеллекта, облачных технологий, цифровых платформ. Такого рода трансформация является очередным глобальным вызовом, стоящим перед страной в целом и каждым человеком в частности;
  • во-вторых, передовые технологии оказывают активное влияние и преобразовывают экономическую, социальную, культурную среду. В цифровом мире знания и таланты становятся определяющим фактором производства, предпринимательства и занятости, стимулируя развитие рынка труда в направлении «высокая квалификация = высокая оплата». Растет спрос на высококвалифицированных работников и параллельно с этим уменьшается потребность в работниках с низким образовательным цензом и низкой квалификацией;
  • в-третьих, несмотря на то, что подавляющее большинство взрослого населения страны имеют опыт пользования компьютером, социальными сетями, интернетом, тем не менее темпы цифровой трансформации национального экономического пространства значительно превышают уровень навыков и умений в области применения средств цифровой среды россиянами. В этой связи достаточно остро стоит проблема цифровой грамотности населения как в профессиональной среде, так и на пользовательском уровне;
  • в-четвертых, успешность преобразования человеческого капитала в новом качестве, основанном на приобретении цифровой компетентности, напрямую зависит от инновационной среды, что требует от государственной власти особого внимания и дополнительной вовлеченности в процессы создания и стимулирования развития цифровых образовательных экосистем.

Указанные обстоятельства актуализируют тему диссертации и определяют круг задач, подлежащих решению в рамках данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование базируется на теоретических и методологических положениях, разработанных отечественными и зарубежными авторами, эффективной практике управления человеческим капиталом в условиях инновационного развития.

Проблемы формирования и аккумулирования знаний, развития человеческого капитала в цифровой экономике получили освещение в трудах таких отечественных и зарубежных экономистов, как Арутюнова Е.А., Беккер Г., Гараван Т., Гвоздева М.А., Кислинская М.В., Кузнецова А.Р., Мерзляко-ва Е.А., Овчинникова Т.И., Серебрякова Н.А., Хмелева Г.А., Шульц Т. Однако в работах указанных и других авторов не нашла должного отражения проблема управления человеческим капиталом с точки зрения рассмотрения его как системообразующего компонента инновационной экосистемы.

Исследованию концептуальных аспектов развития инновационной деятельности посвящены труды таких ученых, как Абалкин Л.И., Анисимов Ю.П., Глазьев С.Ю., Гринберг Р.С., Ивантер В.В., Касаткин П.И., Клей-нер Г.Б., Ковальчук Ю.А., Кондратьев Н.Д., Кузык Б.Н., Липсиц И.В., Львов Д.С., Сильвестров С.Н., Степнов И.М., Харитонов В.В., Шухов Н.С., Яко-вец Ю.В. При этом в дальнейшей детализации и углублённой проработке нуждаются вопросы, раскрывающие влияние различных факторов на формирование нового качества человеческого капитала в процессе цифровизации экономики.

Возможности и вызовы цифровой экономики, проблемы управления развитием социально-экономических систем в условиях цифровизации отражены в работах таких ученых, как Власова М.А., Воронина Л.А., Лапи-дус Л.В., Медовников Д.С., Преображенский Б.Г., Свиридова С.В., Шваб К., Шманев С.В., Штрауб Р. Аднер Р., Беккер Г., Ицковиц Х., Кларк Б., Колмыкова Т.С., Кро-уфорд Р., Лейдесдорф Л., Машегов П.Н., Сироткина Н.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В. посвятили свои исследования изучению проблематики формирования элементов инновационных экосистем, обеспечения их организационно-экономического взаимодействия.

Между тем указанными и другими авторами в полной мере не были освещены проблемы кардинальной трансформации человеческого капитала вследствие воздействия процессов цифровизации, а также его значительной роли в развитии инновационных экосистем. Данное обстоятельство повлияло на выбор темы, объекта и предмета исследования, обусловило постановку цели и задач диссертации.

Область исследования: Исследование выполнено в рамках п. 2. Управление инновациями (2.3. Формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций. Определение подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Пути улучшения инновационного климата; 2.29. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития) паспорта научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке концептуальных положений, практических методов и процедур управления развитием человеческого капитала в условиях цифровизации экономики.

Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:

  • разработать теоретический подход к исследованию проблемы управления человеческим капиталом;
  • детерминировать и представить в структурном виде систему факторов, продуцирующих цифровую компетентность как новое содержательное качество человеческого капитала;
  • предложить методику оценки цифровой компетентности человеческого капитала;
  • разработать модель взаимодействия инновационных экосистем между собой и с окружающей средой;
  • сформировать организационный механизм взаимодействия образовательных экосистем с окружающим цифровым пространством.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает инновационная среда, нуждающаяся в формировании современных организационно-экономических механизмов развития нового качества человеческого капитала в условиях расширения инновационных экосистем. Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения по управлению развитием человеческого капитала в условиях цифровизации экономики.

Теоретико-методологической основой исследования являются диалектический, исторический, абстрактно-логический, другие общенаучные методы познания, а также системный и ситуационный подходы, методы структурно-функционального анализа, эмпирического обобщения, сравнения и группировок, табличные и графические приемы визуализации статистических и расчетных данных.

Информационную основу исследования составили официальные данные Министерства экономического развития РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы государственной статистики, публикации в научных изданиях по управлению инновациями и развитием человеческого капитала, оперативная информация о деятельности органов государственной власти в части динамики цифровиза-ции в России, материалы сети интернет.

Научная гипотеза исследования состоит в предположении, что стремительно эволюционирующая сетизация экономического пространства, основу которой составляет коллективное взаимодействие в целях достижения общих целей и интересов участников инновационных экосистем, способствует созиданию новых свойств, опыта, навыков, компетенций человеческого капитала, эффективное управление которым является ключевой предпосылкой цифровой трансформации национальной экономики.

Научная новизна результатов исследования состоит в решении важной научной задачи, заключающейся в совершенствовании теоретико-методического обеспечения проблемы управления развитием человеческого капитала в условиях цифровизации экономики.

К наиболее значительным новым научным результатам относятся следующие:

  1. Разработан теоретический подход к исследованию проблемы управления человеческим капиталом как совокупности способностей человека к получению образования, поддержанию здоровья, выполнению трудовых функций, соблюдению культурных норм в контексте развития инновационных экосистем, позволяющий определить перспективы приращения человеческого капитала и его трансформацию в условиях цифровизации экономики базирующийся на представлениях о кумулятивности как об отличительной особенности человеческого капитала, проявляющейся при его поступательном продвижении от индивидуального уровня (навыки, опыт, способности отдельного человека) и далее через микро-, мезо- до макроуровня.
  2. Детерминирована и представлена в структурном виде система факторов, продуцирующих цифровую компетентность как новое содержательное качество человеческого капитала, отличительной особенностью которой является аккумулирование дополнительных навыков, обеспечивающих жизнедеятельность и профессиональное становление в цифровой среде, в двух контурах: пользовательская компетентность – развиваются навыки, необходимые для эффективного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в личных целях (учеба, саморазвитие, коммуникации); профессиональная компетентность – основана на навыках, требующихся в работе, а также для развития, функционирования и обслуживания самих ИКТ, что позволяет обеспечить качественное воспроизводство человеческого капитала в условиях цифровой среды.
  3. Предложена методика оценки цифровой компетентности человеческого капитала, отличающаяся комплексностью, содержательностью, универсальностью, репрезентативностью, однозначной интерпретацией результатов, представленная системой показателей оценки пользовательской и профессиональной компонент цифровой компетентности, что обеспечивает: 1) возможность агрегировать результаты расчета в итоговый интегральный показатель; 2) ранжировать отдельные территории (регионы, федеральные округа, экономики стран) по степени цифровой компетентности человеческого капитала; 3) выявить слабые и сильные стороны пользовательской и профессиональной составляющих; 4) определить траекторию развития человеческого капитала в трансформирующемся цифровом мире.
  4. Разработана модель взаимодействия инновационных экосистем между собой и с окружающей средой, способствующая развитию и интеграции цифровых компетенций человеческого капитала, отличительной особенностью которой является визуализация образа множества экосистем как динамичных, сетевых структур, в которых участники объединены единой целью совместного со-созидания ценности с использованием общего комплекса технологий, что позволяет им одновременно и конкурировать, и сотрудничать для продвижения к новому витку инноваций.
  5. Сформирован организационный механизм взаимодействия образовательных экосистем с окружающим цифровым пространством, базирующийся на авторской модели инновационной образовательной экосистемы как взаимосвязанной, интегрированной и постоянно эволюционирующей сети образовательных пространств и их пользователей, отличительной особенностью которого является формализация системы сложных отношений между поставщиками и потребителями образовательных продуктов и услуг с использованием цифровых образовательных форматов (цифровые платформы, онлайн-курсы, образовательные мобильные приложения и устройства, приложения дополненной реальности), эффективная реализация которого позволит в будущем устранить барьеры доступа к образованию и приведет к изменению организации знания от его трансформации как линейного набора информации к мультимедийному объемному виду.

Обоснованность и достоверность полученных научных результатов достигается путем обработки репрезентативной выборки фактологической и статистической информации, эмпирического подтверждения предложенного методического инструментария, корректного использования элементов актуальных научных подходов.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании положений, расширяющих представления об инновационной среде как о пространстве развития человеческого капитала в контексте парадигмы цифрови-зации; разработке научно-практических мер, направленных на достижение эффективного функционирования национальной инновационной системы.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и рекомендации, адресованные государственным исполнительным органам власти федерального и регионального уровней, могут быть использованы в процессе разработки и реализации отраслевых и региональных стратегий цифровизации в части формирования нового качества человеческого капитала.

Автореферат диссертации

LoaderLoading...
EAD LogoTaking too long?

Reload Reload document
| Open Open in new tab

Скачать документ [1.01 MB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top