Особенности социального поведения выпускников вуза в условиях кризиса рынка труда

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
lora_tretyakova@mail.ru


доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента организации
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
feraru22@mail.ru

Аннотация

Предмет/тема. В связи с тем, что проблема обеспечения конкурентоспособности развития регионов в большей степени определяется эффективностью использования трудового потенциала через эффективную систему организации рынка труда, особую актуальность приобретает исследование социального поведения студентов ВУЗа при решении проблем, связанных с трудоустройством в условиях кризиса социально-трудовых отношений. Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, определяющие процессы и закономерности формирования и развития рынка труда. Цели/задачи: обосновать основные причины кризиса рынка труда в России, выявить рассогласования между диспозициями и фактическим поведением выпускников в социально-трудовых отношениях. 
Методология исследования. Методологической основой являются системный подход и метод диалектического познания, позволившие систематизировать и обосновать теоретические подходы, определяющие сущность трудового потенциала и раскрыть новое содержание данной категорий.
Результаты. К результатам проведенного исследования относятся: выделены основные причины кризиса рынка труда в России, выявлены рассогласования между диспозициями и фактическим поведением выпускников, предложен организационно-экономический механизм эффективного функционирования рынка труда; сформулированы выводы и предложения о мерах по минимизации рассогласований. Предложенные авторами научно обоснованные рекомендации и предложения могут быть применены законодательными и исполнительными органами власти при разработке социально-экономических проектов и программ, направленных на развитие регионального рынка труда.
Выводы/значимость: качественное формирование и развитие рынка труда региона зависят от профессиональной мотивации выпускников ВУЗов в трудовой сфере, что позволит создать базу для воспроизводства трудовых ресурсов, определяя их количественный и качественный состав.

Ключевые слова

кризис рынка труда, общественное сознание, студенческая молодежь, диспозиционная регуляция поведения.

Категории статьи:

Рекомендуемая ссылка

Третьякова Л.А. , Ферару Г.С.
Особенности социального поведения выпускников вуза в условиях кризиса рынка труда// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (50). Номер статьи: 5008. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5008/
Актуальность рассмотрения проблемы, связанной с влиянием кризиса рынка труда на сознание и поведение студенческой молодежи, обусловлена тем, что профессиональная мотивация студенчества во все времена служила инструментом для определения направления изменений, происходящих не только в отношении последующих возможностей самореализации молодых людей или перспектив развития образования, а в целом социально-экономического вектора развития  страны. Кроме того, это еще раз подтверждает основные положения Концепции экономического детерминизма, доказывающие, что экономические факторы, экономическая структура общества, совокупность производственных отношений определяют вектор развития не только государственного строя, его политическое содержание, но  являются решающими при объяснении социального поведения гражданского общества, в котором студенческая молодежь – это главный наиболее активный и ресурсоемкий базис.

Концептуальные положения экономического детерминизма были представлены К. Марксом, а затем глубоко изучены и обобщены Полем Лафаргом, автором известной научной работы «Экономический детерминизм Карла Маркса», где он обоснованно доказывает зависимость общественных отношений, объективно проявляющихся через социальный прогресс, справедливость, свободу выбора от  экономических отношений, и на основе социально-экономических условий складывающихся в обществе [1].  Формирование и раскрытие трудового потенциала молодежи начинается в процессе получения высшего профессионального образования, неотъемлемой частью которого является ориентация на качественное трудоустройство не только с точки зрения профессиональной реализации, но и с точки зрения максимальной мотивационной стимуляции через достойную заработную плату. Кризисное состояние рынка труда  обуславливает наличие системных ограничений не только в плане реализации трудового потенциала молодежи, но существенным образом корректирует его социальное поведение.

Неслучайно Ю.А. Зубок, анализируя проблемы социального развития молодежи в условиях риска, отмечает, что «наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым, осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом» [3].  Уже в школьные годы, думая о профессии, молодые люди определяются с направленностью образования (естественнонаучное, гуманитарное или др.), а при выборе характера труда руководствуются такими критериями как умственный или физический, распорядительный или исполнительный. Это происходит под активным влиянием внешних факторов, связанных с развитием экономических отношений, ментальностью, степенью информированности не только о системе высшего профессионального образования, но и о тенденциях и перспективах развития рынка труда.

На сегодняшний день, очевидно, что мировой экономический кризис негативно сказался не только на развитии всех сфер экономической деятельности, но в первую очередь обусловил кризис рынка труда, как состояние обострения проявлений невостребованности трудового потенциала населения и утрате смыслообразующей функции труда. Стабильно развивающийся рынок труда определяет базовые трудовые ценности, которые в кризисных условиях девальвируют, превращая непосредственно труд из основы образа жизни в средство выживания.

Можно выделить ряд системных проблем, характеризующих кризисное состояние рынка труда: неэффективная занятость в некоторых отраслях экономики (например, аграрном секторе), обусловливающая бедность населения; слабая предпринимательская активность и неуверенность населения в завтрашнем дне; тенденция возвращения к примитивным технологиям, ручному труду, ориентация на малодоходную, социально незащищенную деятельность; неразвитость многих видов бизнеса, которые бы компенсировали отсутствие трудоемких производств; слабая территориальная и профессиональная мобильность некоторых регионов, обусловленная отсутствием рынка современного доступного жилья; несоответствие профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям рынка. [5]

Если оценивать кризис рынка труда глобально, то причинами тяжелого состояния социально-трудовой сферы являются: народнохозяйственные, макроэкономические — способность органов государственного и хозяйственного управления профессионально регулировать социально-экономические процессы развития всех сфер экономической деятельности; внутрихозяйственные – субъективные способности предпринимателей эффективно развивать экономику. Это на фоне того, что процессы глобализации негативным образом сказываются на состоянии рынка труда. По расчетам Министерства экономического развития и торговли прямым последствием вступления России в ВТО станет сокращение экономической активности  в сельском хозяйстве и отраслях промышленности, что приведет к ликвидации 1,9 млн. рабочих мест к 2020 году [2].

Но основная проблема современного рынка труда лежит в плоскости  рассогласования интересов бизнеса, вузов и молодых людей, получивших высшее образование. Существует диспропорция между потребностями бизнеса в соответствующих компетенциях выпускников и перечнем компетенций, которые в соответствии государственным образовательным стандартом формирует ВУЗ. Эта ситуация усугубляется отсутствием целевых установок большей части студентов на свое будущее профессиональное развитие. «То есть, бизнес нуждается в одних компетенциях, вуз предлагает другие, а студент вообще не знает, что ему нужно», замечают авторы в этой связи [4].

С точки зрения пропорционального развития, кризис рынка труда в Российской Федерации в большей степени обусловлен демографической ситуацией, характеризующейся  преобладанием процессов депопуляции, которые в России отличаются от сходного явления в развитых европейских странах не столько низким уровнем рождаемости, сколько не имеющим в Европе аналогов уровнем смертности и низкой продолжительностью жизни. Самым отрицательным последствием депопуляционных процессов, помимо потери контроля над государственными территориями, является сокращение экономически активного и трудоспособного населения и, как следствие, дефицит рабочей силы.  Анализ баланса потребностей экономики в трудовых ресурсах, показал, что при своевременной реализации инновационно-активного сценария развития экономики  страны и замещении труда капиталом в форме трудосберегающих технологий дефицит трудовых ресурсов проявится в недалеком будущем.

Помимо количественных показателей кризис рынка труда характеризуется в главной степени  качественными. В частности, хотя в целом по экономике недостаток рабочей силы не является в настоящий момент критическим, функционирование отдельных отраслей объективно не обеспечено трудовыми ресурсами, что определяет их нежизнеспособность.

Кроме того очевидным являются проявления кризиса рынка труда в развитии способов использования производственной силы трудоспособного населения. Дефицит квалифицированных и опытных работников отдельных профессий наблюдается не только в наукоемких и высокоинтеллектуальных областях – программисты, специалисты в области IT и высоких технологий, но в большей степени в отсутствии высококлассных специалистов рабочих специальностей — токарей, фрезеровщиков  и т.д.

На сегодняшний день особенным проявлением кризиса рынка труда является переизбыток управленческих специальностей. Это в большей степени объясняется ментальными установками большей части населения в плане получения образования. К сожалению, престижность труда рабочих специальностей находится на критически низкой отметке, что обуславливает и проблематику развития средне-специального образования. Понимая, что высшее образование обеспечивает более широкий выбор видов деятельности, дает больше возможностей для реализации творческих замыслов, до 85 % выпускников российских школ вне зависимости от способностей и талантов приходят в высшие учебные заведения [4].  Тогда как в советский период развития социально-трудовых отношений в России достаточная часть школьников считали приемлемым окончить неполную среднюю школу и продолжить обучение в СПТУ и техникумах, получая специальность и квалификацию. Это естественным образом потенциально обеспечивало качественно и количественно все сферы экономики тем необходимым минимумом трудовых ресурсов [6].

Общеизвестно, что на мировой экономический кризис рынок труда в России отреагировал мощной волной сокращений.  В группе повышенного риска  оказались  выпускники вузов, не имеющие достаточного профессионального и социального опыта. Молодежь на рынке труда можно охарактеризовать как менее конкурентоспособный трудовой потенциал в силу того, что полученные теоретические знания не подкреплены достаточно адаптированным практическим опытом. На вновь открывающиеся вакансии работодатели предпочитают отбирать наиболее талантливых выпускников с высоким уровнем интеллекта, одаренных соответствующими профессиональными и личностными качествами, имеющих высокий уровень компьютерной грамотности, владеющих иностранными языками. В результате для значительной доли выпускников предоставленная в свое время свобода выбора профессии оказалась не обеспеченной возможностями для самореализации личности. Иначе говоря, личностные интересы и устремления вступили в противоречие с объективными условиями рынка труда. Столкнувшись с такой реальностью, молодые люди теряются, испытывают глубокие переживания, болезненно воспринимают свои неудачи и, как следствие, разочаровываются в жизни. Поэтому с социальной точки зрения чрезвычайно важна минимизация противоречий и конфликтов между субъективными запросами студенчества и возможностями общества их удовлетворять.

Исследуя вариативные изменения сознания и поведения студенческой молодежи в условиях кризиса рынка труда в 2011 – 2014 гг. на базе института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), пользуясь теорией диспозиционной регуляции В.А. Ядова, были выделены когнитивный (интеллектуальный), эмоциональный (оценочный) и поведенческий компоненты, взаимодействие между которыми рассматривается как механизм функционирования диспозиционной системы в целом, в которой все элементы взаимосвязаны и, взаимодействуя определенным образом, обеспечивают целесообразное управление поведением личности [7].  На сегодняшний день  использование теории диспозиционной регуляции В.А. Ядова позволяет детально и качественно изучить трудовую мотивацию и сегментировать ценностные ориентации на основе социологических исследований. Концептуально суть этой теории заключается в том, что чем массивнее социальная группа, тем сложнее инструментарий регулирования социального поведения, главными регуляторами которого являются важнейшие ценностные стандарты общества [8].

Рассматривая студентов выпускных курсов как социальную группу, регулирующую свое поведение на основе ценностных стандартов общества, к которым можно отнести и отношение к трудоустройству как единственной возможности достижения материального благополучия, с помощью анкетного опроса и интервью было выявлено, что знают выпускники о современном кризисе молодежного рынка труда в Белгородской области и России в целом (когнитивный компонент); как оценивают складывающуюся ситуацию и личные перспективы (эмоциональный компонент); что предпринимают (готовы предпринять) для того, чтобы реализовать себя в условиях кризиса (поведенческий компонент).

Анализ эмпирических материалов выявил следующие особенности. К числу основных факторов, в наибольшей степени повлиявших на выбор специальности при поступлении в вуз, 68,5% опрошенных отнесли получение диплома о высшем образовании, а 59 % – желание (совет) родителей. К наименее значимым факторам, соответственно, – наличие спроса специалистов на рынке труда (53,8%) и собственный интерес к специальности (40,3%). Полученные данные  (рис.1) свидетельствуют о том, что проблема трудоустройства начинается с этапа профориентации молодежи.


Рис. 1.  Оценочные показатели уровня знаний выпускников о ситуации на рынке труда в регионе

Оценка эмоционального компонента диспозиционной регуляции поведения (рис.2.) проводилась с помощью анкетирования. Так, при ответе на вопрос: «Какие качества, по Вашему мнению, могут эффективно влиять на процесс трудоустройства выпускника (выберите 2 ответа)?» в числе наиболее значимых были отмечены: наличие связей и поддержка влиятельных лиц (62,1%); качественное образование (51,1%); предприимчивость, находчивость (38,7%);  хитрость и расчетливость (24,5%); трудолюбие, добросовестность (13,2%); высокий уровень личностного развития (9,5%); другое (0,8%).


Рис. 2. Отношение выпускников университета к проблеме трудоустройства

Сравнивая диаграмму (рис. 2) с приведенными выше ответами, легко заметить рассогласование. Так, не считают трудоустройство хорошего специалиста проблемой 39 % выпускников. При этом  эффективное влияние трудолюбия и добросовестности соискателя на процесс подготовки специалиста признают лишь 13,2%, а высокого уровня личностного развития – и вовсе только 9,5%. Как стать хорошим специалистом без трудолюбия, добросовестности и высокого уровня личностного развития?

Оценка поведенческого компонента проводилась, в основном, по результатам ответов на вопросы: Какие способы поиска работы Вы готовы использовать после окончания вуза? Что Вы намерены предпринять, если не сможете найти работу по специальности? Основные показатели представлены на рисунке 3.


Рис. 3. Оценка поведенческой компоненты выпускников университета.

Полученные результаты опять-таки свидетельствуют о рассогласованиях разного уровня и об инфантильности выпускников. Так, около четверти респондентов (24,7%) при поиске работы намерены ограничиться просмотром объявлений в Интернете и обращением к друзьям и знакомым. Более трети либо уже работают, либо готовы работать не по специальности. Только 5,4% респондентов намерены активно искать работу по избранной специальности в Белгородской области или в других регионах страны.

Результаты социологического опроса подтвердили предположение о том,  что, исследуя общественное сознание и поведение молодежи, необходимо учитывать, что они представляют собой продукт сложного взаимодействия целой системы факторов, порожденных как внешними условиями среды, так и внутренней спецификой самой личности. Причем в рассматриваемом случае внешним факторам принадлежит ведущая роль, поскольку  кризис на российском рынке труда в наибольшей степени обусловлен общей макроэкономической ситуацией.

Однако, несмотря на это, имеется целый ряд возможностей на уровне ВУЗа или региона для минимизации вышеуказанных рассогласований и оказания положительного влияния на процесс социализации молодежи. Первостепенная роль должна уделяться грамотной организации  профориентационной работы, направленной на реальную помощь молодым людям в определении будущего: не по принципу «Кто кого перехватил или переагитировал», а используя результаты современных исследований социологов и психологов. На основе результатов тестирования следует своевременно формировать и предоставлять рекомендации по выбору профессии выпускникам школ и их родителям с учетом общественных интересов и индивидуальных особенностей каждого. Важная роль при этом должна отводиться развитию и совершенствованию системы профессионально-технического образования в регионе, поддержке морального престижа рабочих профессий.

Следующая возможность заключается в использовании внутренних ресурсов ВУЗа. Слаженное и целенаправленное взаимодействие руководства, профессорско-преподавательского состава, кураторов групп, органов студенческого самоуправления может существенно облегчить процесс формирования позитивных характеристик общественного сознания и позитивную мобильность социального поведения студентов. Статус ВУЗа не позволяет ему проводить экономическую и социальную политику, направленную на удовлетворение всех духовных и материальных потребностей молодежи, но фактически – это единственный институт, формирующий стратегические направления устойчивости молодого специалиста к отрицательным влияниям социума, имеющий все необходимые механизмы и инструменты качественной подготовки и дальнейшей эффективной самореализации молодого специалиста.

Существенно помогает социализации и ранняя вовлеченность студентов ВУЗа в профессиональную деятельность (через участие в грантах, бизнес инкубаторах, конкурсах инновационных проектов и т.п.) с целью приобретения опыта, улучшения показателей интенсивности и качества труда по избранной специальности и, как следствие, повышения конкурентоспособности и трудовой мобильности. Большое значение приобретает обучение студентов в центрах дополнительного профессионального образования, которые могут быть организованы как на базе самого ВУЗа, так и на региональном уровне: языковые школы; курсы профессиональной подготовки по использованию информационных технологий в различных отраслях и пр.

Особого внимания заслуживает опыт создания региональных организаций по социальной поддержке молодежи. Так, в рамках Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» в 1993 года в Белгороде была создана Молодежная биржа труда «Шанс», которая в мае 1994 года Постановлением Главы администрации Белгородской области преобразована в Специализированную службу социальной поддержки молодежи Белгородской области, деятельность которой на сегодняшний день строится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011–2015 годы.

Начиная с профессиональной ориентации школьников и заканчивая организацией ярмарок вакансий и фактическим трудоустройством молодых людей, эта служба проводит большую работу по снижению социальной напряженности в регионе. Отмеченная  особенность работы службы подтверждает, что качественное формирование и регулирование развития рынка труда должно быть комплексным в плане взаимодействия всех заинтересованных сторон: органов власти, бизнеса, образовательных учреждений, граждан. При этом только использование дифференцированно-системного подхода позволит создать социально-ориентированную модель экономического развития, где качественная занятость всех категорий трудоспособного населения рассматривается как основная цель макроэкономической политики Российской Федерации.

Учитывая основные направления государственной политики в социально-трудовой сфере, методологические положения эффективного функционирования  рынка труда, как определяющего фактора результативного развития региона, должны базироваться  на следующих принципах:

  • создание равных условий  материального вознаграждения за равный труд;
  • продвижение качественных стратегий формирования и развития жизнеобеспечения  населения  на основе гарантированности системы социальной защищенности всех групп трудоспособного населения;
  • планирование развития рынка труда ориентируется на процесс, то есть интерактивное планирование с корректировками в зависимости от факторного влияния и сложившихся тенденций;
  • эффективность функционирования рынка труда оценивается объективно-контролируемыми показателями качества и уровня жизни населения.

Из этого вытекают все целевые установки  методологического подхода к построению организационно-экономического механизма эффективного функционирования рынка труда (рис. 4): ориентация на потребности реализации трудового потенциала конкретного человека; повышение благосостояния трудоспособного населения; отслеживание результативности работы  инфраструктуры государственного регулирования рынка труда по достижению показателей качества трудовой жизни.

Надпись: Согласование целей и направлений функционирования рынка труда

Рис. 4. Организационно-экономический механизм эффективного функционирования рынка труда

С учетом рисков и ограничений в перспективе необходима кардинальная смена парадигмы развития рынка труда, ориентированная на самодостаточное региональное развитие с опорой на внутренние ресурсы и равноправное  партнерское участие государства, бизнеса и трудоспособного населения, в первую очередь молодежи. При этом основными направлениями обеспечения устойчивого развития рынка труда должны стать:

1. Формирование диверсифицированной региональной экономики, основанной на развитии экономических зон инновационно-производственного типа,  позволяющих ускорить развитие высокотехнологичных, наукоемких отраслей, использующих трудовой потенциал выпускников ВУЗов.

2. Комплексная многосторонняя интеграция научно-образовательного комплекса, органов государственного регулирования рынка труда и  субъектов предпринимательской деятельности  при качественном обеспечении использования трудового потенциала квалифицированных молодых специалистов.

3. Создание благоприятных инвестиционных условий для развития предпринимательской инициативы, ориентированной на создание высокодоходных рабочих мест во всех сферах  деятельности.

4.  Стимулирование развития  высокотехнологичных секторов и кластеров не только повышающих инвестиционную привлекательность региона, но в большей степени способствующих увеличению  субъектов хозяйственной деятельности и, соответственно, рабочих мест.


Библиографический список

  1. Рузавин Г.И. Основы философии истории [Текст] / Рузавин Г.И. // Основы философии истории. – Изд-во  ЮНИГИ-ДДНА. —  2001. – 189 с.
  2. Продовольственный рынок регионов России в системе глобальных рисков / Под общ. Ред. Академика РАН Татаркина А.И. [Текст] / Татаркин А.И. и др.// Екатеринбург: Издательство Института экономики УрО РАН – 2012. – 268 с.
  3. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска [Текст] / Зубок Ю.А. // Социологические исследования. — 2003. —  № 4. С. 42-51.
  4. Скачкова  Л.С., Соколова А. А. Рассогласование интересов бизнеса, вузов и выпускников, как основная проблема современного рынка труда  [Электронный ресурс] – http://www.career-st.ru/career_cruising/lib/89 (дата обращения: 23.09.2013.).
  5. Третьякова Л.А. Стратегические направления формирования устойчивого жизнеобеспечения населения сельских территорий [Текст]  / Третьякова Л.А.. – Орел: изд-во ОрелГАУ, 2010.– 365 с.
  6. Третьякова Л.А. Региональные особенности политики занятости на сельских территориях. [Текст] / Третьякова Л.А. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность – 2011. – № 47(140). – С. 13-17
  7. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] / Ядов В.А. // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. — С. 89 – 105.
  8. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. [Текст] / Ядов В.А. //  М. : ЦСПиМ, 2013. — 376 с.