6+

Управление рисками при обращении с твёрдыми коммунальными отходами

Авторы


Руководитель Экспертного комитета по управлению рисками и устойчивому развитию кандидат экономических наук, МВА
Россия, Евразийский центр высоких технологий
[email protected]

Аннотация

В рамках данной статьи рассматриваются из всего спектра возможных рисков наиболее существенные, отвечающие сегодняшней общемировой повестки Устойчивого развития, целью которого является сохранение планеты для будущего поколения. Риски в данном аспекте рассматриваются как возможные события с негативными экономическими, социальными и экологическими последствиями, приводящими к материальному ущербу. При выявлении и оценки рисков рассматривается вся цепочка «жизненного цикла» отходов от их образования, перемещения и ликвидации, то есть переработка во вторично используемый продукт или возвращение в окружающую среду в виде твердой, жидкой или газообразной форме.

Ключевые слова

управление рисками, обращение с твёрдыми коммунальными отходами, управлении рисками при обращении отходов, идентификация риска, факторы риска.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Сафронов Сергей Борисович
Управление рисками при обращении с твёрдыми коммунальными отходами// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (96). Номер статьи: 9608. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9608/

Введение

Обращение с отходами является потенциально опасной сферой деятельности для окружающей среды, жизни и здоровья граждан.

И естественно управление рисками является важным аспектом при рассмотрении вопросов обращения с отходами особенно в контексте сегодняшней общемировой повестки изменения климата.

Научные исследования показали, что современное потепление происходит из-за повышения концентрации парниковых газов в атмосфере Земли, что связано в первую очередь с человеческой деятельностью: сжиганием ископаемого топлива — нефти, угля и газа — на электростанциях и в двигателях внутреннего сгорания, сокращением площади лесов, том числе из-за пожаров, разложением органических отходов на свалках, сельским хозяйством, особенно животноводством.

Растущее население Земли вместе с экономическим развитием и возрастающей доступностью товаров приводит к тому, что сегодня население планеты производит все больше и больше отходов.

На территории России скапливается порядка 40 миллионов тонн твердых коммунальных отходов. Почти весь этот объем в дальнейшем размещается на полигонах, на санкционированных и несанкционированных свалках и только 4-5% вовлекаются в переработку.

Управление отходами – это проблема поистине мирового масштаба. Более 50% мусора в океане составляют изделия из пластика однократного использования. Пластик давно попал в пищевую цепочку океана, и теперь его следы находят почти во всех морских организмах. Распадаясь на маленькие части, пластик может попасть и в нашу еду.

Особый риск представляют так называемые опасные отходы, которые содержат тяжелые металлы и токсины. К опасным отходам относятся использованные батарейки, электроприборы, агрохимические, промышленные и бытовые отходы, содержащие опасные вещества.

Повторное использование или захоронение отходов с нарушением экологических требований может привести к серьезному загрязнению окружающей среды и с течением времени оказать значительное негативное влияние как на природу, так и на здоровье человека.

Обращение с отходами это сложный технологический процесс включающий отходопроизводителей, отходополучателей и отходоперевозчиков.

Поиск путей эффективного управления обращением с отходами является одной из приоритетных экологических задач, которую невозможно решить без понимания возникающих рисков на всех этапах обращения с отходами и механизмами управления рисками с целью предотвращения или минимизации негативного их воздействия.

В рамках данной статьи рассматриваются из всего спектра возможных рисков наиболее существенные, отвечающие сегодняшней общемировой повестки Устойчивого развития, целью которого является сохранение планеты для будущего поколения.

Риски в данном аспекте рассматриваются как возможные события с негативными экономическими, социальными и экологическими последствиями, приводящими к материальному ущербу.

При выявлении и оценки рисков необходимо рассматривать всю цепочку «жизненный цикл» отходов от их образования, перемещения и ликвидации, то есть переработка во вторично используемый продукт или возвращение в окружающую среду в виде твердой, жидкой или газообразной форме.

 

Результаты исследования

Основная задача в управлении рисками при обращении отходов состоит в необходимости идентифицировании (Идентификация риска — процесс установления источников риска, событий, приводящих к реализации Угроз, исследование их причин и описание возможных Последствий) владельцев риска на всех этих этапах с созданием механизма эффективного управления рисками.

В «жизненном цикле» обращения отходов можно выделить 3 основных группы владельцев риска:

  • Отходопроизводители;
  • Отходоперевозчики;
  • Отходополучатели.

А также 3 группы рисков при реализации которых наступают следующие последствия:

  • Экологические;
  • Социальные;
  • Экономические

 

1. Экологические риски

Наиболее существенными Экологическими рисками по степени воздействия на окружающую среду при обращении с отходами являются:

1.1. Загрязнение атмосферы в результате воспламенения отходов в местах размещения.

Факторы риска (Фактор риска — субъект, объект или деятельность, которые самостоятельно или в комбинации друг с другом при определенных условиях могут привести к Реализации риска)

  • в процессе возгораний отходов на полигонах и не санкционированных свалках происходит выделение в атмосферу различных вредных веществ, особенно диоксинов.

1.2. Загрязнение атмосферы в результате образования и выброса в атмосферу полигонных газов (диоксид углерода, метана)

Потенциальное влияние метана на глобальное изменение климата в 23-25 раза больше влияния СО2.

Факторы риска

  • нарушение технологии обращения с отходами;
  • отсутствие каких-либо технологий по предотвращению выбросов.

Отходы при захоронении наносят ущерб экосистеме, свалочный газ, на 60% состоящий из метана, регулярно вызывает пожары, а дурной запах — одышку и головные боли у людей, живущих поблизости. Площадь мусорных полигонов в России без учёта нелегальных свалок занимает 4 миллиона гектаров. Российские свалки за год выделяют в атмосферу 1,5 миллиона тонн метана и 21,5 миллиона тонн СО2.

Обеспечение контрольных мер выбросов, которые улавливают газ из свалок, могут помочь в стратегии сокращения выбросов.

1.3. Загрязнение почв тяжелыми металлами в местах размещения отходов.

Факторы риска

  • отсутствие раздельного сбора и сортировки отходов, приводит к большой вероятности попадания тяжелых металлов через тело полигонов и несанкционированных свалок в почвы.

Создание условий для раздельного сбора отходов в местах их образования и масштабной просветительской работой с населением может существенно повлиять на снижение загрязнение окружающей среды.

1.4. Загрязнение грунтовых и окологрунтовых вод в местах расположения полигонов и несанкционированных свалок.

Факторы риска

  • нарушение норм и правил обращения с отходами, таких как отсутствие должной герметизации полигонов и очистки дренажных вод и т.п. приводящим к выделению фильтрата в процессе гниения отходов, выпадение осадков и прохождение через слои отходов.
  • отсутствие надлежащего контроля со стороны надзорных органов.

 

2. Социальные риски

2.1. Несение ущерба здоровью граждан живущих в близлежащих территориях полигонов и свалок.

2.2. Ухудшение социальной и криминогенной обстановки в близлежащих территориях полигонов и свалок.

Факторы риска

  • скопление большого количества асоциальных элементов являющихся источников возникновения очагов инфекционных заболеваний и роста противоправных действий.

Социальных рисков характеризуется медико-социальной значимостью возможных негативных последствий для жизни и здоровья человека и/или состояния здоровья будущих поколений обусловленное воздействием факторов среды.

Приоритетной задачей при обращении с отходами является минимизация экологической и санитарно-эпидемиологической нагрузки на население с обеспечением нормативного качества окружающей среды.

 

3. Экономические риски

В рамках данной статьи экономические риски рассматриваются применительно к владельцам риска, в влияние реализации риска непосредственно на их деятельность.

3.1. Приостановка или полное закрытие полигона

Факторы риска

  • нарушение требований экологической безопасности и санитарно-эпидемиологической обстановки.

3.2. Увеличение производственных издержек

Факторы риска

  • авария на объектах хранения и переработки отходов, приведшая к необходимости проведения ликвидации и/или локализации последствий загрязнения окружающей среды и причиненного ущерба гражданам.

Реализация любого риска всегда имеет экономическую оценку возможных ущербов.

И безусловно рассматривая систему управления рисками при обращении с отходами под каждым риском необходимо определять величину возможного ущерба, кто несет материальные потери от реализации риска и какие источники его покрытия.

Причиной возникновения и реализации всех рассматриваемых рисков являются участники процесса обращения с отходами — отходопроизводители, отходополучатели и отходоперевозчики. Матрица рисков приведена на рис. 1.

 

Матрица рисков

Рисунок 1. Матрица рисков

 

Ущерб от реализации риска может быть настолько значительным, что его виновник внесостоянии будет возместить нанесенный ущерб.

Тогда вся нагрузка по возмещению нанесенного ущерба гражданам и окружающей среде ложиться на плечи Государства.

Естественно, возникает вопрос о создании механизмов финансового обеспечения возмещения возможных убытков.

 

Выводы и предложения

Одним из действенных механизмов может выступать Страхование.

В настоящее время в России термин Экологического страхования упомянут в Статье 18 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «Об охране окружающей среды». Но, к сожалению, данная статья Закона дает только определение экологическому страхованию.

«Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков».

Дальше этого определения Закон не идет и экологическое страхование в России осуществляется только на добровольной основе и применяется крайне редко на практике и в основном в крупных компаниях нефтегазового сектора экономики.

Тем же законом «Об охране окружающей среды» статьей 16 определяется «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». которая подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Полагаю размеры взымаемой платы никогда не смогут обеспечить формирование достаточного бюджета для покрытия возможных крупных убытков. И навряд ли среди операторов по обращению отходами есть компании по уровню как Норникель, заплативший более 146 млрд рублей штрафа за нанесения ущерба окружающей среде.

Страхование в сфере природопользования, и в частности, в сфере обращения с отходами, может быть эффективным финансово-экономическим механизмом защиты имущественных интересов государства как собственника природных ресурсов и снижает нагрузку на федеральные и региональные бюджеты бюджет от покрытия расходов, связанных с предотвращением ущерба окружающей̆ среде при реализации риска ее загрязнения.

С целью стимулирования участников процесса обращения с отходами к страхованию своей ответственности за нанесение вреда окружающей среде и здоровью граждан целесообразно на законодательном уровне закрепить снижение финансовой нагрузки на предприятие за счет понижения платы за сверхнормативное загрязнение окружающей среды на сумму страховой премии, при соответствующем заключении договора страхования.

В этом случае, при наступлении страхового события возмещение ущерба окружающей среде будет происходит за счет средств страховой компании.

Экологическое страхование не делает технический риск нулевым, но позволит существенно снизить финансовый риск, приводя внеплановые по сроку и размеру расходы на покрытие убытков в разряд плановых и приемлемых по величине страховых платежей.


Библиографический список

  1. Межпарламентская ассамблея государств — участниковсодружества независимых государств. Постановление от 31 октября 2007 года N 29-15 О новой редакции модельного закона «Об отходах производства и потребления».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды».
  3. КолотыринК. П. Страхование экологических рисков в сфере обращения с отходами потребления: вопросы методологии // URL: https://pandia.ru/text/77/298/96388.php