Управление развитием

Управление развитием

Управление развитием — это название, данное элементу системы городского и сельского планирования, с помощью которого национальное правительство, местные органы власти и органы управления национальными парками («Управление планирования») регулируют землепользование и развитие.

В своей простейшей форме управление застройкой представляет собой оценку и определение заявок на получение разрешения на строительство; Однако на более стратегическом уровне он участвует в территориальном планировании и развитии общин и земель. В настоящее время он опирается на «систему, основанную на плане», в соответствии с которой планы развития (бывшие структурные и местные, но стратегические планы развития и планы местного развития  формируются после консультаций с общественностью.

Upravleniye razvitiyem

Устойчивое развитие территорий

XX век, ставший периодом беспрецедентного роста городов и систем расселения, выявил также потребность человечества в разработке и внедрении принципов УР в области градостроительства и территориального планирования. Соответствующая концепция получила название «устойчивое развитие территорий», подразумевающее под собой «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений». В таком виде термин попал в Градостроительный кодекс России 2004 года.

Принципы устойчивого развития территорий:

  1. В новых населённых пунктах или кварталах городов создается гуманная этажность жилых объектов (не выше 5 этажей), планировочные решения учитывают создание удобной транспортной инфраструктуры, легкую доступность административных, деловых и торговых центров, социальных учреждений;
  2. Застройка ведется по принципу ячеек, то есть создаются зелёные дворы, детские площадки; деловые кварталы с высотным строительством отделяются от жилых зелёных районов.
  3. При создании транспортной инфраструктуры предпочтение отдается наиболее приемлемому с экологической точки зрения транспорту (троллейбусы, трамваи, фуникулеры, надземные и наземные электропоезда и т. д.); серьёзное внимание уделяется развитию общественного транспорта; стимулируется и поддерживается пользование велосипедами.
  4. Выполняется достоверный расчёт парковочных мест вблизи жилых массивов и административно-деловых центров в привязке к демографическому и экономическому развитию региона;
  5. Большое внимание уделяется благоустройству территорий, то есть создаются искусственные водоемы (где есть возможность), парки, аллеи, обустраиваются набережные и т. п.;
  6. Рассчитывается функциональное назначение каждого квартала, с учётом демографических перспектив, региональной экономической специфики (к примеру, промышленные предприятия создаются с учётом розы ветров и других факторов) и даже реалий макроэкономики;
  7. При создании инженерной инфраструктуры учитывается возможность использования локальных источников возобновляемой энергии в каждом квартале;
  8. Закладывается возможность использования внутридомовых энергосберегающих технологий (устройства для обеспечения естественной вентиляции и освещения) в привязке к возможностям региональной энергосистемы;
  9. Создается эффективная система водоснабжения и водоотведения (канализация с максимальной первичной очисткой перед сбросом в водоемы) в комплексе с локальными системами рециркуляции использованной воды, очистки так называемых «серых» вод, то есть использованных в хозяйственных целях;
  10. Создается система раздельного сбора твердых бытовых отходов, максимальной рециркуляции вторичных материалов, прорабатываются удобные для населения схемы по компостированию нетвердых бытовых отходов;
  11. Архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта, с имеющимися национальными архитектурными традициями.
  12. Создание объектов социальной инфраструктуры, необходимой для образовательно-культурного и духовного развития здорового, творчески активного общества, причем с учётом различия возрастных групп и стимуляцией общества к активному взаимодействию.
  13. Комплексное решение проблемы с рационализацией сортировки и переработки мусора;
  14. Стимуляция отношений, приводящих в движение жизнь сообщества:
    • деловые отношения в рамках сообщества, местный рынок для своих, бартерные отношения;
    • совместные мероприятия: постройка новых домов для членов сообщества, сборы фондов в рамках развития проектов членов сообщества, сборы в рамках медицинской помощи отдельным членам, совместная уборка территорий (субботники), посадка деревьев, фестивали, ярмарки, праздники;
    • постоянные собрания членов коммуны для выработки общей стратегии, решения по вопросам текущей жизни принимаются совместно;
      местная самоуправляемая демократия.
  15. Развитие полноценной местной экономики в рамках небольших сообществ и малого бизнеса, обеспечивающего разнообразие, самоокупаемость и самодостаточность.

Рейтинги устойчивого развития

По мере роста интереса инвесторов к принципам устойчивого развития возникла потребность в конкретных критериях оценки, то есть в разработке ESG-рейтинга. Рейтинг устойчивого развития (или ESG-рейтинг) это оценка того, в какой степени деятельность компании и её ключевые бизнес-решения ориентированы на устойчивое развитие в экологической, социальной и экономической сферах. Глобальные ESG-рейтинги строят Sustainalytics  (англ.)рус., Investor’s Business Daily  (англ.)рус., MSCI, Institutional Shareholder Services  (англ.)рус., S&P Global и другие.

С опорой на ту или иную систему ИУР в России начиная с 2010-х годов строятся различные ренкинги и рейтинги устойчивого развития (РУР или ESG-рейтинги) территорий (регионов) или компаний. Подобных рейтингов (и особенно — ренкингов) на сегодня существует довольно много — как международных, так и национальных.

Название ренкинга / рейтинга Объекты оценивания Публикует / присваивает
Рейтинг устойчивого развития компаний, работающих в российской Арктике
(«Полярный индекс»)
Компании Экспертный центр
Проектный офис развития Арктики «ПОРА»,
Кафедра Экономики природопользования
Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
ESG Рейтинг российских регионов Регионы RAEX-Europe
Ренкинг устойчивого развития — 100 Компании Эксперт
Рейтинг устойчивого развития городов РФ Города РФ SGM

В России рейтинги устойчивого развития присваивают рейтинговые агентства «Эксперт РА», SGM, АКРА, Национальное рейтинговое агентство, RAEX и другие организации.

 

Рекомендуемая литература

  1. Википедия.
  2. НИУ ВШЭ : Краткая информация о рейтингах устойчивого развития городов и регионов РФ. Дата обращения: 21 июля 2020.
  3. Infragreen // Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022», 2023, с. 8—9.
  4. Баринова В.А., Земцов С.П. Инклюзивный рост и устойчивость регионов России // Регион: экономика и социология. — 2019. — Т. 101, № 1. — С. 23—46.

Посмотреть еще в категории: Государственное и муниципальное управление

  • Качество государственного управления
  • Оценка эффективности государственного управления в зарубежных странах
  • Управление городом
  • Управление государством
  • Оценка эффективности деятельности органов государственной власти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх