Финансовый анализ

Финансовый анализ

Финансовый анализ (также известный как анализ финансовой отчетностибухгалтерский анализ или анализ финансов) относится к оценке жизнеспособности, стабильности и прибыльности бизнеса, подбизнеса или проекта.

Он выполняется профессионалами, которые готовят отчеты с использованием коэффициентов и других методов, которые используют информацию, взятую из финансовых отчетов и других отчетов. Эти отчеты обычно представляются топ-менеджменту в качестве одной из их баз при принятии бизнес-решений. Финансовый анализ может определить, будет ли бизнес:

  • Продолжать или прекращать свою основную деятельность или часть своей деятельности;
  • Изготавливать или закупать определенные материалы при изготовлении своей продукции;
  • Приобретать или сдавать в аренду/лизинг определенные машины и оборудование для производства своих товаров;
  • Выпустить акции или договориться о банковском кредите для увеличения оборотного капитала;
  • Принимать решения об инвестировании или кредитовании капитала;
  • Принимать другие решения, которые позволяют руководству сделать осознанный выбор различных альтернатив в ведении своего бизнеса.

Finansovyy analiz

Виды финансового анализа

Финансовый анализ бывает:

  • внешний (анализ проводится по публичным отчётам в рамках типовых методик, оценивается финансовое положение предприятия);
  • внутренний (анализ проводится по данным бухгалтерской и управленческой отчётности, нормативной и плановой информации).

По содержанию процесса управления выделяют:

  • перспективный анализ (прогнозный, предварительный). Анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Позволяет провести стратегическую оценку эффективности предприятия в будущем.
  • оперативный анализ. Проводят обычно по следующим группам показателей: отгрузка и реализация продукции; использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов: себестоимость; прибыль и рентабельность; платёжеспособность. При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность так как нет завершенного процесса. Позволяет быстро вмешиваться в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.
  • текущий анализ  (ретроспективный) по итогам деятельности за тот или иной период базируется на бухгалтерской и статистической отчетности. Наиболее полный анализ, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа. Позволяет оценить работу предприятия и подразделения за определенный период времени.

Финансовый анализ на уровне фирмы

Финансовые аналитики часто оценивают следующие элементы фирмы:

  1. Рентабельность ее способность приносить доход и поддерживать рост как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Степень прибыльности компании обычно основана на отчете о прибылях и убытках, в котором сообщается о результатах деятельности компании;
  2. Платежеспособность его способность погасить свои обязательства перед кредиторами и другими третьими лицами в долгосрочной перспективе;
  3. Ликвидность ее способность поддерживать положительный денежный поток, выполняя при этом непосредственные обязательства;
  4. Стабильность способность фирмы оставаться в бизнесе в долгосрочной перспективе, не неся значительных потерь при ведении своего бизнеса. Оценка устойчивости компании требует использования как отчета о прибылях и убытках, так и баланса, а также других финансовых и нефинансовых показателей.

И 2, и 3 основаны на балансе компании, который указывает на финансовое состояние бизнеса на данный момент времени.

Методы финансового анализа

Различают следующие методы финансового анализа:

  • горизонтальный анализ — сравнение показателей текущего периода со значением этого же показателя в предыдущих периодах;
  • вертикальный анализ — расчёт удельного веса отдельных статей баланс в общем итогов показателе и последующие сравнения результата с данными предыдущего периода;
  • сравнительный анализ — расчет, при котором сравнение отклонений ведётся с плановыми (целевыми) показателями;
  • коэффициентный анализ — расчёт соотношений между данными различных показателей и определение взаимозависимости показателей;
  • трендовый анализ — расчет относительных отношений показателей отчетности за ряд периодов от уровня базисного периода;
  • факторный анализ — расчет влияния отдельных факторов среды на результативный показатель.

Рекомендуемая литература

  1. Крылов С.И. Финансовый анализ: учебное пособие. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. — С. 5—6, 69. — 160 с. — ISBN 978-5-7996-1614-4.
  2. Шеремет А. Д., Козельцева Е. А. Финансовый анализ: Учебно-методическое пособие Архивная копия от 22 января 2021 на Wayback Machine — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. — 200 с. — С.19 — ISBN 978-5-906932-29-7.
  3. Википедия.

Статьи в журнале по теме Финансовый анализ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх