Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Организационно-экономический механизм развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды (на примере КНР)

Организационно-экономический механизм развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды (на примере КНР)

Информация о диссертационном исследовании “Организационно-экономический механизм развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды (на примере КНР)”

Люй Ямэн

Организационно-экономический механизм развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды (на примере КНР)

  • Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2021
  • Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. В условиях современной экономики важнейшим условием успеха предпринимательской деятельности является дифференциация товаров, а одним из направлений дифференциации – включение символической ценности в совокупность характеристик предлагаемых потребителю товаров. Носителями такой символической ценности и являются так называемые модные товары, обладающие высокой добавленной стоимостью, формирующие производственную цепочку индустрии моды и обеспечивающие экономическую выгоду для входящих в состав модной индустрии предприятий.

В настоящее время можно говорить о сформированности глобального рынка модных товаров, объем которого в части одежды, по данным МВФ составляет почти 2% мирового ВВП с прогнозом темпов роста 4-5 % в год. «Среди макрорегионов в лидерах находится Азиатско-Тихоокеанский регион (37%), Северная Америка (23%) и Европа (23%). Лидерство азиатских стран, в частности Китая, объясняется массовым размещением производств, а также растущим внутренним спросом»1. Указанная тенденция в последние годы во многом обусловлена распространением на сферу хозяйственных связей предпринимательских структур цифровых технологий, способствующим формированию новых бизнес-моделей в сфере торговли модными товарами, где Китай прочно позиции за рынках электронной коммерции.

Предпринимательские структуры, занятые в производственной цепочке создания модных товаров, функционируют в разных рыночных сегментах. В индустрии моды КНР основными товарами модной индустрии продолжают оставаться продукты легкой промышленности, отчасти уступая место цифровой и бытовой электронике. Кроме того, наблюдается значительный перевес в сторону западных брендов, в то время как китайские производители остаются неизвестными и невостребованными, что ограничивает развитие не только индустрии моды, но и всей китайской экономики. В последние годы существенно ослаблен перевес в сторону западных брендов, повысилась узнаваемость и востребованность китайских производителей, что актуализирует поиск адекватных китайской культуре организационных форм предпринимательства, способствующих не только развитию не только индустрии моды, но и всей китайской экономики.

Во многих предпринимательских структурах модной индустрии КНР недостаточно результативны процессы управления интеллектуальной собственностью, особенно в части развития и продвижения брендов производителей одежды, парфюмерной продукции и ювелирных изделий. Кроме того отсутствует эффективный механизм функционирования цепочки создания стоимости в индустрии моды в целом, не разработаны принципы формирования и развития хозяйственных связей предпринимательских структур индустрии моды. Указанные обстоятельства и определили актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Теоретические аспекты моды как социального явления раскрыты в работах Е.А. Аброзе, Г. Блумера, Т. Веблена, Т. Готье, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Ж. Липовецки и др. С позиции экономической науки мода рассматривается в трудах Л.В. Архиповой, В.А. Баскакова, А.Б. Гофмана, Л.В. Кокоревой, П. Нистрома, Н.В. Рейнгардт и др.

Особенности предпринимательской деятельности в индустрии моды освещены в работах Л.С. Веселовой, О.С. Глущенко, Т.А. Деминой, В.П. Иваницкого, Р.Ф. Каюмовой, Н.В. Климовой, Е.П. Павловой, М.С. Решетниковой, М.С. Щеглова, А.В. Ченчика, Цзян Жунчунь, Цай Мэнши, Пань Сяомин, Хуан Цзин, Чжан Дун, Ван Вэйпин, Ван Сяомо, Лан Сяньпин, Ян Дабо и др. Вопросы управления интеллектуальной собственностью в индустрии моды исследовались Е. В. Бартош, Е. Гринь, К.С. Дашкевич, А.М. Дорофеевой и др., управления бренд-маркетингом модных товаров – А.Н. Андреевой, А.А Балашовым, А.А. Габбасовой, К. Дробо, И.А. Дружининой, И.О. Марьиной и др.

Проблеме функционирования глобальных цепочек создания стоимости посвящены труды М. Портера, Е. Пенроуз, Н.А. Волгиной, М.С. Дунаевой, В.Н. Зуева, В.Б. Кондратьева, Е.Я. Островской, Е. Рогатных, Р.М. Шафиева, Ван Ган, Е. Байцин, Лю Чживэй, Чжан Хуэй, Чжан Цз, Чэнь Цюхун, Чжан Юнкай и др. Перспективы применения цифровых технологий для развития предпринимательских структур в индустрии моды изучены А.П. Алексеенко, Н.Ю. Барковой, Ю. Вана, Н.А. Волковой, О.Н. Диевой, К. Карчмарского, Н.Л. Корниловой, Н.А. Крюковой, А.В. Лукьяновой, Е.В. Малышевой, А.В. Нижник, Т.В. Петрук, К. Судзуки, Л.Н. Турлюн, Ц. Фу и др.

В то же время недостаточно проработанными остаются вопросы непосредственного определения методологических основ формирования организационно-экономического механизма развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды в части правовых, технологический и организационно-экономических условий предпринимательской деятельности в индустрии моды, предпосылок и направлений развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды КНР, что и определило выбор цели и задач исследования.

Целью исследования является совершенствование организационно-экономического механизма развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды на примере Китая.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • выявить основные факторы организационно-правовые и организационно-экономические факторы предпринимательской деятельности в индустрии моды;
  • провести авторский содержательный анализ понятий «модный товар», «индустрия моды» и определить на его основе отраслевую структуру индустрии моды (на примере КНР);
  • сформулировать предпосылки развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды;
  • обобщить и систематизировать национально-региональные особенности развития предпринимательских структур индустрии моды в Китае в контексте их сравнения с международной практикой развития индустрии моды;
  • сформировать организационно-экономический механизма развития предпринимательства в индустрии моды, направленный на улучшение производства и потребления китайских модных товаров, и разработать предложения по его совершенствованию с учетом современных тенденций интеграции интернета и электронной коммерции.

Объектом исследования является индустрия моды КНР.

Предметом исследования выступает организационно-экономический механизм развития хозяйственных связей предпринимательских структур индустрии моды (на примере КНР) в условиях интеграции интернета и электронной коммерции.

Теоретической основой исследования послужили научные труды российских, китайских и других зарубежных ученых и специалистов по экономике предпринимательства, отраслевой специфике функционирования рынков модных товаров, а также работы в области развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды.

Методологическая основа исследования. При проведении исследования применялись общенаучные и специфические методы, соответствующие поставленным задачам: индукция и дедукция, анализ и синтез, систематизация и обобщение, сравнительный анализ, исторический и системный подходы, количественные методы обработки экономической информации.

Информационной базой исследования явились официальные данные государственной статистики КНР; законодательные и нормативно-правовые документы различных уровней управления; материалы аналитических отчетов информационных агентств и консалтинговых компаний; информация, размещенная на официальных сайтах китайских компаний-лидеров модной индустрии; статистические данные, опубликованные в научных публикациях и периодической печати; материалы научных форумов, конференций и семинаров по проблемам развития индустрии моды и ее отдельных отраслевых составляющих в КНР и других странах.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: использованием в качестве теоретической и методологической основы научных трудов российских, китайских и других зарубежных ученых по проблемам развития предпринимательской деятельности и функционирования индустрии моды и входящих в нее отраслей; адаптацией классических моделей хозяйственных связей предпринимательских структур к сфере диссертационного исследования, использованием современных методов количественной обработки данных; публикацией результатов исследования в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК РФ, а также в материалах международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Диссертационное исследование соответствует Паспорту научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства) в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников ВАК РФ: п.8.3 «Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства»; п.8.21 «Закономерности и особенности развития хозяйственных связей предпринимательских структур».

Научная новизна диссертации заключается в дополнении теории предпринимательства в части развития хозяйственных связей предпринимательских структур применительно к конкретному сектору экономики с учетом национальной специфики осуществления экономической деятельности в условиях ее цифровизации посредством разработки и обоснования организационно-экономического механизма развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды и рекомендаций по его совершенствованию в современной китайской экономике.

Наиболее существенные результаты, полученные автором лично и выносимые на защиту:

  1. В качестве общих отраслевых организационно-экономических факторов выявлены производственная цепочка в индустрии моды, а также состояние спроса и предложения на рынках модных товаров, в качестве основных организационно-правовых факторов предпринимательской деятельности – объекты интеллектуальной собственности индустрии моды, в том числе бренды.
  2. Дополнен и конкретизирован понятийный аппарат в части авторского определения понятий «индустрия моды», «модный товар». Обобщены и систематизированы особенности спроса и предложения модных товаров, позволившие обосновать место процессов их проектирования, производства и продвижения в организационно-экономическом механизме развития предпринимательства в индустрии моды. В состав отраслевой структуры индустрии моды включены на примере КНР легкая, ювелирная, косметическая промышленности, а также производство бытовой электроники.
  3. Сформулированы предпосылки развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды, к которым отнесены место в глобальной производственной цепочке создания стоимости; степень концентрация предприятий в промышленных кластерах; международные бренды, оказывающие влияние на мировые тенденции моды; государственная политика и правовая система, поддерживающие развитие модной индустрии; богатая и уникальная культура моды; высоко квалифицированных специалисты в индустрии моды.
  4. Выявлены и систематизированы национально-региональные особенности развития индустрии моды в Китае, определены основные центры китайской моды, а также условия, способствующие их дальнейшему развитию и расширению, в числе которых развитие цифровых технологий, обусловившее интеграцию интернета и электронной коммерции. Нехватка высококвалифицированных специалистов определена как основное ограничение развития индустрии моды Китая.
  5. Сформирована структура организационно-экономический механизма развития предпринимательства в индустрии моды КНР, включающая три блока, охватывающие, во-первых, общие организационно-правовые и общие отраслевые организационно-экономические факторы предпринимательской деятельности в индустрии моды, во-вторых, предпосылки развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды, в-третьих, основные факторы и направления развития развитие хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды КНР.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении научных представлений об особенностях хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды. Описаны особенности, факторы и функции спроса и предложения в модной индустрии. Дан структурный анализ индустрии моды на примере КНР, в котором приводится описание легкой, косметической, ювелирной промышленности, промышленности в сфере бытовой электроники Китая. Рассмотрены и обоснованы предпосылки и основные факторы развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды и предложены направления их развития в КНР.

Практическая значимость результатов исследования. Основные результаты и выводы могут быть использованы при разработке государственной политики в отраслях, входящих в состав индустрии моды и смежных с ними. Использование результатов проведенного исследования позволит предприятиям и организациям индустрии моды как Китая, так и России повысить эффективность деятельности на основе развития хозяйственных связей предпринимательских структур, усиления бренд-маркетинга, внедрения цифровых технологий и повышения квалификации работников.

Основные положения и выводы могут быть применены в образовательном процессе высшей школы при разработке дисциплин «Экономика предпринимательства», «Экономика индустрии моды», «Маркетинг в индустрии моды» и др.

Автореферат диссертации

LoaderLoading...
EAD LogoTaking too long?

Reload Reload document
| Open Open in new tab

Скачать документ [460.00 KB]

Статьи в журнале по теме Организационно-экономический механизм развития хозяйственных связей предпринимательских структур в индустрии моды (на примере КНР)

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top