Методологические положения исследований

Основные положения методологии исследований

Методология исследования —  совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

  • Принципы исследования — основные правила, основа действий, сущность и исходные положения, используемые при осуществлении познавательной деятельности.
  • Методы исследования — совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об определенном предмете соответствующего объекта изучения и познания.
  • Методологические положения исследования — научные обоснованно сформулированные утверждения (т.е. положения) о совокупности принципов, методов, форм и средств логической организации и проведения исследовательской деятельности.
  • Научная проблема — возникшая сложная ситуация как результат осознания возникших в науке противоречий между обнаруженными новыми данными и не позволяющими дать их объяснения старыми теоретическими представлениями, затрудняющих дальнейшее развитие познания. Характер и пути разрешения проблемы во многом зависят от поставленной при этом цели, являющейся основой ее определения и выбора.

Виды проблем:

      • фундаментальные и прикладные,
      • теоретические и эмпирические,
      • общими и частными.

Показатели проблем:

      1. Уровень качества определяемый реальностью, актуальностью, возможностью разрешения, эффективностью;
      2. Уровень качества определения, оцениваемый качеством формулирования проблемы (правильностью описания противоречия и основного вопроса, результата разрешения противоречий), декомпозиции на вопросы, условий и выбранных методов (необходимых для решения проблемы), обоснования (установления связей данной проблемы с другими, синтеза результатов), терминологического и понятийного соответствия, выбора для замены вопросов альтернативными (при необходимости), ограничений по пространству исследуемого предмета, методики решения вопросов (алгоритмов);
      3. Уровень постановки, который может оцениваться на основе: интуиции исследователя (формулируются, как правило, только вопросы), описания (в сравнении с существующими правилами), использования процедур постановки проблемы (в сравнении со всеми возможными); два последних способа являются, естественно, более объективными и заставляют исследователя учитывать необходимые у и возможные ресурсы, имеющуюся информацию и проявлять творческий подход.

Принципы исследования

Совокупность основных принципов исследования систем управления и их краткая характеристика:

Наименование принципа исследования системы управления Краткая характеристика принципа исследования системы управления
Целеустремленность Проведение  исследования  обусловливает наличие  ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижению установленных целей (целевых установок). Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования
Целенаправленность Проведение исследований предполагает продвижение от поставленных целей к тождественным результатам, т.е. выполнение исследовательских работ по обеспечению целевых установок (целей). Это реально осуществимо в рамках целевых подсистем и позволяет: установить границы исследования; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов
Системность СУ исследуется как единое явление и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно-экономическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов.

При этом исследование следует осуществлять на всех иерархических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управления как вышестоящих, так и нижележащих уровней (межотраслевом федеральном; отраслевом федеральном; межотраслевом субъектов Федерации; отраслевом субъектов Федерации; территориальном — городском, районном; объединения организаций; организации; цеха, отдела; участка, бюро; бригады, группы; рабочего места). Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ. На основе всего этого обеспечивается необходимая полнота и достоверность исследования

Обусловленность исследовательских функций целями исследования Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования
Первичность   исследовательских функций Исследовательские функции определяют требования к исследователям, их численности, используемому научно-методическому инструментарию и т.п.
Функциональность Исследованию подвергается  целостный  комплекс  функций системы управления, обеспечивающий принятие эффективных решений для достижения целей и задач социальной организационно-экономической системы организации. В зависимости   от   уровня   управления   содержание   управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня

приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулированием.  Причем воздействия в этом случае, как правило, должны носить такой характер, который соответствовал бы рыночным отношениям, собственности и уровням управления

Объективность Исследования СУ осуществляются на основе беспристрастности и непредвзятости, научной корректности и соответствия реальности, что обеспечивается фактологией исследования, количественной и качественной определенностью, построением   гипотез,   использованием   соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей определенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов
Соблюдение правовых норм Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов
Своевременность Проведение исследований и использование их результатов в нужное время
Развитие и движение (динамичность) При исследовании СУ все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости
Научность Исследования проводятся на основе современных достижений науки, техники и практики с учетом объективных законов и закономерностей системного управления познавательными процессами
Прогрессивность Цели, методы, принципы исследований СУ должны соответствовать передовым достижениям науки и техники
Необходимое разнообразие Сложность и качество исследования должны соответствовать системе управления
Проверяемость практикой Ход и результаты исследования СУ ориентированы на получение практического эффекта, что    позволяет реально оценить вклад в практику управления
Взаимодействие При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвязей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к организации системами
Комплексность Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания СУ
Преемственность Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспектив­ной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании пере­дового отечественного и зарубежного опыта исследования СУ. Это позволяет повысить вероятность получения новых результатов, минимизировать трудоемкость и затраты на проведение исследования
Оптимальность Предусматривается многовариантная проработка проведения исследовательских работ и выбор в соответствии с определен­ным критерием целесообразного для проводимого исследо­вания варианта
Перспективность При проведении исследования СУ учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой СУ в частности
Простота Используются легко доступные, не сложные и не трудоем­кие методы исследования, разработки и принятия исследо­вательских решений
Доходчивость Предполагается понимание каждым исследователем и рабо­тающим всего того, что касается основополагающих вопро­сов исследования и реализации их результатов при внедре­нии в СУ
Согласованность Исследование должно быть согласовано с целями, задача­ми, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления СУ
Специфичность Имеет место обязательный учет при проведении исследова­ния особенностей объекта
Оперативность Исследовательские операции выполняются быстро и эф­фективно; своевременно устраняются отклонения от уста­новленного хода процесса познания
Автономность Исследования  СУ должны быть относительно самостоятельными
Экономичность Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования СУ, чтобы повысить эффективность исследовательских работ
Комфортность Исследователям создается максимум удобств для творче­ской работы и реализации их потенциала и возможностей, в том числе обеспечивается психологический комфорт
Параллельность Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повы­шения оперативности исследований
Специализация Имеет место рациональное разделение исследовательского труда в СУ
Концентрация Выполняются однотипные исследовательские задачи в од­ном исследовательском подразделении и (или) обеспечива­ется концентрация усилий работников на достижение ос­новных целей и решение задач исследования СУ
Адаптивность Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним и внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ, так и на СУ
Систематичность Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию СУ, а также обоснованная долговременность действий, обеспечивающих реализацию исследовательских решений
Научное равенство Каждому исследователю обеспечивается свободное высказывание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истинность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и званий, прежних заслуг и т.п. каждого из участников исследования СУ
Консультативность При проведении исследований должна быть обеспечена возможность свободного выбора консультантов и использования консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию.
Ответственность Обеспечивается реальная индивидуальность и коллективная ответственность за результаты деятельности исследования СУ
Активизация и стимулирование При проведении исследования СУ исследуется комплекс методов, обеспечивающих усиление заинтересованности в высококачественном,   производительном,   новаторском  и, главное, осознанном труде каждого исследователя (работника) и всего исследовательского коллектива (персонала организации) в целом
Коллективное творчество Привлекается широкий круг исследователей и специалистов разного профиля и уровня (от руководителей до рядовых  специалистов   и  рабочих  включительно).   Процессы коллективного творчества должны управляться
Творческая активность У каждого участника исследования должны быть внутреннее стремление к активным действиям и право на проявление своих творческих способностей и свободы мышления (полетов  мысли,   фантазий,   воображения,   высказывание любых идей) для достижения целей исследования. На действующих СУ менеджеры и весь персонал должны обладать исследовательской   креативностью   и   инновационностью мышления. Развитие и проявление таких свойств у них следует   мотивировать,   что,   в   конечном   итоге,  должны обеспечить как знания, умения и навыки, так и интерес к достижению целей деятельности, самостоятельную созидательную инициативу при проведении исследований
Методический подход Проведение   исследования  должно  осуществляться   не   в случайной последовательности, а по заранее обоснованной технологии, оформленной в определенную методику
Замкнутость обидах  исследовательских    функций (замкнутость   исследовательского процесса) Происходит реализация общих исследовательских функций, включая   предвидение   (прогнозирование),   планирование, организацию, координацию, мотивацию,  выполнение работ, контроль, учет, анализ и регулирование исследовательской работы. Все эти общие функции в своей основе во многом аналогичны общим функциям менеджмента

Все принципы исследования взаимоувязаны между собой и при проведении  исследовательских работ их следует использовать в комплексе.

Классификации и состав методов исследования

Критерии классификации методов исследования:

Критерий Виды методов
Философский
  • Всеобщие (методы материалистической диалектики)
  • Общие (теоретические, эмпирические)
  • Частные
Сложность
  • Простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования)
  • Сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов)
Охват явлений
  • Общие
  • Частные
Области применения
  • Физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.
Точность результатов использования
  • Достоверные
  • Вероятностные
Структура
  • Алгоритмические
  • Эвристические
Содержание
  • Математические, статистические, экономические, экономико-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др.
Стадии исследования
  • Подготовительные
  • Исследовательско-проектные
  • Внедренческие
Направления использования
  • Способы обследования (сбора данных)
  • Обработки и анализа информации
  • Формирования решений
  • Обоснования и внедрения (реализации) решений
Отношение к теории и эмпирике
  • Теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.)
  • Эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.)
  • Теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.)
Отношение к источнику получения информации
  • Интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей)
  • Формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования)
  • Комплексированные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов)
Охват научного инструментария
  • Общенаучные
  • Частно-научные
Отношение к науке и особенностям управления
  • Общенаучные, использующие современный научный аппа­рат (мыслительно-логические — дедукции, в том числе классифи­кации, конструирования гипотез, доказательства, постановки про­блем, полемики, моделирования, метрологических и др.; индукции; мыслительного эксперимента; эмпирические — практического экс­перимента, в том числе прямого, модельного, поискового, прове­рочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения)
  • Специфические, основанные на специфике управления и учи­тывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; со­циологические исследования — наблюдение, интервью, анкетиро­вание, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штур­ма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки деловые  и инновационные игры;  имитационное моделирование; систематизация факторов);
  • Диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приемы (интуитивный — случайный поиск; систематический поиск — целенаправленная упорядоченность всех процедур — матричные методы ‘анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический — логический поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синектика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; имитационное моделирование).

Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный  классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов: теоретические; логико-интуитивные; эмпирические; комплексно-комбинированные.

Классификация методов исследования систем управления  по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах:

Теоретические Логико-интуитивные
  • Эмпирические
Комплексно-комбинированные
Формализация:
  • аналитические методы: (математические,   интегрального, дифференциального и вариационного   исчислений, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического   программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств);
  • статистические методы: (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации);
  • графические методы (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков)

Аксиоматизация

Идеализация

Восхождение от абстрактного к конкретному

Моделирование (статистическое имитационное моделирование,   моделирование операций по схемам  случайных процессов и статистических испытаний метод Монте-Карло и др.)

Другие

  • Экспертные: «Мозговой» штурм (прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот)
  • Метод синектики
  • Сценарий
  • Дельфи
  • Постановка проблем
  • Доказательства
  • Конструирование гипотез
  • Классификация и типология
  • Научное обсуждение и научная полемика
  • Структуризация («дерево» целей и т.п.)
  • Морфологический анализ
  • Анализ проблем.
  • Аналогий
  • Тестирование.
  • Главных компонент
  • ССВУ-метод
  • Матричный
  • Органолептический
  • Последователь­ная подстановка
  • Другие
  • Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование)
  • Сравнение
  • Измерение (социологическое,  техническое,   экономическое)
  • Нормативный
  • Эксперимент
  • Мысленный
  • эксперимент
  • Опросов (анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы)
  • Изучение документации и информационных материалов
  • Другие
  • Абстрагирование.
  • Анализ и синтез
  • Дедукция и индукция
  • Декомпозиция и композиция.
  • Корреляционный
  • Факторный
  • Динамический
  • Ретроспективный
  • Квалиметрический
  • Индексный
  • ФСА
  • Системный анализ
  • Параметрический
  • Аналитико-
  • расчетный
  • Анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового, и др.)
  • Факторный анализ.
  • Социологический
  • Прогностический анализ
  • Диагностический анализ
  • Детальный анализ
  • Глобальный анализ
  • Экономический анализ
  • Экспертно-аналитический
  • Гипотетико-дедуктивный
  • Блочный
  • Аудит-метод
  • Другие

Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования:

Методы обследования (сбора данных) Методы обработки и анализа информации Методы формирования решений Методы обоснования решений Методы внедрения (реализации) решений
  • Самообследование
  • Интервьюирование
  • Беседа
  • Фотография рабочего дня
  • Анкетирование
  • Изучение   документов
  • Функционально-стоимостный анализ
  • Активное наблюдение в течение рабочего дня
  • Моментные наблюдения
  • Другие
  • Системный анализ
  • Экономический анализ
  • Декомпозиция
  • Структуризации целей
  • Экспертно-аналитический
  • Нормативный
  • Параметрический
  • Моделирования
  • Функцйонально-стоимостный
  • анализ
  • Главных компонент
  • Балансовый
  • Корреляционный
  • Факторный
  • Опытный
  • Матричный
  • Последователь­ной подстановки
  • Динамический
  • Другие
  • Системный подход
  • Аналогий
  • Параметрический
  • Блочный
  • Функционально-стоимостный анализ
  • Структуризации целей
  • Опытный
  • Творческих совещаний
  • Коллективного блокнота
  • Контрольных вопросов
  • Морфологический анализ
  • Экспертно-аналитический
  • Моделирова­ние
  • Другие
  • Аналогий
  • Сравнений
  • Нормативный
  • Экспертно-аналитический
  • Функционально-стоимостный
  • анализ
  • Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта
  • Расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов
  • Другие
  • Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления
  • Привлечение общественных  организаций
  • Функционально-стоимостный анализ
  • Другие

Статьи в журнале по теме Методологические положения исследований

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх