Управление организацией
Организация как система управления
Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Лица, ответственные за принятие решений, — менеджеры и исполнители решений — специалисты-управленцы объединены между собой системами взаимодействия.
Существуют два типа взаимосвязей:
- формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации,
- неформальные (в основном горизонтальные), возникающие на основе реализации интересов между отдельными менеджерами и специалистами.
Термин система наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие — элементами или компонентами.
Характеристики организации
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организации характеристики:
- Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
- Зависимость от внешней среды. Организации полностью зависимы от окружающего мира — от внешней среды — как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.
- Горизонтальное разделение труда. Вероятно, самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой.
- Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия.
- Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.
- Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда.
Управление организацией
Для того чтобы социальная система была устойчивой, правильно сориентированной, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом {системой управления). Последний осуществляет ориентировку, интеграцию и контроль функционирования отдельных ее частей, поступления ресурсов, результатов и т. п., их коррекцию на основе обратной связи.
Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:
|
Принципами построения системы управления являются:
- соответствие целям организации;
- сопряженность функций и полномочий;
- ориентированность на определенный уровень компетентности персонала;
- допущение неформальных связей;
- обеспечение эффективного контроля;
- гибкость и адаптивность.
Развитие системы управления может быть:
- экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними);
- интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).
Система управления характеризуется:
- составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия;
- уровнем централизации или децентрализации полномочий;
- степенью специализации и регламентации функций;
- стабильностью или изменчивостью поведения;
- открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям);
- техническим оснащением.
Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них.
- управляющая подсистема — та часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров). Управляющая подсистема близко «субъекту управления», однако не тождественно. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).
- Управляемая подсистема – совокупность элементов, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено. Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.
Управляемость объекта — адекватная реакция на управляющее воздействие. Высокая реактивность может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая — бездействия, противодействия, формальных действий.
В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.
Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:
- соответствовать целям и задачам объекта управления;
- учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;
- предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;
- поддаваться контролю;
- иметь возможности для совершенствования.
Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:
- высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;
- минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;
- экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;
- улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;
- снижающуюся долю административных работников в персонале организации.
Виды систем
По уровню открытости к внешней среде различают:
- Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами.
- Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Механистический и органический тип управления
В зависимости от того, насколько организация адаптивна к изменениям в окружении, выделяется два типа управления организацией:
- механистический тип управления;
- органический тип управления.
Механистический тип управления организацией характеризуется набором следующих характеристик:
- консервативная, негибкая структура;
- четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;
- сопротивление изменениям;
- проистекание власти из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;
- иерархическая система контроля;
- командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;
- содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.
Для органического типа управления организацией характерны:
- гибкая структура;
- динамичные, не жестко определенные задачи;
- готовность к изменениям;
- базирование власти на знании и опыте;
- самоконтроль и контроль коллег;
- многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);
- содержанием коммуникаций являются информация и советы.
Отдельные вопросы управления организацией
Статьи в журнале по теме Управление организацией
Посмотреть еще в категории: Управление объектами
- Управление ресурсами
- Управление имуществом
- Фасилити менеджмент
- Управление учреждением
- Управление собственностью
- Управление хозяйством
- Управление компанией (корпорацией)
- Управление информацией
- Управление активами
- Управление запасами
- Управление многоквартирными домами
- Управление капиталом
- Управление недвижимостью
- Управление землей
- Управление лесами
- Управление зданиями
- Управление интеллектуальной собственностью