Совершенствование технологии государственного стратегического планирования развития региона
Введение
В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 2423-р) главный результат, на которые ориентирована реализация документа — должно произойти «тесное вплетение экологии в экономическую политику РФ на ближайшие 18 лет – к 2030 году в стране должен быть организован круговорот отходов без свалок и полигонов со 100% переработкой мусора и его повторным использованием».
Концепция государственной политики по экологическому развитию определяет приоритетные направления экологического развития, ориентирует государство и всех субъектов существующих отношений к определению и использованию в стратегическом управлении и в процессе реализации программ принципов концепции – комплекса «взглядов» государства на пути решения заданной проблемы для определения стратегии действий.
Тенденции государственного стратегического планирования
Стратегии экологического (и эколого-социо-экономического) развития территории, разрабатываемые на всех трех уровнях государственного стратегического планирования и управления, которые в соответствии с ФЗ РФ от 28.06.2014г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должны содержать систему долгосрочных приоритетов, целей и задач стратегического управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития страны. Программы и включаемые в них подпрограммы являются наиболее приближенным к решению заявленных задач способом планирования развития территории, в соответствии с тем же законом о стратегическом планировании в РФ программы классифицированы на государственные, субъектов РФ и муниципальные, все они относятся к документам стратегического планирования, в которых должны быть обозначены набор мероприятий, привязанных к задачам, срокам, исполнителям, ресурсам, и набор инструментов, с помощью которых возможно достижение заявленных приоритетов и целей государственной политики в области экологического развития соответствующей территории.
В соответствии с ФЗ РФ от 28.06.2014г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия и программа относятся к документам стратегического планирования на уровнях федеральном, региональном и муниципальном, тогда как концепция носит всеобъемлющий и фундаментальный характер, это документ, в котором важно заявить приоритеты и способы развития территории, соответствующие заявленной государственной политике, которая не может быть адресной или региональной, или муниципальной.
Учитывая, что за последние десятилетия в российской практике государственного управления с учетом международных тенденций перехода на парадигму устойчивой экономики были приняты концепции, стратегии, доктрины и программы, посвященные экологическому развитию государства, представим результат критического анализа основных из них и предложений по корректировке подобных документов государственного и муниципального стратегического планирования и управления территорией, где большое значение должно быть уделено стратегическому мышлению, завершающему триаду стратегической деятельности.
Анализ действующих инструментов государственного стратегического управления регионом как эколого-экономической системой
Критически анализируя Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию (утв. приказом Президента РФ от 01.04.1996г.), можем констатировать, что к недостаткам следует отнести, во-первых, декларативный характер большинства задач и направлений, что подтверждается историей реализации данной концепции в России (хотя существующие проблемы, негативные условия и факторы внешней и внутренней среды не позволили реализовать большинство положений концепции), во-вторых, отсутствие системного подхода к постановке цели и задач экологического развития российской экономики и общества, что проявляется в отсутствии взаимосвязи между эколого-экономической безопасности, ростом качества жизни и не пропагандой, а культивированием экологического мышления, сознания, этики поведения, когда интуитивное желание сохранения окружающей среды (без противопоставления себя природе [1]) будет гармонично сочетаться с осознанным, интеллектуальным поведением человека – представителя искусственного, неестественного мира.
Главная ошибка анализируемой государственной концепции – неправильная расстановка этапов реализации концепции – начинать нужно именно с третьего этапа – пока не будет достигнуто понимание и доминирование интересов экологоориентированных участников отношений (экономических, политических и всех остальных) на международной арене – в условиях глобализации и возможности влиять, диктовать, навязывать те или иные ценности извне любая национальная модель устойчивой экономики может быть изолирована, обрушена, экономически невыгодна во внешнеэкономических связях. Еще один важный момент — однозначно говорить о временном разграничении этих этапов нельзя, важно понимать, что они должны возникать в представленной последовательности, но это не значит, что начальный этап перестает быть актуальным, каждый новый этап просто накладывается на предыдущий, который подготавливает основу для его успешной реализации.
Содержание стратегий, связанных с экологическим развитием и обеспечением экологической безопасности, лишь частично раскрывает направления решения существующих проблем:
- В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (утв. указом Президента РФ от 12.05.2009г. N 537; в ред. от 01.07.2014г.) есть п.85, представляющий перечень стратегических целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, которых всего лишь две: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата; однако в заключительном 7 разделе стратегии не представлено ни одного показателя, с помощью которого можно будет оценивать достигаемые результаты и реализуемость заявленных стратегических целей (в соответствии со стратегическим аудитом и его ролью в государственном управлении;
- В государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утв. указом Президента РФ от 04.02.1994г. N 236) сделан приоритет на ряд долгосрочных приоритетов развития, по которым нами был проведен сравнительный анализ данной стратегии с авторской версией стратегии экологического развития российских регионов. Главный результат критического анализа основных положений государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития – она носит очень обобщающий характер, основная нагрузка в детализации разделов стратегии на региональном уровне, что можно видеть на примере ряда стратегий субъектов РФ по сохранению окружающей среды и природных ресурсов.
- Следующий уровень документального оформления государственного управления – уровень государственных программ, для примера представим государственную программу Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» на 2014-2020гг. (утв. постановлением Правительства Волгоградской области от 04.12.2013г. N 686-п; в ред. от 11.07.2014г.). Наибольший интерес представляет подпрограмма «Экологическое просвещение», для которой определена цель и задачи, а основным ожидаемым результатом (в качественном отношении) должно стать повышение экологической культуры населения Волгоградской области.
Проанализируем цель подпрограммы: на период до 2020 года планируется сформировать комплексную, структурно-целостную и эффективно функционирующую систему экологического просвещения, способную обеспечить повышение уровня экологического сознания и экологической культуры населения, формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность дальнейшего разрушения и деградации природной среды. Озвучено все правильно, но какими способами, мероприятиями, средствами это планируется достичь? На это должен ответить перечень задач:
- совершенствование нормативно-правового, организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения системы экологического просвещения и воспитания населения;
- развитие и совершенствование форм и методов экологического просвещения и воспитания населения, внедрение в практику работы образовательных и просветительских учреждений современных технологий, форм и методов экологического просвещения и формирования экологической культуры;
- организация и проведение эколого-просветительских мероприятий и занятий среди учащейся молодежи;
- повышение роли общественных организаций и средств массовой информации в эколого-просветительской деятельности.
При этом для объяснения, что следует понимать под экологическим просвещением, дается ссылка на федеральный закон от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно главу XIII «Основы формирования экологической культуры», где в ст.74 «Экологическое просвещение» приведен перечень организаций – участников системы всеобщего и комплексного экологического образования. Постоянное использование в перечисленных документах термина «экологическое просвещение» требует определить нюансы, отличающие содержание просвещения от воспитания:
- просвещение лучше всего определим как сопровождение доступа к знаниям, когда обеспечивается распространение информации, повышается ее доступность для заданной аудитории, то есть главное – обеспечить каналы продвижения необходимой информации, конкретных знаний, никаких сложностей в получении которой у потребителя быть не должно;
- воспитание рассматривается как процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [4. С.34].
Этого явно недостаточно, необходимо дополнить термины «просвещение» и «воспитание» термином «грамотность», что требует более активных, системных, масштабных и долгосрочных мероприятий. Грамотность предполагает выход на такой уровень просвещения и воспитания, когда у всех возрастных и социальных групп населения сможет сформироваться определенная степень владения навыками экологоориентированного поведения, соответствующего требованиям, нормам экологической культуры – заданного уровня экологического развития отдельного человека и всего общества.
Предлагаем разработать шкалы измерения результатов экологического просвещения в привязке к конкретным сферам применения получаемых знаний, информации, навыков. Представим пример шкалы экологической культуры населения в привязке к первичному обращению отходов (рис. 1).
Рис. 1. Пример шкалы измерения экологической культуры населения на примере обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов
Основание для такой связки – в разрабатываемом в настоящее время проекте социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года в разделе, где речь идет о направлениях повышения экологической устойчивости региона и планируемом комплексе мероприятий по заявленным направлениям наиболее связанными между собой являются развитие системы экологического просвещения, повышение экологической культуры населения и создание системы обращения с твердыми бытовыми отходами. Главное – определить пределы нормы и критичного, патологичного состояния, которые в любом случае будут намного меньше переходного состояния, что свидетельствует о необходимости больших временных и финансовых затрат для достижения нормального состояния, культуры поведения.
Далее критически проанализируем перечень мероприятий подпрограммы «Экологическое просвещение», к которым отнесены:
- анализ правовых, нормативно-методических документов, справочно-информационных, тематических и дидактических материалов, разработка концепции по экологическому просвещению и воспитанию;
- экспертно-аналитическое рассмотрение документов и методических материалов, научно-методическое сопровождение программных мероприятий путем создания и обеспечения деятельности координационного совета по экологическому просвещению и воспитанию;
- реализация мероприятий по экологическому просвещению и воспитанию в дошкольных, школьных образовательных организациях и организациях дополнительного образования, а также в организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования;
- привлечение средств массовой информации и общественных движений к решению актуальных вопросов экологического просвещения и воспитания населения, проведение совместно с общественными организациями природоохранных и информационно-просветительских акций, поддержка волонтерского движения, изготовление плакатов по экологическому просвещению и воспитанию и их размещение на рекламно-информационных щитах.
Предложения по совершенствованию технологии государственного стратегического планирования
Если разрабатываемые государственные программы рассматривать как набор конкретных мероприятий и инструментов соответствующей государственной политики, то считаем, что для успешной реализации «Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.» необходимо разработать две взаимосвязанные программы на уровне субъектов РФ – программу экологической грамотности и программу обращения с отходами (с элементами первичной и вторичной сортировки), которые будут иметь свои подпрограммы.
На рис. 2 представлено соотношение временных и финансовых параметров программ экологической грамотности и наиболее тесно связанной с ней программой обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов. В исходной точке t0– примерно одинаковом во времени начале региональных программ экологической грамотности и обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов – необходимо обеспечить доминирование финансирования и количества мероприятий экологической грамотности, призванных сформировать в обществе устойчивые навыки первичного обращения с бытовыми отходами на фоне общего роста экологического сознания и культуры поведения. В средне- и долгосрочной перспективах приоритеты должны поменяться – только при условии сформированной в обществе модели поведения можно говорить, в первую очередь, об экономической эффективности мероприятий построения системы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов.
Рис. 2. Соотношение временных и финансовых параметров программ экологической грамотности и обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов
Условная точка ti – это период времени, для которого будут типичны два взаимосвязанных процесса – достаточность экологических просветительских мероприятий на уровне дошкольного образования и начальной школы, и постоянный, достаточный для поддержания нормального состояния системы обращения бытовых отходов уровень расходов, что покажет практика предыдущих лет реализации программы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов.
Можно утверждать, что представленные в таблице 4 целевые показатели не соответствуют системному подходу, такими мероприятиями не решается проблема низкой мотивации и просвещения населения различных возрастных и социальных групп населения. Системный подход предполагает, что от реализации мероприятий экологического просвещения-воспитания-грамотности можно рассчитывать на долгосрочные эффекты в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе в экономической деятельности, в воздействии на окружающую среду, в обращении с бытовыми и промышленными отходами. И именно государство ответственно за создание условий, за культивирование экологоориентированного потребительского и бытового поведения не только через доклады и информационные стенды, но и с помощью образовательных и досуговых интернет-продуктов, корректировки образовательных стандартов, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и государственных служащих в сфере образования, культуры.
Детализируем государственную программу экологической грамотности по традиционной структуре (табл. 1). При составлении отдельных разделов программы экологической грамотности использовалось содержание Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61).
Таблица 1- Содержание государственной программы экологической грамотности населения
Раздел программы |
Содержание |
Оценка текущего состояния и проблем развития |
Низкая культура потребительского поведения, наличие метапатологий в поведении – негативные факторы, затрудняющие процессы экологизации экономики и общественных отношений (сортировка, утилизация бытовых и производственных отходов, качество контроля за исполнением экологического законодательства и др.) |
Основные цели, задачи |
Цель – формирование в долгосрочной перспективе устойчивого экологоориентированного поведения населения всех возрастных, социальных, профессиональных групп. |
Этапы реализации программы |
Начальный этап – разработка методических указаний по проведению мероприятий программы экологической грамотности, учитывающих идеологические, экономические и политические особенности сформированных в российском обществе институтов, норм, правил поведения |
Система программных мероприятий |
В соответствии с целью и задачами программы:
|
Механизмы реализации программы |
Организационные механизмы: |
Ресурсное обеспечение программы |
Ресурсное обеспечение программы важно рассматривать шире, чем распределение объемов финансирования и их источники:
|
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации | Государственным заказчиком программы должны быть два министерства РФ – Министерство образования РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Также допустим формат руководства на уровне субъектов РФ, при условии принятия региональных программ экологической грамотности. Организация управления программой включает: — подготовку и межведомственное согласование проекта программы; — координация и оценка результатов исполнения каждого этапа программы; — систему контроля и своевременной корректировки по ходу реализации мероприятий программы; — подготовку отчетов о реализации программы и на их основе – определение необходимости внесения изменений в следующие этапы программы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Базовые результаты (фундаментальные): — трансформация идеологических, экономических и политических институтов в соответствии с парадигмой устойчивой экономики; — идентификация доминирования экологического мышления в поведении разных возрастных, социальных и профессиональных группах населения; — получение положительных результатов в культуре сбора, сортировании бытовых отходов со стороны населения; — улучшение состояния окружающей среды за счет бережного отношения граждан, активного внедрения сберегающих, защитных технологий в бизнесе; — переориентация производства и потребления на экологическую продукцию за счет сформированного экологического сознания и стиля поведения всех групп населения; — формирование условий для долгосрочной эколого-экономической безопасности территории; — внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы экологического образования и внедрения экологоориентированных технологий в экономику. Прикладные результаты, являющиеся результатом реализации мероприятий программы по отношению к разным группам населения: -внедрение экологоориентированных досуговых программ, способных повысить результативность программы экологической грамотности на индивидуальном уровне; — создание ресурсов и программ для детей (телевизионные передачи, досуговые игры, интернет-игры, книжные издания, игрушки), культивирующие экологический стиль поведения, экологическое мышление и образ жизни; — внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, электронных образовательных ресурсов нового поколения, внедрение которых возможно в системе образования и на уровне отдельного пользователя; — подготовка кадров по приоритетным направлениям экологически ориентированного поведения на уровне ДОУ, начальной школы, специалистов по повышению квалификации различных профессиональных групп населения; — рост государственной поддержки инновационных проектов, ориентированных на экологоориентированные технологии и их внедрение в российскую экономику. |
Особенности «Дорожной карты» по реализации технологий государственного стратегического планирования
«Дорожная карта» представляет собой систему мероприятий по реализации программы экологической грамотности, по которой правильнее всего устанавливать и отслеживать все запланированные целевые индикаторы. «Дорожная карта» является многоуровневой:
- первый базовый уровень, обеспечивающий системный подход к реализации запланированных мероприятий – институциональная «Дорожная карта», определяющая триаду мер по трансформации экономических, политических и идеологических институтов в целях парадигмы устойчивой экономики и роста национальной безопасности страны;
- второй уровень – по горизонтали представляются «Дорожные карты» по ключевым направлениям, к которым отнесены:
- 1) разработка методических указаний по проведению мероприятий программы экологической грамотности для дошкольных учреждений и начальной школы, для представителей бизнеса и других профессиональных и возрастных групп населения;
- 2) разработка методических указаний по подготовке кадров для осуществления просветительских, образовательных, информационных мероприятий;
- 3) культивирование среди бизнеса и государственных служащих экологических приоритетов экономической деятельности на основе принципа «приоритеты через паритеты» — когда достижение максимальной выгоды не может сопровождаться экологическим ущербом и ухудшением состояния среды обитания, и все эти приоритеты должны быть закреплены в нормативно-правовой базе;
- 4) разработка новых информационных сервисов, электронных образовательных ресурсов нового поколения для внедрения на уровне отдельного пользователя любого возраста, а также ресурсов и программ для детей (телевизионные передачи, досуговые игры, интернет-игры, книжные издания, игрушки), культивирующие экологический стиль поведения, экологическое мышление и образ жизни для будущих поколений;
- 5) формирование системы отслеживания результатов реализации программы через мониторинг и оценку реализации каждого этапа, каждого мероприятия [2. C.30-31].
Также можно выделить уровни в целеполагании, когда на каждом этапе реализации «дорожной карты» помимо основной цели формулируются промежуточные цели по периодам и направлениям реализации.
Главное – обеспечение на институциональном уровне в соответствии с системным подходом формирования всех необходимых норм (институтов), которые в долгосрочной перспективе позволят обеспечить все стратегические цели экологического развития нашей страны, для которых программа экологической грамотности является первым шагом и базовым инструментом построения системы обращения с бытовыми отходами, что невозможно без корректировки идеологической составляющей институциональной матрицы страны или трансформации институтов и институциональной матрицы по Д.Норду [5]. Культивирование, пропаганда, использование методологии онтопсихологии, что был ответ на вопрос — «Как побудить людей и отдельного человека проявлять экологическое сознание во всех видах (в том числе экономических) отношений?». Во-первых, такое сознание нужно воспитать, во-вторых, необходимо создать условия (за что и ответственно государства исходя из функций и обязательств перед обществом), при которых формируется стиль поведения, не допускающий нарушение экологических норм и правил поведения.
К основным структурным элементам дорожной карты относятся:
- «Кто?» — на макроуровне – триада норм (институтов) экономической, политической и идеологической составляющих национальной институциональной матрицы; на микроуровне – акторы – конкретные участники мероприятий, ответственные за теоретико-методологическое обеспечение реализации мероприятий «Дорожной карты» (ученые), за создание условий (государственные служащие), за разработку (специалисты) и внедрение просветительских мероприятий (педагоги);
- «Что?» — на макроуровне – государственные и муниципальные программы, детализирующие содержание программы экологической грамотности на региональном и местном уровнях (дифференциация целей не должна изменять или нарушать основы государственной политики экологического развития и содержание концепции экологического развития страны); на микроуровне – мероприятия, направленные на решение отдельных задач программы, конкретизирующие набор действий и последовательность из осуществления;
- «Когда?» — на макроуровне достаточно определение временных горизонтов «»Дорожной карты» по каждому этапу реализации; на микроуровне важно определение конкретных сроков исполнения запланированных мероприятий;
- «Как и зачем?» — на макроуровне – на основе системного подхода использование междисциплинарного подхода к трансформации институциональных основ программы и использование механизма платформ (построение платформ как принципиальных направлений, по которым необходимы действия акторов, чтобы обеспечить внедрение экологической грамотности на всех запланированных уровнях и во всей полноте.
Все это – важные условия для обеспечения результативности реализации программы экологической грамотности, которая должна учитывать в механизме своей реализации идеологические, экономические и политические институты, трансформация которых необходима, возможна и управляема со стороны государства. Необходимо только создать стимулы со стороны государства к активизации государственного стратегического планирования и управления процессом перехода на модель устойчивой экономики [6. C.12], иначе РФ грозят как отставание от экологоориентированных инновационно развитых и развивающихся стран, так и потеря потенциалов и ресурсов, способных обеспечить конкурентоспособность и коэволюцию экономики с экологией в соответствии с «кодом выживания».
Так как главным целевым индикатором можно выбрать состояние системы обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов, то в соответствии с изменением алгоритма обращения с отходами должен будет поменяться и алгоритм участия граждан в этом процессе. Главный акцент в новом алгоритме обращения с бытовыми отходами со стороны населения – на сортировке, так как несортированные бытовые отходы можно только отправить на свалки, полигоны или сжигать, что не дает возможности получить доходы от переработки [3, 7].
Заключение
Определяя критерий экологической грамотности как приоритетное условие экологического развития государства, считаем необходимым обосновать, в чем это находит свое выражение:
1) понимая под развитием триаду «рост-изменение-улучшение», считаем, что именно формирование экологической культуры поведения населения через триаду «просвещение-воспитание-грамотность» (что обеспечивает системный подход к решению проблемы) позволит достичь цели экологического развития территории (эколого-экономическая безопасность на фоне роста качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды и изменения триады «интересы-мотивы-поведение» всех участников общественных, экономических, политических отношений) в долгосрочной перспективе на фундаментальной основе государственного управления и реализации государственной экологической политики;
2) проведя критический анализ действующих федеральных, региональных и муниципальных программ, нацеленных на решение вопросов экологического развития, можно прийти к ряду выводов:
- отсутствие системного подхода и эффективного межведомственного сотрудничества в решении, например, вопроса экологического просвещения;
- высокая зависимость от внебюджетных источников финансирования приводит к невыполнению ряда мероприятий из-за низких показателей привлечения таких средств, либо внебюджетные средства не рассматриваются вообще и тогда мероприятия программ изначально ставятся в зависимость от бюджетного финансирования регионального или местного уровней;
- ограниченный состав количественных целевых показателей, не привязанных к конкретной сфере реализации заявленных мероприятий, что наиболее наглядно видно на примере мероприятий экологического просвещения;
3) приоритетность мероприятий экологической грамотности связана с затрагиванием наноуровня принятий решений, мотивацией поведения участников заявленных отношений, с возможностью всеобъемлюще, всесторонне затронуть просвещением и воспитанием на начальной стадии формирования экологической культуры поведения населения все возрастные и социальные слои населения, что лучше всего можно представить на примере взаимосвязи программ экологической грамотности и первичной сортировки твердых бытовых (коммунальных) отходов, где роль населения и его отношение к проблеме загрязнения окружающей среды в круговороте «бытовые отходы — загрязнение окружающей среды — здоровье человека» выходят далеко за рамки государственной политики или отдельно взятой программы, а выходят на глобальный уровень заявленной проблемы и способов ее решения.
Культивирование экологоориентированных интересов-мотивов поведения населения – приоритет, локомотив, базис существующей государственной политики экологического развития России, требующий научного подхода к методологии воздействия, в первую очередь, на наноуровень, что придаст толчок активизации всех остальных процессов развития в экономических, политических и идеологических институтах в масштабах отдельного предприятия, региона, государства.
Библиографический список:
- Акимова Т.А. Основы экономики устойчивого развития. М.: Экономика. 2013. 332 с.
- Булетова Н.Е. 2012. Эколого-экономическая безопасность и конкурентоспособность территории // Российское предпринимательство. №22. С. 23–32.
- Ветошкина Л.П., Синькова Н.В. 2014. Управление отходами: генеральные схемы очистки населенных пунктов // Твердые бытовые отходы. 2014. № 1 С.16–19.
- Дашина Н.С. Психология и педагогика. Юнита 2. Общая педагогика. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 1999. 60 с.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 c.
- Хрусталев Е.Ю., Боташева А.С.-Х. Стратегия развития дотационного региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 34. C. 9–17.
- Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Доронкина И.Г. Состав ТБО – критерий эффективности схем управления // Твердые бытовые отходы. 2013. № 12. С.28–33.