Оптимизация навыков менеджеров в контексте искусственного интеллекта
Введение
В нашем быстро меняющемся мире технологий искусственного интеллекта (ИИ) компетенции менеджеров становятся объектом глубоких изменений. Внедрение ИИ в организации перерабатывает понятие управления и требует от руководителей новых навыков и знаний.
Особое научное и практическое значение для данного исследования имеют новости о массовых увольнениях сотрудников. Согласно аналитическому отчету консалтинговой компании Challenger, Gray & Christmas, занимающейся исследованием рынка труда, в мае этого года около 4 тыс. человек официально потеряли работу в связи с появлением искусственного интеллекта [12].
В комментариях агентству Bloomberg Бен Имонс, аналитик Newedge Wealth LLC, отметил, что генеративный искусственный интеллект, с одной стороны, может создать сильные рабочие места и подстегнуть рынок ИИ объемом 1,3 трлн. долларов, который будет способствовать росту продажи рекламы. Но, с другой стороны, по его словам, ИИ может уничтожить 300 млн. рабочих мест уже в 2035 году [8].
В России внедрение искусственного интеллекта в Сбербанке, по словам главы банка Германа Грефа, позволило сократить число сотрудников, занимающихся простыми решениями. По его словам, сейчас в банке работает система под названием «Интеллектуальная система управления», внутри которой находится движок, обученный ежедневно принимать решения и давать рекомендации. «Система позволила значительно сократить различные уровни, на которых принимались простые решения. Например, на среднем уровне мы сократили около 70 % менеджеров», — цитирует РИА «Новости» выдержки из выступления г-на Грефа на Sberbank Data Science Day. По его словам, большинство сокращенных менеджеров прошли переподготовку и сейчас работают в банке на других должностях [5].
Ричард Боятис, впервые описавший управленческие компетенции; Джон Равен, открывший компетенции в государственном секторе; Адриан Фарнхэм, описавший природу и сущность некомпетентности менеджеров и давший четкие рекомендации по применению компетентностного мышления в оценке и развитии менеджеров. Значительный вклад в исследование управленческих компетенций внесли Стив Уиддетти Сара Холифорд, изучавшие управление компетенциями, и Кудрявцева Е.И., изучавшая управление компетенциями. [4]
Результаты исследований
Личность руководителя в современной организации имеет решающее значение, особенно в современных российских условиях. Именно поэтому на Head Hunter более 164 тыс. объявлений о вакансиях, содержащих слово «менеджер». Компании различных сфер деятельности сталкиваются с переходом к новым, модернизированным функциональным типам, связанным с этим проблемами управления.
«…Назначение управления сводится к формированию эффективной организации, меняющейся так, чтобы ее деятельность согласовывалась с задачами и обстоятельствами внешней и внутренней среды функционирования» [7, стр.53].
Поэтому устойчивое функционирование и развитие организации неотделимо от вопроса обеспечения эффективного управления. «Субъектная роль руководителя имеет большую значимость, так как в конечном итоге он несет ответственность за все процессы, происходящие в организации» [6, стр.39]. Однако в этой области остается много вопросов относительно того, насколько эффективно российские менеджеры могут реализовать свою субъективную роль с точки зрения личностных качеств и компетенций.
Люди имеют самую большую ценность в любой организации, но в то же время ими труднее всего управлять. Это относится не только к промышленным и торговым компаниям, но и к любой деятельности, будь то деятельность, связанная с прибылью или нет, производство или государственное управление. Определяющим фактором цельности и противоречивости любой деятельности являются люди. Бизнесом движет не логика, а люди, убедительно действующие в конкретном культурно-историческом контексте. Им движут не системы и технологии, а люди, которые идут своим путем, используя свои умственные способности, инстинкты и эмоции.
Когда нам приходится решать, как лучше управлять собственными интересами, мы интуитивно понимаем, что это ценная личность, которая дает нам больше, чем набор методов и приемов, новый формат или готовый рецепт. Разумеется, такая личность должна обладать соответствующими техническими навыками и пониманием всевозможных систем поддержки, что быстро становится неотъемлемой характеристикой специалистов. Обязательным условием является соответствующее обучение.
«Как же получить менеджеров, способных действовать и реагировать на соответствующие внутренние и внешние импульсы, возникающие в их сфере деятельности, или, говоря современным языком, в окружающей бизнес-среде? По моему глубокому убеждению, для этого необходима не только техническая подготовка, но и «формирование», «обучение» людей. Формирование может происходить где угодно – в школах, внутри компании, за ее пределами, на национальном или международном уровне. Это может быть обучение, передача опыта или наблюдение. И этот процесс должен продолжаться всю жизнь», — считает Джерард Ван Шаик, почетный президент Европейского фонда развития менеджмента и сопредседатель Китайско-европейской международной бизнес-школы [1].
В сентябре 2023 года мы провели интернет-опрос, позволивший среди предпринимателей из разных сфер бизнеса и с разной численностью сотрудников, выяснить какие качества и компетенции необходимы современному российскому менеджеру в мире роботизации и внедрения во многие бизнес-процессы искусственного интеллекта. В ходе опроса респондентам было предложено ответить на три ключевых вопроса: проходят ли они управленческое обучение, как строят свою работу с подчиненными и как относятся к мотивации сотрудников.
Рисунок 1. Уровень образования респондентов опроса «Качество и компетенции современного российского менеджера в мире роботизации и искусственного интеллекта»
Источник: составлено автором респондентов по результатам опроса «Качество и компетенции современного российского менеджера в мире роботизации и искусственного интеллекта»
Исследование показало, что абсолютное большинство (41,6 %) из 209 респондентов получили высшее образование. Однако только 11,5 % респондентов получили профессиональное управленческое образование (высшее, MBA, тренинги, семинары и т.д.). Они участвовали в тренингах по менеджменту (37,8 %). Кроме того, среди менеджеров популярны курсы повышения квалификации (12 %) и семинары (12 %) (табл. 1).
Рисунок 2. Качества современного российского менеджера
Источник: составлено автором респондентов по результатам опроса «Качество и компетенции современного российского менеджера в мире роботизации и искусственного интеллекта»
В опросе приняли участие 843 человека. Около трети россиян (28,9%) придают наибольшее значение лидерским качествам и организаторским талантам руководителей (табл. 2).
Большинство респондентов (29,1%) отдают предпочтение трудолюбию своих начальников и 20% отметили важность ответственности. 25.7% респондентов отметили, что их начальники умеют прогнозировать результаты, а 14.5% — что они креативны и изобретательны.
Также выяснилось, что 25.5% респондентов уважают порядочность своего руководителя.
Рисунок 3. Взаимодействие руководителей с сотрудниками
Источник: составлено автором респондентов по результатам опроса «Качество и компетенции современного российского менеджера в мире роботизации и искусственного интеллекта»
Еще одной важной темой опроса стало взаимодействие руководителей и сотрудников. Согласно результатам опроса (176 респондентов), руководители обычно имеют нейтральные (27,8 %) или дружеские (23,9 %) отношения со своими подчиненными (табл. 3). Большинство руководителей предоставляют подчиненным свободу в решении их задач и управляют только критическими этапами их работы (27,8 %). При этом они предпочитают давать обратную связь как по рабочим процессам (35,2 %), так и по результатам решения задач (14,8 %).
Рисунок 4. Мотивация сотрудников
Источник: составлено автором респондентов по результатам опроса «Качество и компетенции современного российского менеджера в мире роботизации и искусственного интеллекта»
Особое внимание в исследовании уделялось мотивации сотрудников, в котором приняли участие 162 человека (табл. 4). Треть (36,4 %) респондентов заявили, что в их компании существует система поощрения добровольных инициатив сотрудников. Кроме того, 28,4 % респондентов считают эффективным инструментом мотивации — нематериальную мотивацию. Во многих случаях руководители мотивируют своих подчиненных с помощью обучения, организованного компанией (26,5 %). Интересно, что многие руководители предоставляют своим сотрудникам дополнительные отпуска (42,6 %).
Мнения участников опроса свидетельствуют о том, что руководителям необходимо повышать свою профессиональную компетентность как менеджеров и учитывать характер деятельности своей организации.
Исследования показывают, что в обществе существует потребность в специалистах-управленцах, обладающих специальной управленческой подготовкой и знанием организационного направления. Если организаторские способности, умение рационально организовать работу и время, социальный и эмоциональный интеллект, трудолюбие и коммуникабельность являются важнейшими качествами эффективного менеджера, то его гражданские и нравственные качества имеют еще большее значение для управленческой эффективности.
Данные качества очень важны не только потому, что менеджеры с высокими этическими, ответственными и законопослушными ценностями формируют правильную и организационную культуру и выстраивают соответствующие отношения с подчиненными и внешней средой, но и потому, что российское общество испытывает дефицит таких менеджеров. Точно так же, российским организациям не хватает менеджеров, ориентированных на взаимоотношения, умеющих работать в команде и стремящихся полностью раскрыть потенциал своих сотрудников. В то же время организации с разными сферами деятельности имеют свои особенности в управлении и разные «внешние» качества менеджеров. Это свидетельствует, с одной стороны, о проблемах, препятствующих оптимизации управления в России, а с другой – о необходимости решения этой проблемы с помощью различных кадровых технологий, совершенствования образовательных программ, формирования национальных приоритетов в подготовке и становлении менеджеров, а так же развития российского общества, взаимодействие всех сфер общества открывает путь к повышению эффективности работы [3].
ИИ уже проник во многие сферы нашей жизни: ChatGPT пишет статьи и рассылки, MidJourney создает рекламные слоганы, а чат-боты вполне успешно общаются с клиентами компаний. Среди крупнейших банков Великобритании резко возрос набор сотрудников на работу в области искусственного интеллекта, поскольку они борются за привлечение лучших специалистов на тысячи новых должностей.
Согласно данным insights business Evident, в период с февраля по апрель Barclays нанял 1374 сотрудника на должности, связанные с ИИ, в то время как 30% должностных инструкций сотрудников NatWest были связаны с ИИ.
В 60 крупнейших североамериканских и европейских банках в настоящее время работают около 46 000 человек на должностях, связанных с разработкой ИИ, обработкой данных, управлением и этикой, при этом около 100 000 глобальных банковских должностей задействованы в выводе ИИ на рынок. Около 40 процентов сотрудников по ИИ в этих банках приступили к своим текущим обязанностям с января 2022 года [11].
Согласно новому отчету консалтинговой компании Evident, JPMorgan нанимает в два раза больше рабочих мест, связанных с ИИ, чем любой из его конкурентов [9].
В книге профессора информационных технологий и менеджмента Томаса Дэвенпорта “Работа с ИИ: реальные истории сотрудничества человека и машины” рассматриваются 29 примеров работы людей с системами с поддержкой ИИ, показывающие, когда и как ИИ работает лучше всего и как компании могут ответственно использовать ИИ. Книга написана в соавторстве с профессором Сингапурского университета менеджмента Стивеном М. Миллером. Общая тема заключается в том, что ИИ дополняет работу, которую выполняют люди, а не полностью автоматизирует ее. Успешный бизнес получает выгоду от искусственного интеллекта, ставя людей в центр внимания. Это означает, что многие рабочие места безопасны, сказал Дэвенпорт во время недавнего вебинара, организованного MIT Sloan Management Review [10].
Компания Microsoft опубликовала результаты глобального исследования AI & Skills. Эксперты пришли к выводу, что одним из ключевых факторов успешного внедрения ИИ, помимо самой технологии, является комплексное обучение сотрудников. 84,6% российских компаний, активно использующих ИИ, планируют или уже реализовали программы по повышению компетентности своих сотрудников. 85,7% таких компаний планируют увеличить инвестиции в эту область, в то время как 19,2% компаний находятся на ранних стадиях внедрения ИИ. Подавляющее большинство (81%) руководителей российских компаний, активно внедряющих ИИ, отмечают выгоды для бизнеса от использования этой технологии, в то время как среди тех, кто находится на средней стадии внедрения, таких 42,4%.
Организации, активно внедряющие технологию, более эффективно используют ИИ для оптимизации операций (76,5% против 68% соответственно), повышения качества обслуживания клиентов (47,1% против 24%) и разработки новых продуктов и услуг (35,3% против 24%) [2].
Заключение
Внедрение ИИ в организации требует от руководителей не только адаптации к новым инструментам, но и изменения в способе мышления и подходах к управлению. Обозначим, какие изменения происходят в компетенциях менеджеров в условиях внедрения технологий ИИ.
- Понимание искусственного интеллекта
Менеджерам необходимо иметь базовое понимание ИИ, его возможностей и ограничений. Они должны знать, какие задачи можно решать с помощью ИИ, и какие преимущества это приносит для бизнеса. Это включает в себя знание того, какие алгоритмы машинного обучения и нейронные сети могут быть применены в конкретных сферах деятельности.
- Способность интегрировать ИИ в стратегическое управление
Менеджеры должны быть способными интегрировать технологии ИИ в стратегическое управление компанией. Это включает в себя определение областей, где ИИ может принести максимальную пользу, и разработку планов внедрения. Менеджмент должен также заботиться о том, чтобы ИИ соответствовал бизнес-целям и ценностям организации.
- Управление данными
С увеличением объема данных, с которыми работают компании, менеджеры должны обладать навыками управления данными. Это включает в себя знание о методах сбора, хранения, анализа и защиты данных. Менеджеры должны уметь определять ключевые показатели производительности и использовать данные для принятия решений.
- Умение сотрудничать с ИИ
Сотрудничество между людьми и ИИ становится все более важным. Менеджеры должны быть способными определить, когда следует использовать ИИ для автоматизации рутинных задач, и как организовать работу в команде, включающей в себя искусственный интеллект. Они также должны уметь интерпретировать результаты, полученные от ИИ, и принимать на основе них обоснованные решения.
- Этическое руководство
Внедрение ИИ поднимает вопросы этики и ответственности. Менеджеры должны быть готовы руководить организацией в соответствии с принципами искусственного интеллекта, соблюдать законы о защите данных и уделять внимание вопросам прозрачности и ответственности в использовании ИИ.
Библиографический список:
- Джерард, В.Ш. Как подготовить менеджера XXI века. http://vasilievaa.narod.ru/4_1_98.htm.
- Исследование Microsoft: обучение сотрудников – один из ключевых факторов успешного внедрения искусственного интеллекта в бизнесе. – 2020. https://news.microsoft.com/ru-ru/ai-skills-global-research-study/
- Карцева, Т. Идеальный руководитель российской организации: личностные характеристики и управленческие навыки // Государственная служба, 2014, № 5 (91). https://pa-journal.igsu.ru/articles/r47/1791/
- Кудрявцева, Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций: монография / Е.И. Кудрявцева. Сев.-Зап. ин-т упр. – фил. РАНХиГС. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2012. – 340с.
- Сбербанк сократил 70% менеджеров среднего звена из-за искусственного интеллекта. – 2018. https://www.kommersant.ru/doc/3797425
- Турчинов, А.И. Магомедов, К.О., Кононенко, Т.А. Социологический анализ проблем кадровой политики управления персоналом в российских организациях: Монография. М.: МАКС Пресс, 2011
- Уколов, В.Ф. Теория управления / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. М.: Экономика, 2003. – 575 с.
- Alloway, T. Job Cuts From AI Are Just Beginning, the Latest Challenger Report Suggests.– 2023. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-01/job-cuts-from-ai-are-just-beginning-the-latest-challenger-report-suggests?sref=Y0jVLcFo
- Compare the AI capabilities of major banks with data from the Evident AI Index: the global standard benchmark of AI maturity for the banking sector. – 2023. https://evidentinsights.com/ai-index/
- Eastwood, B. New book explores how AI really changes the way we work. – 2022. https://mitsloan.mit.edu/ideas-made-to-matter/new-book-explores-how-ai-really-changes-way-we-work
- Hunt, S. City banks race to hire AI experts in their thousands. — 2023. https://www.yahoo.com/entertainment/city-banks-race-hire-ai-101109090.html
- May 2023 Layoffs Jump on Tech, Retail, Auto; YTD Hiring Lowest Since 2016 – 2023. https://www.challengergray.com/blog/may-2023-layoffs-jump-on-tech-retail-auto-ytd-hiring-lowest-since-2016/
Оптимизация навыков менеджеров в контексте искусственного интеллекта Читать дальше »