Проблемы экологического управления в России в контексте современных потенциальных угроз
Введение
В современных достаточно не простых экономических и политических условиях Россия оказалась в ситуации, когда решение экологических проблем накладывается на необходимость адекватной реакции на целый ряд других не менее актуальных и насущных проблем. С одной стороны, объявленные России санкции Запада служат стимулом для усиления экономической (и прежде всего технологической) самодостаточности, тем самым обеспечивая и адекватную реакцию на всевозможные экологические риски и угрозы. Однако формирование технологической самодостаточности – это процесс, как правило, капиталоемкий и длительный, требующий не только значительных финансовых и временных ресурсов, но и политической воли и изменения менталитета бизнес сообщества в сторону осознания им своей экологической ответственности. С другой стороны, прослеживается тенденция, когда власти в очередной раз (после экономического кризиса в 1998 г. и финансово-экономического кризиса 2008 – 2010 гг.) ради помощи крупному отечественному бизнесу и освобождения его от дополнительной финансовой нагрузки нередко выбирают путь, при котором приходится жертвовать экологией по различным направлениям.
Поэтому в существующих реалиях с экологических позиций остро стоит вопрос о своевременном реагировании на возникающие экологические вызовы и выстраивании в среднесрочной и особенно долгосрочной перспективе такой государственной экологической политики, которая не допускала бы их перерастания в реальные угрозы с нанесением ущерба природной среде, условиям жизни и здоровью людей, а также позволяла бы соблюдать наметившийся (до начала СВО) положительный тренд по усилению мер в области охраны окружающей среды, внимание и осознание значимости которого со стороны федеральных органов власти в последние годы заметно нарастали (Алещенко и др., 2022; Бурматова О.П., 2023; Жаворонкова, Шпаковский, 2022; Гильмундинов, Панкова, 2023).
Хотя многие проблемы, лежащие в основе современных экологических вызовов в России (рис. 1), существуют давно и, как правило, хорошо известны, тем не менее предпринимаемые для их решения усилия пока далеко недостаточны, что обусловливает сохранение и усиление их актуальности и остроты.
Рис. 1. Основные причины формирования современных экологических вызовов
Источник: составлено автором
Охарактеризуем основные экологические вызовы и угрозы в современных условиях России и наметим возможные пути их преодоления.
Современные экологические вызовы и угрозы и возможные пути их преодоления
1. Отсутствие необходимых предпосылок (или медленное их создание) для внедрения в практику экологически ориентированных и ресурсосберегающих технологий (Аганбегян, 2022; Алещенко и др., 2022; Инновации, 2023; Порфирьев, 2016).
Данный вызов связан со следующими опасностями для эколого-экономического развития:
- Возможное пробуксовывание структурно-технологической модернизации производства (в т.ч. в части импортозамещения и перехода на НДТ).
- Игнорирование экологических требований с учетом инновационных принципов развития.
- Высокие затраты на зеленые технологии и отсутствие серьезных отечественных заделов по их производству; в РФ требуются годы не только на разработку, но и на внедрение в производство новых технологий (что, по экспертным оценкам требует от пяти до десяти лет).
- Отсутствие работающих механизмов стимулирования реального перехода на инновационные технологии.
- Нежелание бизнеса принимать на себя связанные с вложениями риски и др.
- Рост объемов параллельного импорта в ущерб обеспечению технологического суверенитета.
- Сохранение проблем критической зависимости российской экономики от глобального рынка.
- Установление санкционных барьеров для доступа российских компаний к зарубежным инвестициям и технологиям, в конечном счете негативно отражается на организации и осуществлении отдельных аспектов природоохранной деятельности предприятий не только через основные производственные технологии, но и через различные природоохранные методы и средства, включая прежде всего контрольно-измерительное оборудование для обеспечения автоматизированной системы экологического мониторинга, получение эффективных технологий переработки отходов, различные очистные сооружения, глубокую нефтепереработку и нефтехимию и т. д.
Синергия взаимодействия данных угроз и рисков может иметь результатом рост масштабов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), истощение природного капитала, ухудшение экосистемных услуг, деградацию природной среды и ухудшение здоровья людей.
Возможные пути преодоления перечисленных угроз и рисков должны, на наш взгляд, прежде всего охватывать:
- Создание инструментов управления, обеспечивающих стимулирующие эффекты перехода на новые экологически ориентированные и ресурсосберегающие технологии.
- Структурно-технологическую модернизацию и внедрение мер по экологизации производства; активное внедрение инновационных принципов развития, увеличение инвестиций в структурно-технологическую модернизацию экономики и инновационное развитие любой территории на фоне обеспечения экономического роста.
- Создание стимулов для внедрения зеленых технологий, что в свою очередь предполагает реализацию целого комплекса мер, включая активизацию создания секторов зеленой экономики, включая ВИЭ-энергетику; развитие биотехнологий очистки сточных вод; эффективные технологии по утилизации и переработке промышленных и твердых коммунальных отходов; сферу экологического мониторинга и минимизацию загрязнения воды и воздуха; рекультивацию земель; организацию производства экологически чистого продовольствия; внедрение умного городского транспорта; расширение зеленого строительства; обеспечение населения чистой водой; рационализацию лесного и рыбного хозяйства и внедрение других экологически ориентированных и ресурсосберегающих технологий.
- Формирование механизмов стимулирования «зеленого» финансирования, включая построение рынков «зеленых» финансов и эмиссию «зеленых» облигаций; более широкую разработку инструментов стимулирования программ зеленых инноваций; осуществление адекватных мер государственной поддержки с учетом проблем разделения рисков и повышения прозрачности рынков зеленых финансов; привлечение частных капиталов в сектор «зеленых» финансов, в том числе по их регулированию и стимулированию (Гаврилова, 2020; Семенова и др., 2020).
2. Мало результативная современная государственная экологическая политика (Бурматова, 2021; Гильмундинов, Тагаева, 2023; Замятина, 2019).
Риск сохранения и усугубления уже имеющихся недостатков экологической политики обусловливает возможность сохранения и условий прежде всего для:
- дальнейшего ослабления природоохранного законодательства и роста числа его нарушений;
- несоблюдения экологических требований из-за слабого контроля при осуществлении хозяйственной и прочей деятельности и сужения возможностей государственной экологической экспертизы;
- низкой активизации инновационной деятельности предприятий и реального перехода на принцип НДТ;
- слабого внедрения современных автоматизированных систем экологического мониторинга;
- сохранения пренебрежительного отношения бизнеса к природной среде из-за слабой системы регулирования экологической сферы и отсутствия «кнута» среди инструментов управления и др.
В результате сохраняется опасная тенденция возможного ухудшения экологической ситуации в стране и регионах со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Преодоление данной тенденции требует осуществления, в частности, следующих мер (Бурматова, 2021):
- Разработку эффективных методов управления (правового, экономического и административного характера), нацеленных, в конечном счете, на снижение НВОС (включая финансовые, налоговые, контрольные, организационно-управленческие, технологические, законодательные, информационные и другие меры).
- Внедрение в практику производственной деятельности российских предприятий новых для них инструментов управления (в частности, экологического менеджмента, экологического аудита и сертификации, экологического страхования и экомаркировки и др.).
- Усиления экологической ответственности (юридической, административной, гражданско-правовой) компаний.
- Оценки наносимого экономического ущерба окружающей природной среде и поиска путей его предотвращения.
- Формирования уважительного отношения к окружающей природной среде и неукоснительного соблюдения экологических законов.
3. Недостаточный учет долгосрочного характера экологических проблем и их включения в стратегические разработки социально-экономического развития регионов.
Данный вызов чреват появлением следующих рисков и угроз:
- Возможностью нарушения ряда принципов экологической политики, лежащих в контексте устойчивого развития, прежде всего (Бурматова, 2021):
- принципа учета перспективы — т.е. выбора эколого-экономических решений, обеспечивающих устойчивое развитие экономики на длительный период;
- принципов комплексности и профилактики — в связи с игнорированием программно-целевого подхода к прогнозированию экологических последствий хозяйственной деятельности;
- принципа «загрязнитель платит» (из-за невыполнения данным принципом своих компенсационных и стимулирующих функций главным образом из-за существующих в стране низких базовых ставок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, уровень которых часто не достигает и 2 % от аналогичных ставок, принятых в большинстве стран Европейского союза).
- принципа обязательности оценки прогнозируемого воздействия на окружающую среду при выборе решений о возможном осуществлении хозяйственной деятельности.
- Игнорированием взаимного влияния специфики природно-климатических условий и социально-экономических особенностей развития территории на формирование экологической ситуации в рамках эколого-экономического стратегирования.
- Недостаточным учетом и анализом возможных сценариев развития региональной экономики при условии увязки социально-экономического развития и формирования экологической ситуации.
- Возможностью обострения различных экологических проблем в динамике из-за игнорирования долгосрочных экологических рисков.
Следствием взаимного влияния перечисленных рисков и угроз может быть рост накопленного ущерба природной среде с учетом экологических последствий прошлой экономической деятельности; отсутствие взаимосвязи экономических и экологических условий развития территории во времени и пространстве и, в целом, формирование угрозы поддержания экологической безопасности в долгосрочной перспективе.
Достойными ответами на риски и угрозы, обусловленные данным вызовом, могут быть следующие меры:
- Использование стратегирования и программирования в практике экологической политики; активное внедрение стратегического подхода к выбору направлений формирования экологической ситуации в пределах отдельных регионов, позволяющего выделить основные вызовы, цели, задачи и приоритеты в сфере охраны окружающей среды.
- Определение стратегических направлений природоохранной деятельности и механизма их реализации.
- Генерирование, оценка и выбор возможных сценариев постановки и решения экологических проблем в рамках предлагаемой стратегии социально-экономического развития отдельных регионов.
- Прогноз загрязнения окружающей среды; разработка необходимой для выхода на установленный экологический регламент системы природоохранных мероприятий и обеспечение условий их реализации.
- Интеграция экологических проблем в решение проблем социально-экономического развития регионов.
- Учет долгосрочных экологических рисков, которые могут стать причинами нанесения ущерба окружающей природной среде и привести к формированию ее нежелательной динамики и характера.
4. Переход экономики на путь низкоулеродного развития (Алещенко и др., 2022; Гильмундинов, Панкова, 2023; Гаврилова, 2020; «Зеленое финансирование», 2018; Порфирьев, Широв, Колпаков, 2020).
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Правительством РФ предусмотрены ежегодные расходы на меры по снижению углеродного следа от 1% до 2% ВВП до 2050 г.
Среди рисков и угроз, обусловленных необходимостью перехода экономики на путь низкоулеродного развития, следует выделить, на наш взгляд, прежде всего следующие:
- Климатические риски развития экономики РФ (из-за высокой углеродоемкости и географических факторов). Изменение климата создает угрозы для безопасности РФ и, соответственно, требуется адаптация отраслей и регионов страны к изменениям климата.
- Риск осуществления модернизации экономики на основе ее декарбонизации из-за слабого отечественного задела по современным низкоуглеродным технологиям.
- Риск роста затрат для создания и обеспечения надежности функционирования объектов ВИЭ-генерации и других мер по декарбонизации экономики прежде всего из-за ограниченного доступа к новым технологиям и изменившихся возможностей импорта технологий для «зеленого» перехода.
- Риски для России, связанные с введением трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в ЕС. По некоторым оценкам, потери российских компаний от введения углеродного налога могут составить до 7,6 млрд. евро/год. В рамках ТУР ЕС ввел с 1.10.2023 до конца 2025 г. переходный период, во время которого ЕС будет требовать от компаний лишь предоставления отчетности, подтверждающей сокращение углеродного следа, а с 2026 г. уже потребуется платить налог при ввозе цемента, электроэнергии, удобрений, алюминия, железа и стали).
- Риск отставания в развитии финансирования в климатические проекты в связи с «отсутствием достаточного портфеля «зеленых» проектов ввиду установления относительно скромных целевых показателей в части сокращения выбросов парниковых газов» («Зеленое финансирование», 2018).
- Качество климатических проектов, предложенных российскими компаниями, по многим экспертным оценкам, остается сомнительным по причинам их декларативного характера, в то время как они должны иметь реальный эффект и служить критерием дополнительности, а не быть очередным примером «гринвошинга».
- Риск смещения приоритетов в борьбе с химическим загрязнением атмосферы (с опасных на относительно безопасные). За заботой о климате нередко отходит на второй план проблема выбросов в атмосферный воздух различных загрязняющих веществ, негативно влияющих на природные экосистемы и человека, но не относящихся к парниковым газам. В то же время целый ряд парниковых газов (и прежде всего СО2) как химические загрязнители не оказывают заметного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей. При этом СО2 содержится в выбросах многих объектов-загрязнителей и у компаний может возникнуть соблазн выдавать СО2 за приоритетный ингредиент в выбросах, оставляя в стороне другие более токсичные и значимые с точки зрения воздействия на здоровье людей и состояние окружающей природной среды химические соединения. Тем самым соответствующие компании предпочтут позиционировать себя прежде всего как борцов с парниковым эффектом, подменяя проблемы загрязнения окружающей среды более узкой проблемой изменения климата.
Результатом действия перечисленных рисков может быть усложнение решения задач по «зеленому» переходу прежде всего в технологической и финансовой сферах (из-за санкций Запада и проблем с импортозамещением), а также по причине технологически отсталой структуры российского производства.
Требуемые ответы на данный вызов, в частности, должны предусматривать:
- Пересмотр сложившихся подходов к решению экологических проблем, в т.ч. в сфере внедрения зеленых технологий и поиска альтернативных путей решения возникающих проблем в перспективе (особенно в области энергетики).
- Принятие единых методик расчета поглотительной способности лесов и углеродного следа.
- Ускоренное формирование углеродного рынка с возможностью продажи лесных проектов и принятие адресной стратегии низкоуглеродного развития экономики России.
- Внедрение технологий, позволяющих реализовывать политику уменьшения углеродного следа. Меры по стимулированию «зеленого» перехода.
- Активизацию мер по созданию новых зеленых отраслей экономики, разработку и внедрение новых отечественных низкоуглеродных, ресурсосберегающих и малоотходных технологий во всех сферах производства, где это возможно.
- Увеличение инвестиций в структурно-технологическую модернизацию экономики на фоне обеспечения экономического роста.
- Проведение работ по оценке и учету климатических рисков.
- Организацию зачета внутрироссийских углеродных платежей при расчете платежей в рамках ТУР других стран, для чего важно уже сейчас строить соответствующую систему с учетом международной правовой базы для возможности гармонизации углеродного регулирования и взаимозачета углеродных единиц.
- Адекватную реакцию в регионах на изменение климата с учетом особенностей местных природных факторов, а также структуры региональной экономики и преобладания источников парниковых газов.
- Реализацию отечественного природного потенциала поглощения парниковых газов и другие меры.
- Возможность переноса на неопределенный срок реализации программы декарбонизации российской экономики в сложившихся экономических реалиях, а также возможный отказ от участия в ряде международных договоров (в частности, Парижского соглашения по климату) в случае использования странами Запада (и прежде всего ЕС) сферы экологии для оказания давления на российские компании (в частности, через введение углеродного налога).
- Превращение национальной экологической политики в международно-правовой мейнстрим, создание своего ви́дения климатической программы наряду с программой ЕС и т.д.
- Принятие новой климатической доктрины страны, в которой утверждается, что «изменение климата является одним из наиболее серьезных вызовов XXI века, который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации» (Указ Президента РФ, 2023 г. Общие положения, ст. 7).
5. «Поворот на восток» и перемены на внешних рынках (прежде всего китайском) в связи с усилением внимания к учету экологических факторов (Инновации, 2023; Экспортеров, 2023).
Данный вызов связан со следующими возможными рисками и угрозами:
- Усиление значимости энергетического перехода и ужесточение экологических барьеров для доступа на рынки разных стран продукции, произведенной по «грязным» технологиям.
- Ожидаемое внедрение в отдельных азиатских странах более строгих экологических требований, а также учета новых факторов — стоимости выбросов при производстве продукции и ее углеродного следа.
- Наметившееся ужесточение экологического регулирования в Китае, Казахстане и других странах Азии с перспективой введения углеродного налога (по аналогии с трансграничным углеродным регулированием ЕС).
- Рост затрат на производство продукции из-за ужесточения ограничений экологического характера и проблем с доступом к новым технологиям.
Итогом действия названных рисков может быть усиление конкуренции на внешних рынках, возможное снижение конкурентоспособности российского производства (из-за его высокого углеродного следа) и, соответственно, обострение проблем выхода и, главное, закрепления на подобных рынках.
Адекватная реакция на данные риски должна охватывать широкий спектр мер, включая:
- Переориентацию логистики, развитие портовой инфраструктуры и снятие административных барьеров (упрощение таможенных процедур) на перегруженных транспортных маршрутах.
- Разгрузку транспортных путей.
- Климатическое регулирование производства товаров со значительным углеродным следом как внутренних, так и при выходе на внешние рынки.
- Внедрение мер по снижению углеродного следа, прежде всего электрогенерации внутри страны.
- Взаимное признание углеродных единиц. Этот процесс возможен в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС .
- Учет климатической проблематики и энергетического перехода при установлении доступа к месторождениям критически важных ресурсов.
- Активизация мер по созданию и внедрению новых отечественных низкоуглеродных, ресурсосберегающих и малоотходных технологий во всех сферах производства, где это возможно.
Россия, несмотря на санкционное давление западных стран, сохраняет свою приверженность целям достижения углеродной нейтральности и планирует и далее развивать и претворять в жизнь климатическую политику (Жаворонкова, Шпаковский, 2022).
6. Изменение экологического регламента в РФ из-за санкций (Бурматова, 2023; Жаворонкова, Шпаковский, 2022; Инновации, 2023; Комплексное экологическое недоразумение, 2023).
Хотя экологическая политика РФ не очень зависела от иностранных инвестиций в природоохранную сферу (оборудование, технологии и т.д.), в то же время санкции Запада приняли настолько жесткий и всеобщий характер, что стали оказывать непосредственное негативное воздействие на окружающую среду и в целом — на экологическую безопасность страны.
Риски и угрозы, обусловленные санкциями, связаны со следующими опасностями:
- Возможное ухудшение качества окружающей среды в средне- и долгосрочной перспективе в регионах страны из-за экологических послаблений крупному бизнесу.
- Снижение контроля за состоянием экологической сферы (из-за моратория на экологический контроль и плановые проверки).
- Сдвиг ряда экологических мер во времени вперед, их отмена и т.п. касаются, как правило, таких аспектов экологической деятельности, которые и до санкций в той или иной мере заметно пробуксовывали и имели все шансы быть не реализованными.
- При ослаблении экологического регламента компании не будут заинтересованы во внедрении природоохранных технологий и не будут использовать предоставленную им экологическую паузу для активизации инвестиций в импортозамещение таких технологий.
- Риск консервации технологической отсталости (из-за ограничений по инвестициям и технологическим возможностям) и сохранения и усугубления негативных тенденций в проведении государственной экологической политики.
- Риск (финансово-экономический) закрытия внешних рынков (в т.ч. заимствований), снижения рентабельности деятельности практически всех экономических агентов, падение отдельных секторов экономики и на этом фоне попытка отмены многих экологических нормативов, изменение экологического законодательства и др. ( «Зеленое финансирование», 2018; Семенова, 2020).
В качестве результата действия перечисленных рисков и угроз можно ожидать следующую картину – компании из-за ослабления целого ряда экологических требований ничего принципиально не будут менять в своей экологической деятельности, что создаст риск роста НВОС и дальнейшего снижения масштабов экологизации производства. Отсюда вытекает возможность выхода из послесанкционного периода с еще более сложной экологической ситуацией. В конечном счете, это приведет к ухудшению состояния окружающей природной среды, здоровья людей и к снижению продолжительности жизни.
Пути преодоления последствий влияния данного вызова требуют прежде всего:
- Разработки стимулов для усиления мотивации бизнеса к самодостаточности, прежде всего технологической, что повлечет и снижение экологически рисков.
- Трансформации инструментов государственного экологического управления с учетом перспектив социально-экономического развития страны и регионов в новых экономических и политических условиях.
- Активизации технологических инноваций как фактора устойчивости бизнеса, отвечающей задачам инновационной экономики и суверенного технологического развития (она не должна носить характер догоняющего импортозамещения).
- Разработки нормативно-правовой базы для инструментов финансирования в зеленые проекты.
- Обеспечения сбалансированности действий и расширения участия государственных финансовых институтов развития в реализации мер по экологизации экономики.
- Реализации комплекса мер, предусматривающих разработку и использование новых инструментов для зеленого финансирования, создания специализированного банковского института (Семенова, 2020).
Государство, на наш взгляд, не должно ослаблять экологическое регулирование, несмотря на современные сложные проблемы в экономике. В то же время санкции не должны использоваться российскими компаниям как аргумент для освобождения от части экологических обязательств, в частности, в области внедрения НДТ, ослабления экологического контроля, переноса на несколько лет или приостановление исполнения ряда принятых в последние годы экологических законов и реализуемых федеральных экологических программ и др.
Заключение
В целом, очевидно, что рассмотренные экологические вызовы требуют адекватного и своевременного реагирования на них со стороны властей всех уровней управления и бизнес-сообщества с тем, чтобы не допустить их перерастания в опасности, а опасности – перехода из возможности в действительность, т.е. в реальные угрозы с нанесением ущерба природной среде, условиям жизни и здоровью людей.
Возвращение к решению многих экологических проблем, отложенных или ослабленных из-за СВО и санкций, потребует значительных временных и финансовых затрат, особенно в технологической сфере. Все это, безусловно, создает определенные угрозы перспективам обеспечения экологической безопасности и перехода страны на рельсы зеленого развития. Поэтому, на наш взгляд, требуется серьезная поддержка со стороны государства в области активизации инновационной деятельности предприятий, прежде всего ориентированных на производство высокотехнологичной продукции, в том числе продукции, не имеющей аналогов в мировой практике, а также малых и средних производств. И следует отметить, что власти в настоящее время серьезно разворачивают масштабные планы инновационного развития, запуская проекты «технологического суверенитета» и пытаясь подключить науку к решению задач реального сектора экономики.
В целом сложившаяся в России система государственного управления в сфере охраны окружающей среды, технологическое состояние экономики, экологическое право и другие аспекты институциональной среды требуют серьезной трансформации для обеспечения эффективного решения стоящих в экологической сфере проблем.
Первостепенными задачами на этом пути, на наш взгляд, являются:
- стимулирование активизации инвестиций в импортозамещение;
- создание стимулирующих эффектов для экологических инвестиций;
- технологическая суверенизация экономики на базе наилучших доступных технологий;
- усиление экономического механизма экологического регулирования, экологического мониторинга и особенно экологического контроля;
- введение реальной ответственности компаний за нарушение (или несвоевременное достижение) установленных экологических требований;
- реальное внедрение стратегических методов планирования и управления эколого-экономическим развитием;
- поиск новых источников поставок и рынков сбыта, реструктурирование логистических цепочек;
- декарбонизация экспорто-ориентированных отраслей промышленности, реализация отечественного природного потенциала поглощения парниковых газов и др.
Россия как часть целого ряда различных глобальных цепочек производства и потребления играет определенную роль как в глобальной экономике, так и в экологической политике и санкции, на наш взгляд, какими бы они ни были, должны быть в первую очередь основанием для технологической и, соответственно, экологической модернизации производства.
Библиографический список:
- Аганбегян, А.Г. Экономика России на распутье… Выбор посткризисного пространства: монография. // М: АСТ. 2022. 279 с.
- Алещенко, В.В., Бурматова, О.П., Гильмундинов, В.М., Панкова, Ю.В., Пыжев, А.И., Рогачев, Н.С., Тагаева, Т.О. Проблемы воздействия экономики на экосистемы Азиатской России и охрана окружающей среды: монография «Новый импульс Азиатской России» / под ред. В.А. Крюкова, Н.И. Суслова. // Новосибирск: Изд-во СО РАН: Изд-во ИЭОПП СО РАН. 2022. Гл. 10. С. 327-343.
- Бурматова, О.П. Методология и инструментарий анализа эколого-экономических аспектов регионального развития / под редакцией А.С. Новосёлова: монография. // Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН. 2021. 442 с.
- Бурматова, О.П. Тенденции изменения экологических требований в России в условиях санкций. DOI: 10.34020/2073-6495-2023-1-010-029 // Вестник НГУЭУ. 2023. № 1. С. 10-29.
- Гаврилова, Э.Н. «Зеленое» финансирование в России: специфика, основные инструменты, проблемы развития. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. 2020. № 2 (33).
- Гильмундинов, В.М., Панкова, Ю.В. Пространственное развитие России в условиях внешних и внутренних вызовов. DOI: 10.47711/0868-6351-199-82-93 // Проблемы прогнозирования. 2023. № 4. С. 82-93
- Гильмундинов, В.М., Тагаева, Т.О. Совершенствование институциональных механизмов сокращения негативного воздействия на окружающую среду (Improving Institutional Mechanisms for Reducing Negative Environmental Impacts // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences) // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. № 16 (9). С. 1510-1517.
- Жаворонкова, Н.Г., Шпаковский, Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях влияния внешних экономических санкций. // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т.17. № 8 (141).
- Замятина, М. Ф. Эколого-экономическое развитие регионов в контексте современных вызовов // Экономика и управление. 2019. № 3 (161). С. 23–31.
- «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций. Аналитическая записка. М., 2018. 127 с.
- Инновации поневоле. // Коммерсантъ. 2023. 10 октября.
- Комплексное экологическое недоразумение. // Коммерсантъ. 2023. 09 августа.
- Порфирьев, Б.Н. «Зеленый» фактор инновационной модернизации экономики: вызов для России // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2016. № 3. С. 3–14.
- Порфирьев, Б., Широв, А., Колпаков, А. Климат для людей, а не люди для климата. // Эксперт. 2020. № 31-34. С. 44–47.
- Семенова, Н.Н., Еремина, О.И., Скворцова, М.А. «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-2-39-49. // Финансы: теория и практика. Том 24. № 2. 2020. С. 39-49.
- Экспортеров ждет адаптация к китайскому климату. // Коммерсантъ. 2023. 11 сентября.