Управление качеством
Управление качеством
Управление качеством (англ. quality control) — деятельность оперативного характера, осуществляемая руководителями и персоналом предприятия, воздействующими на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества путём выполнения функций планирования и контроля качества, коммуникации (информации), разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству.
Менеджмент качества (англ. quality management) — общее руководство качеством — аспект руководства предприятием в целом, осуществляемый высшим руководством, которое обеспечивает ресурсами, в том числе — человеческими, организует работу по качеству (см. система менеджмента качества), взаимодействует с внешней средой, определяет политику и планы в области качества и принимает стратегические и важные оперативные решения по качеству. К выполнению указанных функций привлекаются все сотрудники предприятия, но ответственность за общее руководство качеством несёт высшее руководство.
В стандарте ИСО 9000:2005:
|
Управление качеством в компании
В стандарте ИСО 8402 — 86 в примечании к определению термина управление качеством (quality control) рекомендовалось при ссылке на более широкое понятие добавлять определительное слово, такое, как «управление качеством на уровне компании». Об «управлении качеством в масштабах компании» (англ. company-wide quality control, CWQC) говорилось и в примечании к термину «всеобщее руководство качеством», приведённому в стандарте ИСО 8402:1994.
Такое широкое понятие включает в себя общее руководство и оперативное управление качеством и образует единый непрерывный процесс управления качеством в масштабе компании. В соответствии с этим структура и функции управления качеством в масштабе компании имеет следующий вид:
Международный стандарт менеджмента качества (ISO 9001:2015) принимает ряд принципов управления, которые могут быть использованы высшим руководством для руководства своими организациями в направлении повышения производительности.
Методы повышения качества. Международные стандарты и программное обеспечение
Существует множество методов повышения качества. Они охватывают совершенствование продукции, совершенствование процессов и улучшение на основе персонала. В следующем списке приведены методы управления качеством и методы, которые включают и стимулируют улучшение качества:
- ISO 9004 — руководство по повышению производительности.
- ISO 9001 — сертифицированная система менеджмента качества (СМК) для организаций, которые хотят доказать свою способность последовательно предоставлять продукты и услуги, отвечающие потребностям своих клиентов и других заинтересованных сторон.
- ISO 15504-4: 2005 — информационные технологии — оценка процессов — Часть 4: Руководство по использованию для улучшения процессов и определения возможностей процессов.
- QFD — развертывание функции качества, также известное как подход «дом качества».
- Кайдзен — 改善, по-японски «перемены к лучшему»; общепринятый английский термин — постоянное совершенствование.
- Программа Zero Defect — создана японской корпорацией NEC на основе статистического управления процессами и одного из исходных данных для изобретателей Six Sigma.
- Six Sigma — 6σ, Six Sigma сочетает в себе устоявшиеся методы, такие как статистическое управление процессом, планирование экспериментов и анализ видов и последствий отказов (FMEA) в общей структуре.
- PDCA — цикл планирования, выполнения, проверки, действия для целей контроля качества. (Метод DMAIC Six Sigma (определение, измерение, анализ, улучшение, контроль) можно рассматривать как конкретную реализацию этого.)
- Круг качества — групповой (ориентированный на людей) подход к совершенствованию.
- Методы Тагути — статистически ориентированные методы, включающие надежность качества, функцию потери качества и целевые спецификации.
- Производственная система Toyota — переработана на западе в бережливое производство.
- Kansei Engineering — подход, который фокусируется на получении эмоциональных отзывов клиентов о продуктах для их улучшения.
- TQM — всеобщее управление качеством — это стратегия управления, направленная на внедрение осведомленности о качестве во все организационные процессы. Впервые была присуждена в Японии премией Деминга.
- ТРИЗ — означает «теория решения изобретательских задач»
- BPR — реинжиниринг бизнес-процессов, подход к управлению, направленный на оптимизацию рабочих процессов и процессов внутри организации.
- OQRM — Object-oriented Quality and Risk Management, модель управления качеством и рисками.
- Подходы «сверху вниз» и «снизу вверх» — подходы лидерства к изменениям.
При выборе подхода к повышению качества важно не недооценивать человеческие факторы, такие как культура. Любое улучшение (изменение) требует времени для внедрения, получения признания и стабилизации в соответствии с принятой практикой. Улучшение должно допускать паузы между внедрением новых изменений, чтобы изменение стабилизировалось и оценивалось как реальное улучшение, прежде чем будет сделано следующее улучшение (следовательно, постоянное улучшение, а не непрерывное улучшение).
Международные стандарты по управлению качеством
С выходом стандартов ИСО серии 9000, опыт комплексного подхода к управлению качеством получил логическое документальное оформление и широко распространился в мировой практике. По мере накопления опыта применения этих стандартов они дорабатывались. В 1994 году вышла вторая редакция стандартов, в 2000 году — третья, в 2008 году — четвёртая. В настоящее время для создания систем качества используются стандарты ИСО 9000:2015 (термины и определения) и ИСО 9001:2015 (требования к системе менеджмента качества). Разработаны стандарты по аудитам и сертификации систем качества, по обучению персонала и другие.
Программное обеспечение для управления качеством
Программное обеспечение для управления качеством — это категория технологий, используемых организациями для управления поставкой высококачественной продукции. Решения различаются по функциональности, однако с использованием возможностей автоматизации они обычно имеют компоненты для управления внутренними и внешними рисками, соответствия требованиям и качества процессов и продуктов. Доступны предварительно настроенные и отраслевые решения, которые, как правило, требуют интеграции с существующими приложениями ИТ-архитектуры, такими как ERP, SCM, CRM и PLM.
Отдельные вопросы управления качеством
Рекомендуемая литература
- Международный стандарт ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» М.: Стандартинформ, 2006.
- Википедия.
Статьи в журнале по теме Управление качеством
Посмотреть еще в категории: Управление процессами
- Управление требованиями
- Управление активами
- Управление программами
- Управление эффективностью
- Управление безопасностью
- Управление маркетингом
- Управление финансами
- Управление персоналом
- Управление рисками
- Управление производством
- Управление отношениями
- Стратегическое управление
- Управление коммуникациями
- Юридическое управление
- Управление перевозками
- Управление рабочим процессом
- Управление закупками (поставкам)