Управление качеством

Управление качеством

Управление качеством (англ. quality control) — деятельность оперативного характера, осуществляемая руководителями и персоналом предприятия, воздействующими на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества путём выполнения функций планирования и контроля качества, коммуникации (информации), разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству.

Менеджмент качества (англ. quality management) — общее руководство качеством — аспект руководства предприятием в целом, осуществляемый высшим руководством, которое обеспечивает ресурсами, в том числе — человеческими, организует работу по качеству (см. система менеджмента качества), взаимодействует с внешней средой, определяет политику и планы в области качества и принимает стратегические и важные оперативные решения по качеству. К выполнению указанных функций привлекаются все сотрудники предприятия, но ответственность за общее руководство качеством несёт высшее руководство.

Upravleniye kachestvom В стандарте ИСО 9000:2005:

Управление качеством — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. В примечании к этому определению сказано, что в эту деятельность обычно включают разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества.

 

Управление качеством в компании

В стандарте ИСО 8402 — 86 в примечании к определению термина управление качеством (quality control) рекомендовалось при ссылке на более широкое понятие добавлять определительное слово, такое, как «управление качеством на уровне компании». Об «управлении качеством в масштабах компании» (англ. company-wide quality control, CWQC) говорилось и в примечании к термину «всеобщее руководство качеством», приведённому в стандарте ИСО 8402:1994.

Такое широкое понятие включает в себя общее руководство и оперативное управление качеством и образует единый непрерывный процесс управления качеством в масштабе компании. В соответствии с этим структура и функции управления качеством в масштабе компании имеет следующий вид:

Struktura i funktsii upravleniya kachestvom v masshtabe kompanii
Структура и функции управления качеством в масштабе компании

Международный стандарт менеджмента качества (ISO 9001:2015) принимает ряд принципов управления, которые могут быть использованы высшим руководством для руководства своими организациями в направлении повышения производительности.

Printsipy upravleniya kachestvom (po ISO 9001:2015)
Принципы управления качеством (по ISO 9001:2015)

Методы повышения качества. Международные стандарты и программное обеспечение

Существует множество методов повышения качества. Они охватывают совершенствование продукции, совершенствование процессов и улучшение на основе персонала. В следующем списке приведены методы управления качеством и методы, которые включают и стимулируют улучшение качества:

  • ISO 9004 — руководство по повышению производительности.
  • ISO 9001 — сертифицированная система менеджмента качества (СМК) для организаций, которые хотят доказать свою способность последовательно предоставлять продукты и услуги, отвечающие потребностям своих клиентов и других заинтересованных сторон.
  • ISO 15504-4: 2005 — информационные технологии — оценка процессов — Часть 4: Руководство по использованию для улучшения процессов и определения возможностей процессов.
  • QFD — развертывание функции качества, также известное как подход «дом качества».
  • Кайдзен — 改善, по-японски «перемены к лучшему»; общепринятый английский термин — постоянное совершенствование.
  • Программа Zero Defect — создана японской корпорацией NEC на основе статистического управления процессами и одного из исходных данных для изобретателей Six Sigma.
  • Six Sigma — 6σ, Six Sigma сочетает в себе устоявшиеся методы, такие как статистическое управление процессом, планирование экспериментов и анализ видов и последствий отказов (FMEA) в общей структуре.
  • PDCA — цикл планирования, выполнения, проверки, действия для целей контроля качества. (Метод DMAIC Six Sigma (определение, измерение, анализ, улучшение, контроль) можно рассматривать как конкретную реализацию этого.)
  • Круг качества — групповой (ориентированный на людей) подход к совершенствованию.
  • Методы Тагути — статистически ориентированные методы, включающие надежность качества, функцию потери качества и целевые спецификации.
  • Производственная система Toyota — переработана на западе в бережливое производство.
  • Kansei Engineering — подход, который фокусируется на получении эмоциональных отзывов клиентов о продуктах для их улучшения.
  • TQM — всеобщее управление качеством — это стратегия управления, направленная на внедрение осведомленности о качестве во все организационные процессы. Впервые была присуждена в Японии премией Деминга.
  • ТРИЗ — означает «теория решения изобретательских задач»
  • BPR — реинжиниринг бизнес-процессов, подход к управлению, направленный на оптимизацию рабочих процессов и процессов внутри организации.
  • OQRM — Object-oriented Quality and Risk Management, модель управления качеством и рисками.
  • Подходы «сверху вниз» и «снизу вверх» — подходы лидерства к изменениям.

При выборе подхода к повышению качества важно не недооценивать человеческие факторы, такие как культура. Любое улучшение (изменение) требует времени для внедрения, получения признания и стабилизации в соответствии с принятой практикой. Улучшение должно допускать паузы между внедрением новых изменений, чтобы изменение стабилизировалось и оценивалось как реальное улучшение, прежде чем будет сделано следующее улучшение (следовательно, постоянное улучшение, а не непрерывное улучшение).

Международные стандарты по управлению качеством

С выходом стандартов ИСО серии 9000, опыт комплексного подхода к управлению качеством получил логическое документальное оформление и широко распространился в мировой практике. По мере накопления опыта применения этих стандартов они дорабатывались. В 1994 году вышла вторая редакция стандартов, в 2000 году — третья, в 2008 году — четвёртая. В настоящее время для создания систем качества используются стандарты ИСО 9000:2015 (термины и определения) и ИСО 9001:2015 (требования к системе менеджмента качества). Разработаны стандарты по аудитам и сертификации систем качества, по обучению персонала и другие.

Программное обеспечение для управления качеством

Программное обеспечение для управления качеством — это категория технологий, используемых организациями для управления поставкой высококачественной продукции. Решения различаются по функциональности, однако с использованием возможностей автоматизации они обычно имеют компоненты для управления внутренними и внешними рисками, соответствия требованиям и качества процессов и продуктов. Доступны предварительно настроенные и отраслевые решения, которые, как правило, требуют интеграции с существующими приложениями ИТ-архитектуры, такими как ERP, SCM, CRM и PLM.

Отдельные вопросы управления качеством

Рекомендуемая литература

  1. Международный стандарт ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» М.: Стандартинформ, 2006.
  2. Википедия.

Статьи в журнале по теме Управление качеством

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх