Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Развитие экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами предприятия

Развитие экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами предприятия

Информация о диссертационном исследовании «Развитие экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами предприятия»

Шадрина Екатерина Евгеньевна

Развитие экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий

  • Специальность: 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)»
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена на кафедре корпоративного управления и инноватики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. Согласно национальным приоритетам, обозначенным в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одними из ключевых целей являются ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа, а также создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Одной из ключевых отраслей российской экономики являются обрабатывающие производства, в структуре ВДС в 2020 году их доля составила 14,8 %, что является наибольшим вкладом в произведенный ВВП. Важность обрабатывающих производств подтверждается тем, что на их долю в структуре отгруженных товаров собственного производства в экономике приходится более двух третей. Обрабатывающие производства определяют в среднем уровень развития промышленного производства в России. При этом уровень оснащенности, технологического развития подотраслей обрабатывающего производства различается. Например, машиностроительная отрасль за последние десятилетия столкнулась с разрывом производственных цепочек (кризис 1990-х годов), финансовые кризисы 2008, 2014, 2019 годов также негативно сказались на предприятиях отрасли, привели к банкротствам отдельных предприятий. Кризисные явления создали в отрасли неудовлетворенную потребность в модернизации основных активов (обрабатывающие производства обладают одним из наиболее высоких коэффициентов износа основных активов в российской экономике), повышении производительности труда, ускоренной разработке новых технологических и продуктовых направлений, проведении научной работы. Кроме того, машиностроительная отрасль обладает системными барьерами для развития: широкая номенклатура продукции, ее многокомпонентность, зависимость от импортных комплектующих и оборудования, сложные и со -зависимые технологические цепочки, меняющиеся и постоянно растущие требования со стороны потребителей, необходимость сертификации продукции, отдельных ее составляющих и процессов ее производства и др.

В тоже время российское металлургическое производство и производство металлических изделий (далее — металлургическая отрасль, черная металлургия) одной из первых среди крупных российских промышленных комплексов провела модернизацию производственных мощностей с целью увеличения объемов производства, снижения издержек производства и уменьшения негативного эффекта на окружающую среду. Однако за последнее десятилетие российская черная металлургия испытала давление со стороны международного рынка вследствие: увеличения волатильности цен на металлургическое сырье, перемещения спроса на стальной прокат в развивающиеся страны, избытка производственных мощностей, что создает давление на рентабельность, введения торговых и финансовых ограничительных мер для локальных металлургических рынков.

Несмотря на различные проблемы, с которыми сталкиваются подотрасли обрабатывающего производства, а также несмотря на текущий их уровень оснащенности и технологического развития, становится очевидно, что предприятиям необходимо поддерживать свою конкурентоспособность как на локальном, так и на глобальном рынках, выявлять новые источники спроса на свою продукцию, предлагать новую продукцию и повышать эффективности своей деятельности для роста рентабельности. Это невозможно без структурных изменений, без инновационной активности. Для практической реализации повышения конкурентоспособности российских предприятий формируется необходимость в совершенствовании механизмов стратегического управления, реализуемых ими инновационных программ и проектов. В том числе перед российскими предприятиями стоит масштабная задача по формированию гибкой системы стратегического управления и экономических механизмов для осуществления инвестиций в программы и проекты, предполагающие внедрение российских и мировых результатов инновационной деятельности в производственные процессы.

Кроме того, необходимо идентифицировать существующие ограничения в стратегическом управлении инновационными программами и проектами предприятий, выявить структурные барьеры, препятствующие широкомасштабной инновационной деятельности, а также предложить концептуальное усовершенствование экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий, чтобы стимулировать их инновационное развитие.

Научно-практическая значимость решения этих вопросов предопределила выбор темы исследования и его основные задачи, а также необходимость системного анализа теоретико-методических основ экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами, степень их разработанности и практической применимости в России и за рубежом на отраслевом уровне. Это выдвигает выбранную тему исследования в разряд наиболее значимых и актуальных, поэтому ключевым направлением стимулирования инновационной деятельности предприятий является именно совершенствование экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами.

Степень разработанности темы. Вопросы стратегического управления предприятиями и их инновационной деятельностью подробно рассматривались в работах зарубежных и российских ученых и практиков, среди которых: A. Н. Алексеев, В. Г. Антонов, И. Ансофф, И. А. Бланк, B. В. Великороссов, А. П. Гарнов, Д. В. Гергерт, И. В. Денисов, А. И. Гретченко, Л. П. Гончаренко, П. Н. Завлин, М. Н. Кулапов и М. Н. Сидоров, И. А. Калинина и В. В. Масленников, Л. Ф. Никулин, Е. А. Олейников, М. Портер, А. Н. Петров, П. П. Пилипенко, К. Сонин, С. Измалков и М. Юдкевич, А. Томпсон и А. Стрикленд, Р. А. Фатхутдинов, Р. А. Фатхутдинов и Б. А. Райзберг, Ю. Ф. Тельнов, В. А. Титов, Д. Фернс, С. А. Филин, М. Шиллинг, К. П. Янковский и И. В. Мухарь и другие. Однако проблемы применения подходов, алгоритмов и механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами, формирования и реализации инновационной стратегии предприятий освещены весьма ограниченно.

Вопросам инновационного развития предприятий посвящены труды зарубежных и российских ученых и практиков: Л. Брюн, М. Вортлер, Ф. Шулер и др. , Д. С. Иванов и др. , А. В. Нестерова, П. П. Пилипенко, Ф. Сильва и А. Карвальо, Н. Хамада, Г. Хуфбауер, Б. Гудрих, С. А. Филин  и другие.

Управлению рисками инвестирования в развитие крупных предприятий посвящены труды зарубежных и российских ученых и практиков: С. А. Абдель и Г. Вуд, А. А. Кондрацкий и др., П. Р. Кляйндорфер, А. С. Макфарлейн, А. Мерлуцци и Г. Брунетти, К. Мон и Б. Мизунд, З. М. Наджафабади, М. Хашеши, М. Биджари, О. О. Скрябин, Ю. А. Бахтерева, А. А. Гудилин, Ю. С. Чен и Т. Жао и другие.

К настоящему времени представлено достаточно ограниченное количество работ по инновационному развитию предприятий1, поэтому можно утверждать, что механизмы стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий недостаточно изучены, в том числе экономические механизмы, представляющие практический инструментарий для повышения эффективности предприятий и их перехода на инновационный путь развития. Кроме того, адаптация методов эффективного стратегического управления инновационным развитием предприятий посредством интеграции стратегического управления инновационной деятельностью и стратегического управления предприятием, формирования портфеля традиционных и инновационных проектов, а также стратегического партнерства с профессиональными участниками инновационной деятельности может позволить дополнительно обеспечить экономический рост смежных отраслей выше среднего, сформировать динамическое конкурентное преимущество предприятий не только на локальном, но и глобальном рынках. Данная область ограничено исследована в работах зарубежных и российских ученых и практиков и предполагает наличие дополнительной уточняющей необходимой новизны.

Целью диссертационного исследования являются решение научно-практической и народно-хозяйственной задачи активизации инновационного развития предприятий посредством совершенствования экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами, а также выработка рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия сторон1, заинтересованных в формировании инновационного тренда развития предприятий через стратегическое управление этими программами и проектами.

Поставленная цель диссертационного исследования определила такие исследовательские задачи, как:

  1. выявить и систематизировать резервы повышения эффективности стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий в России с учетом их особенностей на основе сравнительного анализа с международными практиками;
  2. уточнить известные, дополнить и систематизировать принципы формирования системы стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий;
  3. разработать матрицу интеграции уровней и этапов реализации инновационных программ и проектов в систему стратегического управления предприятием с учетом специфических особенностей их деятельности и поставленных целей стратегического развития;
  4. усовершенствовать метод оценки риска инновационных проектов и/или программ с учетом особенностей деятельности предприятий и поставленных целей стратегического развития и на его основе — методику оценки интегральной доходности;
  5. предложить и обосновать экономический механизм снижения капиталоемкости и риска реализации при формировании программы инвестиционных и инновационных проектов предприятий для активизации их инновационной деятельности;
  6. предложить комплексную программу по совершенствованию системы стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий на примере металлургического производства.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются российские предприятия, осуществляющие инновационную деятельность и сопряженные с ней капиталоемкие долгосрочные инвестиции.

Предметом диссертационного исследования является система стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий, включающая экономические механизмы и принципы формирования программы инновационных проектов, направленная на эффективное их взаимодействие со сторонними инвесторами и исполнительной властью.

Теоретической основой работы являются исследования российских и зарубежных ученых-экономистов, исследовательских центров и авторских коллективов исследовательских институтов, а также предпринимательских структур в области стратегического управления программами и проектами промышленных предприятий, разработки и реализации инновационной стратегии, математических методов в инвестиционном анализе, оценки текущего состояния рынка прямых и венчурных инвестиций. В рамках диссертационного исследования проанализированы общая и профессиональная литература по рассматриваемой проблематике, монографии, статьи в сборниках и периодической печати, официальные данные статистических агентств.

Методологическая основа исследования. Основой для исследования проблематики стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий является применение теоретических и эмпирических методов исследования, а именно общенаучного, историко-логического, статистического анализа, комплексного анализа и синтеза, экономического анализа, опроса в виде анкетирования представителей предприятий и моделирования функциональной деятельности отдельных объектов хозяйственной деятельности, математические методы в инвестиционном анализе и т. д. Статистическая обработка и анализ информации, необходимой для эмпирического исследования и моделирования экономической деятельности отдельных объектов хозяйственной деятельности, проводился с помощью стандартных программных продуктов и их надстроек MS Office (Excel, Поиск Решений), поддерживающих процедуры статистической обработки данных, численные методы решения математических задач и поиск оптимального решения методом наименьших квадратов.

Информационную базу исследований составили профильные нормативно-правовые документы Российской Федерации, материалы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, официальная отчетность по международным стандартам отчетности (IFRS и GAAP) российских и зарубежных предприятий, научные исследования и литература отечественных и зарубежных ученых, информация периодических изданий в области инноваций, монографии по теме исследования, ресурсы глобальной сети Интернет, научные отчеты с конференций, собственные исследования и расчеты соискателя.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что инновационное развитие предприятий в России можно активизировать за счет развития экономических механизмов в системе стратегического управления инновационными программами и проектами и снижения рисков инвестиционной программы посредством привлечения к её реализации сторонних инвесторов, органов исполнительной власти и отраслевых партнеров, в том числе снижения рисков на основе реальных опционов.

Научная новизна диссертации заключается в разработке научно-практических рекомендаций по развитию теоретико-методических основ экономических механизмов стратегического управления инновационной деятельностью предприятий. Научно-практические рекомендации базируются на адаптации принципов и процесса стратегического управления программами и проектами предприятий к специфике инновационной деятельности, в частности, использование модифицированных экономических механизмов стратегического управления инновационными программами и проектами для снижения уровня рисковости и капиталоемкости реализуемой предприятием инновационной стратегии.

Диссертационная работа соответствует пунктам Паспорта специальности Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями): 2.12. Исследование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности, современных подходов к формированию инновационных стратегий; 2.19. Совершенствование способов и форм инвестирования инновационной деятельности с учетом расширения возможностей привлечения частного и иностранного капитала, включая осуществление совместных инвестиций в инновационные программы и проекты; 2.25. Стратегическое управление инновационными проектами. Концепции и механизмы стратегического управления параметрами инновационного проекта и структурой его инвестирования.

К числу наиболее существенных результатов, полученных лично соискателем, обладающих научной новизной и выносимых на защиту, относятся следующие.

  1. Выявлены и систематизированы с учётом российских особенностей резервы повышения эффективности стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий, осуществляющих капиталоемкие и долгосрочные инвестиции. Дополнительно (по сравнению с известными) они включают: формирование стратегии и принципов инновационного развития, направленных на создание конкурентных преимуществ и динамических компетенций, основанных на стратегических альтернативах инновационных трендов; встраивание дополненных принципов в стратегическое управление инновационным развитием компании; развитие источников инновационных разработок и диверсификацию источников их финансирования инновационных на базе соответствующих моделей сотрудничества. Это позволит повысить эффективность стратегического управления инновационным развитием предприятий (пункт 2.12).
  2. Уточнены и дополнены (по сравнению с известными) принципы системы стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий, включающие: приоритезацию направлений развития на базе инновационных трендов; гибкость и адаптивность стратегического управления на базе сценариев инновационных трендов; минимальную достаточность детализации инновационных проектов и программ; постановку целей стратегического управления инновационной деятельностью на основе ключевых компетенций; прозрачность системы взаимосвязанности обязанностей участников инновационного процесса; результативность системы мотивации, основанной на достижении результатов; базисность ключевых компетенций для формирования инновационных программ и отбора инновационных проектов; минимальную достаточность срока формирования инновационных программ и проектов. Это позволит повысить эффективности стратегического управления инновационными программами и проектам предприятий за счет интеграции особенностей управления инновационным процессом в традиционные практики стратегического управления (пункт 2.12).
  3. Предложен экономический механизм интеграции процессов и уровней стратегического управления программой инновационных проектов предприятий, дополнительно (по сравнению с известными) включающий: постановку стратегических целей и задач инновационных программ и проектов в соответствии с моделью стратегического управления и типом выбранной инновационной стратегии; матрицу интеграции этапов реализации инновационных проектов и программ в систему стратегического управления предприятия; ‘-процесс интеграции стратегического управления компанией и стратегического управления инновационными программами и проектами; регламентирование вида и регулярности мониторинга выполнения инновационных программ с минимально достаточной частотой и возможной корректировкой поставленных целей и направлений развития. Это поможет минимизировать риски при реализации капиталоемких и долгосрочных инновационных программ и проектов предприятий (пункт 2.12).
  4. Адаптирован метод имитационного моделирования для оценки риска инновационных проектов и программ с учётом особенностей предприятий, осуществляющих капиталоемкие долгосрочные инвестиции, и предложена на его основе методика оценки интегральной доходности и риска альтернативных вариантов инвестирования, дополнительно (по сравнению с известными) включающая: генерацию сценариев изменений факторов, влияющих на денежные потоки проекта и не зависящих от операционной деятельности предприятия, оценка интегральной доходности и риска традиционных и инновационных проектов и формирование вариантов инвестиционного портфеля с минимальным риском и в соответствии с целевым уровнем доходности согласно портфельной теории Г. Марковица. Это позволит количественно оценить интегральные доходность и риск инвестиционного портфеля предприятия, состоящего из традиционных и инновационных проектов, а значит, создать количественную оценку альтернативной инвестиционной возможности для сторонних инвесторов (пункт 2.25).
  5. Предложена и обоснована система экономических механизмов снижения капиталоемкости и риска реализации инновационных программ и проектов предприятия, дополнительно (по сравнению с известными) включающая: формирование компании специального назначения для долевого участия предприятия и со-инвесторов в реализации портфеля традиционных и/или инновационных проектов; формирование соглашения о «точках принятия решений» для поэтапной реализации инвестиционного портфеля; формирование реальных опционов (европейского типа) для снижения рисков проектов с учётом интересов сторонних партнеров, вовлеченных в со-инвестирование портфеля. Это позволит предприятиям повысить чистую приведенную стоимость реализуемых инвестиций, что может быть рассчитано по предлагаемой соискателем формуле, а, следовательно, повысить привлекательность реализации этих проектов для инвесторов (пункт 2.19).

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в уточнении и дополнении определения понятия «экономический механизм», введении в научный оборот понятий «экономические механизмы стратегического управления инновационными программами и проектами предприятий», «стратегическое управление инновационным развитием», «стратегическое управление инновационными программами и проектами» и описании характеристик «динамические ключевые компетенции» в сравнении со «статичными (традиционными) ключевыми компетенциями». Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в процессе формирования и реализации стратегического управления инновационными программами и проектами на предприятиях.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в: обосновании для российских предприятий необходимости перехода на инновационный этап развития и инвестиций в реализацию инновационных программ и проектов, ориентированности на специфику инвестирования предложенных принципов и подхода к формированию процесса стратегического управления инновационными программами и проектами с целью повышения эффективности деятельности предприятий; разработанном алгоритме построения системы экономических механизмов, позволяющем снизить финансовую нагрузку и общий риск, приходящиеся на предприятие при реализации инвестиционной деятельности, в том числе инновационных программ и проектов; рекомендациях по совершенствованию системы стратегического управления инновационными программами и проектами, направленных на стимулирование интенсивного развития российских предприятий и использование инновационных технологий на уровне государственных органов, отрасли и компаний (на примере черной металлургии).

Результаты диссертационного исследования могут также способствовать органам государственной власти при стимулировании перехода предприятий на инновационный этап развития:

  1. в обосновании рациональности участия в предложенных соискателем механизме снижения рисков реализации инвестиционной деятельности с включением инновационных программ и проектов для повышения эффективности и устойчивости функционирования предприятий и формирования долгосрочного конкурентного преимущества российских предприятий на международном рынке;
  2. при разработке стратегии инновационной деятельности отрасли в рамках стратегии перехода на инновационный путь развития экономической модели Российской Федерации;
  3. при разработке бизнес-планов (инвестиционного обоснования) и повышении эффективности реализации инвестиционной деятельности, направленной на развитие государственно-частного партнерства в инновационной деятельности;
  4. при формировании системы управления инвестиционной деятельностью с привлечением сторонних инвесторов, включая государственные и негосударственные компании и финансовые институты;
  5. в процессе повышения квалификации госслужащих, работающих в сфере принятия инновационных управленческих решений, обучения студентов и магистрантов по учебным программам специализации «Инновационный менеджмент» специальности 06.11.00 «Менеджмент организации», специализации «Инновационный менеджмент» специальности 08.02.00 «Менеджмент» и др.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [778.58 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх