Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Развитие методического инструментария управления программами и проектами в государственных социальных организациях

Развитие методического инструментария управления программами и проектами в государственных социальных организациях

Информация о диссертационном исследовании

Кравцова Маргарита Владиславовна

Развитие методического инструментария управления программами и проектами в государственных социальных организациях

  • Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» (менеджмент)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена на кафедре управления проектом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления»

Основные положения диссертации

Актуальность исследования. При постоянно изменяющихся условиях рынка организациям необходимо своевременно адаптироваться и выбирать подходящий метод управления, обеспечивающий их стабильное функционирование во всех отраслях народного хозяйства. Проектное управление является одним из распространенных подходов для достижения целей и решения наиболее важных задач организаций.

Данный подход начали широко использовать при ведении бизнеса малые и средние организации. Внедрение проектного управления в государственные социальные организации и органы власти выполнено согласно Указу Президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» при разработке и реализации национальных проектов (нацпроектов) [67]. Нацпроекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического прогресса, социально-экономического развития страны, а также на повышение уровня жизни и создание условий для самореализации граждан.

Государственные социальные организации, реализующие программы и проекты, требуют особо пристального внимания, так как от результатов их деятельности зависят уровень благосостояния, качество жизни и здоровье населения. Государственные социальные организации отличаются бюрократической культурой, характеризуются безличностью отношений, по структуре интегрированы и масштабированы, наделены высокой социально -экономической значимостью, их деятельность направлена на решение государственных задач. С целью повышения результативности управления менеджеры организаций должны непрерывно улучшать уровень их теоретической и практической проектной грамотности.

К преимуществам проектного управления в государственных социальных организациях относятся: точная идентификация целей, контроль проектных работ и их оценка, оптимизация бюджета и ресурсов, выявление рисков и их минимизация, прозрачная система работы проектных команд, оперативное принятие решений и другое.

Вместе с тем на практике управление реализацией программ и проектов государственными социальными организациями сопровождается низким уровнем достижения целевых показателей, нерациональным использованием ограниченных ресурсов, превышением объемов бюджетных средств, нарушением сроков исполнения проектных работ, асимметрией информации, слабым межведомственным взаимодействием между стейкхолдерами.

Низкий уровень исполнения ряда положений нацпроектов был вызван проблемами в системе государственного управления и малобюджетным исполнением федерального бюджета в 1,1 трлн руб. в 2019 году. Среди 65 главных распорядителей бюджетных средств, вовлеченных в реализацию нацпроектов, в полном объеме исполнили их только 29 в 2020 году [10]. По состоянию на 1 января 2022 года исполнение расходов федерального бюджета составило 2,5 трлн руб. или 97,8 % от плана [45]. При этом сохраняется недостижение целевых показателей по программам и проектам с переносом запуска работ по причине низкой дисциплины исполнения государственных социальных организаций и их несовершенных инструментов управления.

Управление проектом не является принципиально новой профессиональной и организационной культурой для России, в то время как появление современных сложных масштабных программ и проектов в развивающихся сферах общественной жизни требует применения адаптированного методического инструментария для повышения результативности управления программами и проектами с учетом особенностей российской действительности. Несовершенство указанного методического инструментария обуславливает актуальность диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Фундаментальные основы проектного менеджмента были изложены в трудах В.Н. Буркова, В.В. Воропаева, Г. Гантта, А.А. Гусакова, В.Н. Михеева, С.П. Никанорова, Д.А. Новикова, Ф. Тейлора, Б.П. Титаренко, А. Файоля, Г.Л. Ципеса, А.А. Эрасмуса.

Раскрытию теоретико-методических основ управления проектом посвящены труды научных школ управления проектами IPMA, PMAJ, PMI, СОВНЕТ и высших учебных заведений ВШЭ, ГУУ, МГУ, РАНХиГС. Теоретический и практический инструментарий управления проектом, основанный на отечественном и зарубежном опыте, описан в работах А.П. Бирюкова, Т.М. Бронниковой, М.Н. Гусевой, А.М. Лялина, М.Л. Разу, С.А. Титова, В.С. Шаракина.

Вклад в разработку адаптированного методического инструментария управления проектом внесли С.Я. Бабаскин, И.В. Багаутдинова, С.А. Баркалов, Т. Гзещук, М.В. Грачева, Л. Дубе, М. Завада, М.А. Лопес-Гонсалес, И.И. Мазур, Н.Г. Ольдерогге, М.Н. Руденко, Г.И. Секлетова, Дж. Солтц, Н. Хотц, В.Д. Шапиро, Д. Ширли, предложив новые направления развития методологии управления.

В последние годы изучению проблемы неэффективного управления проектами и специфики их реализации уделяли внимание Н.Н. Бондарева, М.И. Казнова, С.А. Кожевников, Н.И. Комков, Е.А. Уразовская, выделив современные подходы управления. Отдельные аспекты управления государственными проектами нашли отражение в трудах Н.Ю. Азаренко, Н.Д. Базаева, А.А. Звягина, Х. Керзнера, Н.А. Кулагиной, П.Ю. Макарова, О.В. Михеенко, Л.А. Раменской, А.М. Синицыной.

Признавая значимость проведенных исследований, необходимо констатировать тот факт, что недостаточно изученными остаются проблемы применения проектного управления в государственных социальных организациях. Анализ специальной литературы позволил сделать вывод, что результаты данных работ не могут быть в полной мере применены для управления государственными программами и проектами, так как не содержат рекомендаций, в полной мере учитывающих специфику деятельности государственных социальных организаций в современных условиях.

Научная гипотеза исследования заключается в том, что повысить результативность управления программами и проектами в государственных социальных организациях можно за счет изменения действующей модели проектно-ориентированной системы управления путем расширения ее функционала в части контроля расхода бюджетных средств, мониторинга ресурсных затрат и оценки достижения целевых показателей, что требует разработки методического инструментария.

Целью исследования является повышение результативности управления программами и проектами в государственных социальных организациях за счет развития теоретических положений и методического инструментария проектного управления.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать деятельность государственных социальных организаций и выявить барьеры, препятствующие повышению ее результативности.
  2. Определить специфику и проблемы реализации программ и проектов в государственных социальных организациях.
  3. Провести критический анализ современного методического инструментария управления проектом и определить степень его применимости для государственных социальных организаций.
  4. Проанализировать зарубежный опыт управления проектами в государственных социальных организациях и оценить возможность его использования в условиях российской действительности.
  5. Разработать модель проектно-ориентированной системы управления в государственных социальных организациях.
  6. Предложить методический инструментарий мониторинга и оценки эффективности управления контрактами, заключающимися в государственных социальных организациях при реализации программ и проектов.
  7. Разработать методические рекомендации по интегрированию отдельно взятого государственного проекта в цифровую экосистему мезоуровня.

Объект исследования — государственные социальные организации, реализующие программы и проекты.

Предмет исследования — совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе реализации программ и проектов государственными социальными организациями.

Область диссертационного исследования соответствует Паспорту специальности ВАК 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством» (менеджмент), п. 10.6 «Формирование и развитие механизмов государственного управления и местного самоуправления. Результативность и эффективность функционирования субъектов и механизмов государственного управления», п. 10.12 «Процесс управления организацией, ее отдельными подсистемами и функциями. Управление проектом».

Методологической базой исследования являются общенаучные методы (формализация и обобщение, индукция и дедукция, систематизация), экономико-статистические и социологические методы (сравнительный и экспертный анализ, табличные и графические приемы визуализации данных, управленческое моделирование, анкетирование, эмпирический анализ данных).

Информационной базой исследования послужили результаты научных исследований российских и зарубежных ученых, отраженные в статьях, книгах, учебных пособиях, специализированных и отраслевых научных журналах и интернет-порталах, действующая нормативно-правовая база, справочные издания, сборники научных трудов по материалам конференций, электронные научные библиотеки, статистическая отчетность государственных социальных организаций.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии методического инструментария управления программами и проектами в рамках модели проектно-ориентированной системы управления в государственных социальных организациях.

Автором получены следующие результаты работы, имеющие научную новизну:

  1. Предложен концептуальный подход к управлению реализацией программ и проектов в государственных социальных организациях, отличающийся от существующих тем, что учитывает вероятность изменений в социально-экономической политике государства, возможности интеграции проекта в цифровую экосистему, влияние стейкхолдеров на исход выполнения каждого из этапов реализации проекта, современные тенденции проектного управления, что позволяет снизить риск недостижения целевых показателей, нерационального использования ограниченных ресурсов, превышения объема бюджетных средств и нарушения сроков реализации проекта.
  2. Разработана модель проектно-ориентированной системы управления, отличающаяся от существующей возможностью осуществления контроля расхода бюджетных средств, мониторинга ресурсных затрат и оценки достижения целевых показателей, которая реализуется за счет комплексного учета государственных ресурсов (временных, человеческих, финансовых), поэтапного мониторинга ресурсных затрат и рисков в ходе проведения проектных работ, что позволяет повысить результативность управленческих воздействий в процессе реализации программ и проектов.
  3. Разработан методический инструментарий мониторинга и оценки эффективности управления контрактами, заключающимися в процессе реализации государственных программ и проектов, отличающийся использованием авторского набора критериев эффективности (соблюдение законодательства, выполнение планов-графиков, дисциплина исполнения контрактных обязательств, стимулирование инноваций, квалификация членов комиссии, обоснованность определения стоимости контракта, конкурентность закупки) и реализованный в виде авторского программного продукта «Оценка эффективности закупок», использование которого позволяет оценить контрактную деятельность организации и принять управленческие решения по ресурсообеспечению проекта с учетом выявленных недостатков в работе проектной команды.
  4. Разработаны методические рекомендации по интегрированию отдельно взятого государственного проекта в цифровую экосистему мезоуровня, отличающиеся сочетанием организационных инструментов проектного управления, определением перспективных модулей и механизмов реализации проектных мероприятий, что позволяет выстроить единую стратегию управления, связать проект с имеющимися цифровыми системами, снизить фрагментарность информационных систем, и в результате обеспечить устойчивость функционирования государственных социальных организаций в долгосрочной перспективе.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении теоретических положений и методического инструментария управления государственными программами и проектами за счет разработанной модели проектно-ориентированной системы управления в государственных социальных организациях, предложенного методического инструментария мониторинга и оценки эффективности управления контрактами, сформулированных методических рекомендаций по интегрированию государственного проекта в цифровую экосистему мезоуровня. Ключевые выводы и методические рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, могут служить базой для научно-практических разработок, направленных на решение вопросов в области эффективного управления нацпроектами.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования предложенных методических рекомендаций управления программами и проектами в практической деятельности государственных социальных организаций с целью повышения результативности управления программами и проектами в условиях ограниченных ресурсов, а также использования результатов исследования в учебном процессе высших учебных заведений. Вместе с тем разработанная модель может применяться в качестве инструментария управления государственными программами и проектами органами государственной власти, способствовать получению объективной информации об этапах реализации программ и проектов, что влияет на дальнейшее принятие управленческих решений по достижению целей программ и проектов.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [482.85 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх