Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на основе обеспечения экономической устойчивости университетов

Стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на основе обеспечения экономической устойчивости университетов

Информация о диссертационном исследовании «Стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на основе обеспечения экономической устойчивости университетов»

Сандлер Даниил Геннадьевич

Стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на основе обеспечения экономической устойчивости университетов

  • 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика: экономика сферы услуг
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена на базовой кафедре предпринимательства и логистики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Основные положения диссертации

Актуальность исследования. Усиливающаяся конкуренция в области услуг высшего образования (далее — ВО) актуализирует вопросы выбора стратегии и формирования конкурентоспособности университета, влиянии конкуренции на качество ВО, систему в целом и отдельные вузы, их финансирование, эффективность, устойчивость. Достижение конкурентоспособности и технологического суверенитета страны по широкому перечню направлений становится целью государственной политики, что повышает уровень амбициозности целей и сложности задач, в т. ч. с учетом сложной геополитической ситуации. В долгосрочной перспективе актуализируется три основных уровня конкуренции и конкурентоспособности университетов: региональный, национальный, международный.

Так, указ Президента Российской Федерации № 599 ставил перед вузами задачу повышения международной конкурентоспособности и вхождения в мировые рейтинги. В последующем указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 данное направление усиливается [21]. На основании вышеназванного указа Президента Российской Федерации, президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «Образование» на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. (протокол от 24 декабря 2018 № 16), в котором предусмотрена задача «Глобальная конкурентоспособность высшего образования». Далее указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» устанавливается необходимость обеспечения присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в т. ч. за счет создания эффективной системы ВО (пункт 2 (б)).

Расширяется состав целей и растут требования к конкурентоспособности вузов, в частности, пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации № 3697-р обозначает четыре сферы целеполагания: подготовку кадров, исследования и разработки, творческие и социально-гуманитарные проекты, внедрение в экономику и социальную сферу высоких технологий. Многоцелевая постановка вопроса подчеркивает сложность выбора успешных стратегий в многомерном и многофакторном пространстве деятельности современных вузов.

Вузы формируют конкурентные позиции не только за счет бюджетных средств, но и на основе собственных источников и самостоятельного обеспечения экономической устойчивости, что составляет большую трудность для региональных вузов. Государственная политика учитывает специфику ситуации в регионах, в частности, национальным проектом «Наука и университеты», предусмотрен показатель: «доступность бесплатного ВО с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы» и зафиксирован вектор на повышение качественного уровня региональных вузов. В своем ежегодном послании Федеральному собранию от 15.01.2020 Президент России В. В. Путин отметил: «необходимо не просто увеличивать цифры приема, а серьёзно, с участием бизнеса, работодателей заняться развитием университетов и вузов в регионах, включая укрепление их учебной, исследовательской и социальной инфраструктуры, системы постоянной подготовки и повышения квалификации преподавателей региональных вузов, чтобы студенты могли получать современные знания, начать успешную карьеру на своей малой родине».

Многоцелевой характер деятельности университетов, обусловливает фокусирование активности сразу в двух направлениях: поиск конкурентоспособной ниши на рынке образовательных услуг либо НИОКР и достижение широкого набора универсальных показателей, заложенных в государственных программах. Поскольку, размер государственной поддержки зависит от сравнительной динамики целевых показателей, возникает фокус развития, ориентированный на единую модель, который зачастую не совпадает с релевантной рыночной нишей конкретного вуза. Наблюдается карго-эффект, когда вузы ошибочно копируют атрибуты глобальных исследовательских университетов, но не достигают соответствующего экономического результата, т. к. проводимые изменения, не основаны на релевантной экономической модели.

Особенностью современного периода является дефицит ресурсов развития у большинства университетов и высокая ресурсоемкость конкурентной борьбы. Необходимость инвестиций в привлечение академического состава и управленцев, инфраструктуру заставляет искать их источники вовне и внутри вуза. Особенность этих инвестиций в том, что они имеют отложенный эффект, создают риски недофинансирования текущей деятельности, не дают гарантированного результата.

Данная работа посвящена проблеме, возникающей при формировании стратегии университета: как сочетать выполнение ресурсоемких задач опережающего развития и достижение быстрого роста целевых показателей, основанных на радикальных изменениях в основных сферах деятельности вуза, с одной стороны, и создание экономически устойчивой модели для новых процессов и всей деятельности вуза -с другой.

Поскольку в качестве формулы успеха, как правило, рассматриваются кадровые и управленческие решения при ограниченном объеме инвестиций, то частью решения проблемы должна стать стратегия привлечения дополнительных ресурсов, синергии активностей вуза в различных сферах, фокусирования процессов и подсистем на решении приоритетных задач. Экономическая устойчивость принимаемых решений и генерация дополнительного потока ресурсов в текущую деятельность и развитие становятся обязательными условиеми формирования долгосрочной конкурентоспособности российских университетов.

Вопрос опоры программ развития на собственную экономическую устойчивость стоит перед большинством российских вузов, но универсальный подход и обобщение успешных практик пока не нашли должного освещения в литературе. Соответственно актуальным вызовом является поиск комплексного методологического подхода, учитывающего индивидуальность контекста и потенциала конкретного вуза, особенно для вузов, расположенных в регионах.

Принципиальная значимость и открытость концептуальных вопросов развития ВО, отсутствие подходов к формированию стратегий университетов, дающих основу для разработки методического инструментария, синхронизирующего повышение конкурентоспособности вузов с формированием экономически устойчивой модели деятельности, предопределили направление данного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы развития и конкурентоспособности университетов находятся на стыке нескольких предметных областей и рассматриваются во многих теоретических и прикладных исследованиях. Концептуальные основы развития, факторы и тенденции изменений в ВО освещены в исследованиях М.О.Абрамовой, Б.Л.Аграновича, Ф.Дж.Альтбаха, Д.Г.Арсеньева, Д.Бока, А.В.Бровкина, Р.Р.Вахитова, Х.Д.Грахама, Н.Даймонда, Л.А.Данченок, У. Дэбарса, М.Карноя, Б.Р.Кларка, М.Кроу, Г.И.Лазарева, О.В.Лешукова, П.Лоялки, Д.К.Нургалиева, Г.Л.Овсянниковой, М.Н.Овчинникова, С.Д.Резника, Г.Розовски, О.В.Сагиновой, И.В.Сазоновой, Д.Салми, Н.В.Свиридовой, И.Б.Стукаловой, Е.Ю.Шибановой, А.В.Шишкина, И.М.Фадеевой, В.М.Филиппова, И.Д.Фрумина, В.М.Юрьева. Привлекались положения затрагивающие отдельные области сферы услуг, отраженные в работах Н.А.Зайцевой, Г.А.Карповой.

Изучению сущности, роли и видов конкуренции в условиях рыночной экономики посвящены работы А.О.Хисмана, А.Афонсо, К.А.Бартлетта, М.В.Борланда, А.Бранденбургера, С.Гошала, К.Джепсен, Ю.О.Князева, В.В.Криворотова, С.А.Мохначева, Б.Нейлбаффа, А.С.Плещинского, М.Портера, Г.Симмеля, Е.Л.Толокиной, Р.М.Хоусена.

Специфика конкуренции в ВО и методы повышения конкурентоспособности вузов изложены в работах Т.Агасисти, Дж.М.Р.Беверуика, К.Белфилда, П.Ван дер Мира, Г.Гленнерстера, Е.Дель Рея, Г.Димитриевой, Т.К.Екшикеева, Ц.Зафировой, Ф.Кайзера, А.М.Клемперера, Е.Н.Ковалева, Ф.Корреры, Р.Макмиллана, С.Марджинсона, В.Л.Мика, К.Мисры, Ю.С.Савенковой, Р.Стэуненберга.

Эффекты влияния государственного регулирования на конкуренцию в сфере ВО и развитие университетов рассмотрены в исследованиях А.Амарала, Дж.Бреннана, У.Бэртлетта, Д.А.Волфа, Г.Гаталано, Т.Грауэнхорста, П.Де Вриса, Дж.Де Грофа, Д.Д.Дилла, Б.Кантуэл, Дж.Кендэлл, М.Кляйна, М.Куика, Л.Л.Лесли, С.Х.Лоутона, А.Магалхаэса, Дж.Назарко, Г.Нифа, М.Нэппа, Р.Пинхейро, Г.Псахаропоулса, Дж.Пфеффера, Г.Салансика, Дж.Сапараускаса, Т.Синозика, М.Триппла, Ф.Уейса, Р.Уильямса, Дж.Фордера, С.Шлаугтера. Проработке механизма роста конкурентоспособности вузов через сотрудничество с другими организациями способствовало обращение к работам Г.Базелта, Ю.К.Князева, A.Ласагни, С.Льюиллети, А.Мальмберга, М.Марино, П.Маскелля, Р.В.Приходько, П.Парроты, А.Тобьяссена.

Осмыслению вопросов конкуренции на региональных рынках и влияния вузов на социально-экономическое развитие регионов способствовали работы П.Беннеурос, Н.Бирдсол, И.И.Борисова, А.Брамуэл, Дж.Б.Годдард, Г.Голдстайн, С.Джакобстена, А.Джонсона, М.Ди Гуардо, Дж.Друкера, Н.Зиновьева, Р.Кованаб, М.Лои, Т.Лорентцен, Ф.Мас-Верду, К.Рено, Р.Рамлоган, Н.Ф.Ровенко, Н.Роиг-Тьерно, О.А.Силиванова, Ф.Тодтлинга, Ю.И.Трещевского, М.Триппл, К.Уэркер, М.Фромхолд-Эйзебит, Д.Чарлис, С.Ченг, О.В.Чикурова, П.Хаттертона, Р.Хьюггинса.

Сущность экономической и финансовой устойчивости вузов, экономика ВО представлены в исследованиях Т.А.Анисовец, Е.С.Астафьевой, С.А.Белякова, Л.Бэнт-Ааке, Дж.Бьерн, М.А.Вахрушиной, Л.Р.Газиевой, Р.Гари-Бобо, Л.В.Голодковой, Е.С.Горюновой, О.А.Гришиной, М.В.Демина, Д.Джонстона Брюса, М.А.Дмитриевой, Т.В.Жуковой, Е.Е.Кардавы, Г.Каталано, Н.Р.Кельчевской, Е.И.Ковалевой, Е.В.Королева, О.И.Курылевой, М.А.Кудровой, Е.О.Мельцаса, Э.Моргана, Э.Д.Новожилова, М.В.Огородновой, А.Ж.Окенова, Т.А.Полововой, B.Н.Пугача, Г.А.Резника, Т.Н.Роденковой, Е.Е.Семченко, П.Силвестри, В.А.Слепова, А.Трэнной, Г.Уильямс, Т.А.Федорченко, Н.Н.Шушариной, А.Р.Ядрышникова.

Влияние эффективного контракта на качество и конкурентоспособность ВО освещено в результатах исследований Н.Н.Абакумовой, Г.А.Агаркова, Л.В.Антосик, М.А.Боровской, М.Буджея, Л.И.Ворониной, С.Ю.Гурьяновой, И.В.Донова, В.Н.Дудина, А.Л.Жукова, Н.А.Заиченко, М.В.Курбатова, С.Н.Лапшина, Е.А.Лесных, Ю.А.Масаловой, З.Матолксибы, О.В.Митиной, Е.В.Михалкиной, Н.Э.Овчинникова, Г.Пазмандии, А.А.Пановой, Л.С.Скачковой, В.Г.Халина, Е.В.Чучкаловой, В.В.Шапкина, Е.С.Шевченко, И.К.Шевченко, Л.В.Школяр.

Вопросы качества в сфере ВО рассматривались такими авторами, как К.Г.Афанасиди, Е.А.Барахсанова, Л.Ф.Варламова, А.В.Замятин, Ц.Зафирова, В.П.Игнатьев, А.Ливандовская, Ю.Д.Мишин, С.Ю.Рощин, М.В.Самардак, В.А.Тамбовцев, Т.В.Третьякова, А.И.Чучалин. Теоретические основы влияния заинтересованных сторон на качество образования отражены в работах М.Биркинс, B.Р.Варгас, К.Вар Педерсен, К.Петерсон, Д.Вуд, А.П.Клемешева, Дж.Кохтамааки, Р.К.Кивистоо, Е.В.Кудряшова, Р.Лоусом, А.Льютинен, Р.К.Митчел, А.Проуз, C.М.Риад Шамс, Г.Роадес, В.М.Саввинова, С.Э.Сорокина, С.Слоутер, А.Д.Тихоновой, Е.Фаро, Р.Е.Фриман, Б.Р.Эгль, М.Юдэм.

Тенденции формирования образовательных и профессиональных траекторий, их влияние на процессы ВО представлены в работах Дж.Аллена, Д.Р.Ахмедовой, Р.Ван дер Велдена, Е.Я.Варшавской, Д.Лейек-Франсены, А.М.Делани, Л.Л.Зиминова, А.Ф.Кабрера, Д.В.Крайновой, Л.А.Леоновой, М.В.Лопатиной, Г.О.Модена, О.Н.Павловой, О.В.Перевозовой, В.И.Прусовой, С.Ю.Рощина, В.Н.Рудакова, А.В.Савиновой, А.Ф.Смык, А.А.Солнцева, Ю.Тейхлера, А.М.Уиллифорда, Д.Дж.Уиртса, Г.А.Чередниченко, Г.Шомбурга, К.Йошимото, Г.Ямады.

Анализ эффектов маркетинговой и репутационной составляющих в ВО отражен в работах А.Л.Абаева, Д.А.Бончуковой, Дж.Бранковика, Ф.Котлера, Л.Рингеля, О.В.Сагиновой, А.Сетиавана, Н.М.Старобинской, А.В.Скрипкиной, Т.Уэррона, Т.А.Юдиной. Системному раскрытию проблематики стратегического процесса в вузах способствовало изучение работ П.Аверсона, Б.Альстрэнда, А.Е.Балобанова, Д.У.Бренемана, В.Н.Васильева, А.И.Владимирова, А.О.Грудзинского, В.С.Грызлова, М.К.Дженсен, Я.Ш.Евдокимовой, А.К.Клюева, Т.Л.Клячко, Е.А.Князева, Е.Н.Ковалевой, В.В.Крюкова, Г.И.Лазарева, Р.А.Лугового, Дж.Лэмпела, Дж.Р.Майнгла, Н.П.Макаркина, Г.И.Мальцевой, У.Х.Меклинга, Г.Минцберга, К.С.Солодухина, Н.Л.Титовой, О.Б.Томилина, Е.В.Чупрунова, Г.Хорт, Дж.Хьюсмана, К.И.Шахгельдян, А.Йонезау.

Несмотря на рост количества исследований, посвященных различным аспектам развития ВО, так и не сформирован целостный концептуальный подход, позволяющий формировать стратегии повышения конкурентоспособности и опережающего развития ключевых характеристик деятельности университета, на основе экономически устойчивой модели деятельности и учитывающий российскую специфику, что предопределило тематику, цель и задачи работы.

Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании концептуального подхода и комплекса мер, направленных на разработку и обеспечение реализации стратегий повышения конкурентоспособности российских вузов, на основе экономически устойчивых моделей деятельности, в условиях радикальных изменений, усиленных влиянием цифровой трансформации высшего образования, экономических и политических санкций, пандемии Covid-19.

Целеполагание и логика работы обусловили исследовательские задачи:

  1. Представить и обосновать новую парадигму конкуренции в российском ВО, отражающую усложнение условий и задач развития высшего образования в Российской Федерации, с учетом выявленных изменений соотношения рыночных и государственных регуляторов, степени и характера их включенности в деятельность университетов.
  2. Разработать концептуальный подход к определению и обеспечению конкурентоспособности университета на основе учета требований и интересов внутренних и внешних заинтересованных сторон.
  3. Разработать методику анализа и оценки конкурентоспособности региональных систем высшего образования с учетом усложнения функционирования входящих в них вузов и усиления их роли в развитии социально-экономических надсистем регионов.
  4. Выявить актуальные факторы повышения конкурентоспособности университетов, влияющие на эффективность их деятельности и предложить методологический подход к изменению организации ключевых процессов и системы управления ВО (в т. ч. требования и целевые характеристики).
  5. Разработать методический подход к экономическому целеполаганию, учитывающий специфику экономической деятельности вуза и инструментарий, синхронизирующий формирование стратегии повышения конкурентоспособности с задачами обеспечения экономической устойчивости университета.
  6. Разработать процессную модель верхнего уровня организации ключевых процессов университета на основе фокусировки деятельности вуза на успехе внутренних заинтересованных сторон и усилении вовлеченности внешних заинтересованных сторон в условиях цифровизации процессов ВО.
  7. Определить закономерности функционирования стратегического управления в вузах и сформировать методический подход к процессу формирования стратегии повышения конкурентоспособности вуза.
  8. Разработать аналитический инструментарий, обеспечивающий фокусировку вуза на стратегии повышения конкурентоспособности и учитывающий специфику экономической модели деятельности.

Объектом исследования выступают российские государственные университеты, нацеленные на достижение конкурентоспособности и региональные подсистемы высшего образования. Региональные системы включены в объект, т. к. политика в отношении их развития во многом определяет стратегию отдельных вузов.

Мы рассматриваем российские государственные вузы, в которых представлены различные укрупненные группы направлений и специальностей подготовки, за исключением педагогических и отраслевых университетов, не подведомственных Минобрнауки России. В рамках исследования используются понятия «университет», «вуз» и «образовательная организация высшего образования» (далее -ООВО) как синонимичные. Основанием для такого подхода стала свершившаяся за последние 30 лет универсализация государственных вузов, отразившаяся в т. ч. в смене их статуса. Так из 219 вузов, подведомственных Минобрнауки России, 208 являются университетами, а из 33 вузов подведомственных Минпросвещения России, 32 тоже университеты.

Предмет исследования — совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования стратегии повышения конкурентоспособности вуза на основе экономически устойчивых моделей деятельности в условиях динамичных изменений, в т. ч. процессы, механизмы и инструменты, позволяющие формировать успешную стратегию повышения конкурентоспособности университета, сочетая достижение целей быстрого повышения ресурсоемких показателей конкурентоспособности, проведения динамичных изменений во всех сферах деятельности образовательной организации с созданием экономически устойчивой модели деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что в долгосрочном горизонте успех стратегий повышения конкурентоспособности университета достижим за счет фокуса на интересах наиболее включенных в процесс внутренних и внешних заинтересованных сторон, предоставляющих различные ресурсы для реализации стратегии и тем самым обеспечивающие экономическую устойчивость вуза. Для региональных университетов эта гипотеза предполагает реализацию стратегии во взаимодействии с развитием региональных научно-образовательной и социально-экономической систем, опираясь на ресурсную базу широкого круга региональных и отраслевых стейкхолдеров.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют теоретические положения и концепции, посвященные конкуренции и конкурентоспособности в ВО, отдельным аспектам качества деятельности университетов, экономической и финансовой устойчивости, организации деятельности и стратегическому управлению в вузах.

В целях комплексного анализа процессов формирования и реализации стратегии ускоренного повышения конкурентоспособности российских вузов на основе экономически устойчивых моделей деятельности в рамках системного подхода в диссертационном исследовании использовались общенаучные и специальные методы: анализ взаимосвязей, сравнение и сопоставление, обобщение и систематизация, наукометрический, историографический, факторный, статистический и структурно-функциональный анализ, методы логического и процессного моделирования, в т. ч. в нотации IDEF0 (методология SADT).

Эмпирическая и информационная база исследования включает нормативные документы и материалы, нормативно-справочную информацию федеральных органов государственной власти, аналитические материалы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), официальные документы вузов Российской Федерации. В качестве эмпирической базы выступают материалы, собранные автором в ходе реализации проектов по методическому руководству и консультационной поддержке в рамках Программы повышения качества финансово-хозяйственной деятельности вузов: финансовая отчетность и планы финансово-хозяйственной деятельности (далее — ФХД) ООВО, комплексные программы повышения качества финансового менеджмента и отчеты об их исполнении, кейсы вузов, собранные в рамках проекта «Качество образования в российских университетах».

Обоснованность и достоверность выводов обеспечивается опорой на публикации и монографии значимых российских и зарубежных специалистов и сопоставлением с ними результатов собственных исследований, корректной обработкой значительного объема эмпирических материалов и фактов, использованием валидных методик исследования, представлением и обсуждением полученных выводов на национальных и международных научных конференциях, результатами внедрения разработанных рекомендаций в практику вузов и проекты, реализуемые Минобрнауки России.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках следующих направлений исследований по научной специальности 5.2.3 «Региональная и отраслевая экономика», определенных в Паспорте специальностей Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Паспорт), раздел 4. Экономика сферы услуг, пункт 4.1 «Теоретико-методологические основы анализа проблем развития отраслей сферы услуг», пункт 4.5 «Формирование и функционирование рынков услуг», пункт 4.6 «Бизнес-процессы на предприятиях и в отраслях сферы услуг». Теория и методология прогнозирования бизнес-процессов в сфере услуг, пункт 4.8 «Конкурентоспособность производителей услуг», пункт 4.10 «Особенности формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг», пункт 4.16 «Политика регулирования и поддержки развития отраслей сферы услуг», пункт 4.20 «Организационно-экономические механизмы обеспечения инновационного развития отраслей сферы услуг», пункт 4.21 «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг».

Новизна диссертационного исследования состоит в разработке и научном обосновании концептуального, методологического и методических подходов и комплекса механизмов и инструментов, направленных на разработку, реализацию и формирование стратегий повышения конкурентоспособности российских вузов на основе экономически устойчивых моделей деятельности в условиях многозадачности и радикальных изменений ресурсоемких целей и показателей развития, усиленных влиянием цифровой трансформации высшего образования, пандемии, экономических и политических санкций.

Научные положения и результаты, содержащие новизну, полученные лично соискателем:

  1. Раскрыта российская специфика университетской конкуренции и предложена парадигма открытой детерминированной квазиконкуренции, отражающая переход к принципиальному усложнению условий развития высшего образования в Российской Федерации, в силу объединения черт двух полярных моделей (централизованного планирования и свободного рынка), учитывающая рост роли государственных регуляторов, их вовлеченность в деятельность университетов на процессном, проектном и программном уровне. Опора на парадигму позволяет вузам и заинтересованным сторонам снять противоречия и согласовать рыночные и государственные задачи в построении целевой модели деятельности, формировании механизмов повышения конкурентоспособности (пункты 4.1 и 4.10 Паспорта).
  2. Разработан концептуальный подход к определению и обеспечению конкурентоспособности вуза, предполагающий высокую степень индивидуализации моделей деятельности и включение в основу стратегического целеполагания университета показателей результативности, отражающих требования и интересы различных заинтересованных сторон, в т. ч. индикаторов, ориентирующих вуз на привлечение ресурсов и талантов. Уточнено и дополнено понятие конкурентоспособности за счет акцента на способности университета фокусироваться на целях, задаваемых учредителем с учетом интересов заинтересованных сторон (пункт 4.8 Паспорта).
  3. Развит и адаптирован подход к оценке социально-экономических систем и предложена методика оценки конкурентоспособности региональных систем высшего образования, построенная на основе индексного анализа широкого круга индикаторов, нормализованных и объединенных в четыре группы (кадровый потенциал, инфраструктура, экономический потенциал, результативность образовательной и исследовательской деятельности). Подход позволяет оценивать уровень конкурентоспособности региональных систем высшего образования, выявлять эмпирические закономерности, оценивать институциональные изменения, создает аналитическую основу для разработки региональных программ развития и интеграции вузов в социально -экономическую надсистему региона (пункты 4.5 и 4.16 Паспорта).
  4. Выявлена совокупность факторов и тенденций (детерминант), формирующих новый траекторно-карьерный контекст деятельности вузов, предполагающий изменение процессов для согласованного выполнения задач заинтересованных сторон и повышения конкурентоспособности университета. Для системного изменения организации процессов предложен методологический подход «измеримого успеха и интеграции заинтересованных сторон», направленный на повышение конкурентоспособности и качества деятельности. Подход учитывает мультисубъектность услуг, содержит комплекс целевых характеристик и требований к изменению организации основных и управленческих процессов, что предполагает повышение их открытости, гибкости, адаптивности и обеспеченности ресурсами (пункты 4.6, 4.10 Паспорта).
  5. Предложен методический подход к формированию комплексной системы измеримых целей достижения экономической устойчивости вуза, поддерживающий реализацию стратегических целей, опирающийся на показатели с различными периодами планирования. Понятие экономической устойчивости дополнено условиями повышения конкурентоспособности. Представлен механизм синхронизации достижения экономической устойчивости и формирования стратегии повышения конкурентоспособности — объективный выбор финансово-экономической политики, разработана и картирована типология финансово-экономических политик (пункт 4.20 Паспорта).

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [3.31 MB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх