Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Формирование модели оценки стоимости интеллектуального капитала университета

Формирование модели оценки стоимости интеллектуального капитала университета

Информация о диссертационном исследовании «Формирование модели оценки стоимости интеллектуального капитала университета»

Толстикова Екатерина Андреевна

Формирование модели оценки стоимости интеллектуального капитала университета

  • 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Диссертация представлена к публичному рассмотрению и защите в порядке, установленном ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в соответствии с предоставленным правом самостоятельно присуждать учёные степени кандидата наук, учёные степени доктора наук согласно положениям пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. Товары и технологии, основанные на знаниях, начиная с середины ХХ века, стали занимать все большую часть рынков. Наукоемкие компании, компании, основанные на применении знаний в любом их проявлении (от дизайна до сферы информационных технологий), стали показывать значительный, не сравнимый с традиционными организациями, рост капитализации. Все эти признаки указывают на формирование экономики знаний.

Европейский банк реконструкции и развития определяет экономику знаний как концепцию экономического развития, в которой инновации и доступ к информации стимулируют экономический рост. Исследования структуры экономики знаний позволяют сформировать подходы к идентификации ключевых факторов успешного развития такой экономической среды. Ландшафт такой экономики включает институты производства, воспроизводства, распространения, применения знаний, коммерциализации и обмена знаниями. Неотъемлемым условием устойчивого экономического развития становится капитализация объектов интеллектуальной собственности.

В этой ситуации университеты и их интеллектуальный капитал становятся ключевыми элементами новой формации экономики, а их роль в развитии экономики знаний становится предметом новых исследований.

Все указанные изменения экономической жизни нашли свое отражение и в политике, определяющей стратегию развития Российской Федерации. Стратегия развития Российской Федерации, определяемая Президентом Российской Федерации, и отраслевые стратегии определяют в качестве целей развития становление экономики знаний и формирование глобальных конкурентоспособных университетов, ориентированных на производство высококонкурентных знаний и их капитализацию.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определена задача вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

Решение данной задачи последовательно определено в качестве дальнейшего приоритета и в рамках национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Российская Федерация развивается в общем глобальном тренде развития экономики знаний, формирования ее эффективной инфраструктуры, а исследователи небезосновательно отмечают, что такой подход формирует становление модели устойчивого развития экономики страны.

Все это, безусловно, придает самый актуальный статус исследованиям, посвященным интеллектуальному капиталу в целом, интеллектуальному капиталу университетов в частности и, в первую очередь, его стоимостной оценке.

Понимание экономической сущности интеллектуального капитала университета, а также его объективная оценка становятся одним из ключей решения стратегической задачи глобальной конкурентоспособности российского высшего образования и становления эффективной инфраструктуры экономики знаний в Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Оценка интеллектуального капитала университета является комплексным направлением исследования, которое базируется на нескольких предметных областях. В первую очередь, оно основывается на исследованиях, посвященных экономике знаний, роли университетов в ее развитии, на исследованиях, посвященных третьей функции университетов. Она также базируется на концепциях интеллектуального капитала организации, интеллектуального капитала университета.

Решение задачи стоимостной оценки основано на исследованиях, посвященных развитию теории корпоративных финансов, инвестиционной и рыночной оценки. Вопросы оценки интеллектуального капитала университета прямым образом увязаны с исследованиями в сфере бухгалтерского учета нематериальных активов, оценки рыночной стоимости нематериальных активов, оценки стоимости компаний.

Значимым вкладом в развитие проводимого исследования стали работы в области оценки интеллектуального капитала университета, эффективности организаций высшего образования.

Исследования, посвященные экономике знаний, роли университетов в ее развитии и третьей функции университетов, велись такими зарубежными авторами, Fritz Machlup, К. Шваб, С. Тайичи, C.D. Chen, C.J. Dahlman, R. BEJINARU, R.Corrado, S. Khat, P. Nhean, а также российскими исследователями: К.П. Гринюком, П.С. Большаковой, А.И. Котовым, В.Л. Макаровым, А.П. Горбуновым.

Разработке и развитию концепций интеллектуального капитала организации посвящены работы иностранных авторов, таких как A. Thomas, S.Stewart, H. Saint-Onge, L. Edvinsson, Johan Roos, Gtiran Roos, Nicola Carlo Dragonetti, Э. Брукинг, K.E. Sveiby, L. Loverde, L. Gogan, A. Draghici, A. Pulic, R. Sydler, S. Haefliger, R. Pruksa, N. Bontis, J. Chen, Zh. Zhu, H. Xie, F. Matos, V. Vairinhos, P. Mauricio Selig, а также российских авторов, таких как Н.С. Алексеева, Б.Б. Леонтьев, В.В. Мануйленко, М.А. Федотова, О.В. Лосева, B.А. Дресвянников, Ю.М. Цыгалов, М.Ю. Шляхтин, С.Э. Сафронова, М.Ж. Аль-Д. Хайдер, Ю.В. Ямченко, А.С. Андрусенко, А.П. Карпенко, В.В. Соколянский, Н.А. Хвецкович, Н.Ю. Пузыня, М.С. Поляков, А.С. Новоселов, Е.С. Каплун, Г.А. Ермакова, И.В. Пронина.

Вопросы интеллектуального капитала в системе высшего образования, оценки интеллектуального капитала университетов получили развитие в работах зарубежных ученых H.-Y. Wu, J.-K. Chen, I-S. Chen, N. Jones, C. Meadow, M.-A. Sicilia, M. Handzic, E. Ozturk, A. Fazlagic, C. Bratianu, Y. Ramírez, Á. Tejada, S. Gordillo, T.M. Silva, A. Ferreira, S. Elena-Pérez, G. Nicolo’, F. Manes-Rossi, J. Christiaens, N. Aversano, M.P. Sanchez, R. Castrillo, O.A. Altenburger, M.M. Schaffhauser-Linzatti, K.-H. Leitner, I. Bezhani, T. Dalwai, M. Bisogno, R. F. Manes, T. Polcini, T. Ramona, A. Serban, L. Carmen, J.A. Rojas, а также отечественных авторов: Г.В. Кочетковой, Т.В. Крамина, Е.Г. Ягупы, В.В. Иванова, И.А. Журавлева, А.В. Андрейчикова, Ю.С. Исаенко, С.Н. Кузьминой, О.В. Шаламовой, В.А. Слепова, Ж.И. Герзелиевой, С.В. Цурикова, Г.М. Сундуковой, О.В. Селиверстовой, Н.С. Фроловой, А.Ю. Оборского, А.Н. Амерсланова, П.А. Новгородова, И.С. Зунтовой.

Вопросы экономической теории, оценочной деятельности и корпоративных финансов раскрыты в работах зарубежных исследователей А. Маршалла, С.Л. Брю, К.Р. Макконнелла, J. Tobin, J. Pettit, Р. Брейли, С. Майерса, Ф. Аллена, А. Дамодарана и отечественных ученых Д.Н. Баранова, А.Д. Зарецкого, Т.Е. Иванова, В.В. Ковалева, С.Ю. Витте, М.А. Федотовой, О.В. Лосевой, М.А. Эскиндарова, Е.И. Кашириной, В.Ю. Черепанова, А.Г. Грязновой, Н.Т. Эльгайтаровой, А.А. Амадаева, Б.Б. Леонтьева.

Вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований, проведенных по вопросам оценки интеллектуального капитала университета, общепризнанная концепция интеллектуального капитала университета и его стоимостной оценки не выработана. При этом, исследователи во всем мире признают интеллектуальный капитал основным ресурсом развития университета, его основным конкурентным преимуществом, фактором эффективности его функционирования.

Вместе с этим, в условиях экономики знаний и начала четвертой промышленной революции университеты становятся фактически глобальными компаниями, обладающими значительными финансовыми, материальными и интеллектуальными ресурсами, однако фактически не представляют своим учредителям и обществу информацию о капитализации своего интеллектуального капитала.

В данной ситуации формирование действенной модели стоимостной оценки интеллектуального капитала, интегрированной в систему управления университетом со стороны учредителя и принятия им финансовых решений, продолжает оставаться актуальной задачей.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является совершенствование теоретико-методических положений оценки интеллектуального капитала университета, разработка модели оценки интеллектуального капитала университета и научно-практических рекомендаций по ее применению.

Для достижения цели в диссертации были поставлены следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:

  • выявить специфику интеллектуального капитала университета как объекта оценки;
  • определить факторы, влияющие на стоимость интеллектуального капитала университета;
  • сформировать систему показателей оценки стоимости интеллектуального капитала университета;
  • разработать модель стоимостной оценки интеллектуального капитала университета третьего поколения;
  • предложить основные направления совершенствования методического обеспечения развития оценки стоимости интеллектуального капитала университета.

Объектом исследования является стоимость интеллектуального капитала университета третьего поколения.

Предметом исследования являются финансово-стоимостные и экономические отношения по поводу оценки стоимости интеллектуального капитала университета.

Область исследования. Исследование выполнено в соответствии с пунктом 5.6. «Проблемы и перспективы оценки интеллектуального капитала» Паспорта научной специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит (экономические науки).

Методология и методы исследования. Теоретической основой диссертационного исследования стали ключевые положения теории оценочной деятельности и корпоративных финансов, а также работы российских и зарубежных авторов, посвященные методологии оценки интеллектуального капитала организации и проблемам устойчивого развития университетов.

Методология исследования основана на общенаучных методах классификации, анализа, синтеза, обобщения, иных методах системного подхода, который широко использовался при формировании подходов к оценке интеллектуального капитала университета.

Для достижения цели и решения поставленных задач исследования были применены методы моделирования и корреляционного-регрессного анализа. Для проведения расчетов применялись программное обеспечение Excel и Gretl. Также применялись методы сбора, обработки и анализа данных Big Data.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации в области оценочной деятельности и деятельности образовательных организаций высшего образования, Международные стандарты оценки, справочная правовая система «Консультант-Плюс», материалы периодических изданий, результаты российских и зарубежных научных и методических публикаций и исследований, а также данные отчетов об интеллектуальном капитале университетов, данные публичной отчетности зарубежных и российских университетов, данные международных и страновых рейтингов университетов, данные мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России.

Научная новизна исследования состоит в развитии теоретико-методических положений оценки стоимости интеллектуального капитала университета (далее — также ИКУ) в части выявления специфики ИКУ как объекта оценки, ключевых факторов, влияющих на стоимость ИКУ, и системы показателей оценки ИКУ; разработке многофакторной модели оценки стоимости ИКУ и научно-практических рекомендаций по ее внедрению в деятельность российских вузов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. обосновано, что ИКУ является сложным объектом, генерирующим добавленную стоимость на базе прямо капитализируемых активов (образовательные, исследовательские программы и программы трансфера знаний) и косвенно капитализируемых активов (интеллектуальный потенциал научно-педагогических работников и обучающихся, репутация университета, качество управления), что позволило сформировать теоретическую базу оценки стоимости ИКУ (С. 33-37);
  2. выделены ключевые факторы, в наибольшей степени оказывающие влияние на формирование стоимости ИКУ: финансовые (доходность, выручка) и нефинансовые (талант, репутация, качество управления), что в отличие от существующих фрагментарных оценок отдельных факторов способствует комплексной и более объективной оценке стоимости ИКУ (С. 53-58);
  3. сформирована система показателей оценки ИКУ, которая в отличие от существующих отражает интегральное единство его финансовых и нефинансовых структурных элементов и включает в себя стоимостной показатель: свободный денежный поток от научно-образовательной деятельности и деятельности по трансферу технологий, и нефинансовые показатели, влияющие на стоимость ИКУ: доля НИР, имеющих ученые степени; численность студентов из числа абитуриентов-победителей и призеров олимпиад; средний балл ЕГЭ, индекс цитируемости; доля иностранных обучающихся; численность иностранного академического персонала; количество малых предприятий, количество институтов поддержки инноваций, что позволило уточнить показатели мониторинга ИКУ как сложного объекта оценки (С. 96-101; 103-108);
  4. разработана новая модель комплексной оценки стоимости ИКУ, представляющая собой сумму дисконтированных денежных потоков от реализуемых вузом образовательных программ, научно-исследовательской деятельности и программ трансфера знаний, скорректированную на индекс, характеризующий изменение стоимости ИКУ под влиянием значимых нефинансовых факторов и определяемый на основе многофакторной панельной регрессии, построенной на базе выборки показателей деятельности 449 вузов за 6-летний период. Разработанная модель может применяться самим вузом в целях повышения отдачи от его интеллектуального потенциала и Минобрнауки для рейтингования университетов по величине ИКУ, в том числе, в целях обоснования программ финансирования (С.112-123);
  5. предложены основные направления совершенствования методического обеспечения развития стоимостной оценки ИКУ, включающие: научно-практические рекомендации по совершенствованию публичной отчетности университета; предложения по внедрению и использованию в практике отчета об ИКУ; алгоритм проведения стоимостной оценки ИКУ. Представленные разработки могут быть применены для оценки эффективности развития университета и принятия решений о финансировании его деятельности (С. 123-140; 143-149).

Теоретическая значимость работы состоит в развитии положений теории стоимостной оценки интеллектуального капитала в части определения специфики интеллектуального капитала университета как объекта оценки; выявления ключевых факторов, влияющих на формирование оценки интеллектуального капитала университета. Результаты диссертационного исследования составляют теоретическую основу для развития методического инструментария стоимостной оценки интеллектуального капитала университетов и мобилизации деятельности университетов по капитализации имеющегося интеллектуального потенциала.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения российскими вузами модели оценки стоимости интеллектуального капитала университета третьего поколения на основе комплексного учета как финансовых, так и нефинансовых показателей. Самостоятельное практическое значение имеют алгоритм оценки стоимости интеллектуального капитала университета и методические рекомендации по применению модели оценки интеллектуального капитала университета. Полученные в рамках исследования результаты могут быть использованы университетами для проведения оценки стоимости интеллектуального капитала учредителями университетов и их потенциальными инвесторами для принятия решений о финансировании университетов и их развитии, образовательными организациями при преподавании дисциплин, связанных с основами оценки интеллектуального капитала.

Степень достоверности, апробация и внедрение результатов исследования. Достоверность результатов исследования основана на том, что выдвинутые на защиту положения соответствуют теории оценочной деятельности и финансов, а также проводимым в данных областях исследованиях. Предлагаемые в работе выводы основаны на результатах анализа фактических данных об интеллектуальном капитале университетов.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [742.64 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх