Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Синергия как инструмент современного менеджмента, ориентированного на рост стоимости компании

Синергия как инструмент современного менеджмента, ориентированного на рост стоимости компании

Информация о диссертационном исследовании

Иванов Дмитрий Арвидович

Синергия как инструмент современного менеджмента, ориентированного на рост стоимости компании

  • Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)
  • Автореферат  диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2020
  • Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. Спецификой модернизации российских компаний стало одновременное улучшение всей системы менеджмента по всем направлениям, в отличие от зарубежных предприятий, непрерывно модернизировавших свои системы на протяжении достаточно длительного промежутка времени. За короткий период в России были опробованы различные подходы и инструменты зарубежной практики в различной последовательности и масштабах и, как следствие, с различной эффективностью. На сегодняшний день современные российские экономические условия вносят свои коррективы в развитие бизнеса. Высокие макроэкономические риски, снижение объемов внешнего и внутреннего инвестирования заставляют топ-менеджеров искать иные механизмы повышения конкурентоспособности и источники увеличения стоимости компании. Одним из таких заслуживающих внимания механизмов является синергия. И не случайно президент Российской Федерации В.В. Путин в контексте анализа источников процветания и благополучия России подчеркнул: «Прежде всего, мы должны ориентироваться на свои собственные интересы, … и получать общий положительный экономический эффект — синергию».

Используемые на сегодняшний день традиционные представления о синергии, ее определения (дефиниции) и методы оценки синергического эффекта не отвечают потребностям и ожиданиям компаний, особенно когда целью менеджмента является увеличение стоимости компании за счет ее внутренних резервов или изменения формы организации бизнеса. А значит, имеет место несоответствие существующих представлений о понятиях «синергия» и «синергический эффект» уровню решаемых современным предпринимательством задач и вызовов экономики.

Синергический эффект (СЭ) является результатом целенаправленного изменения компании (-ий) при наличии у ее менеджмента компетенций в

вопросах управления синергией, а вовсе не возникает случайно. Собственников бизнеса и топ-менеджмент интересуют вопросы формирования СЭ в том или ином случае преобразования компании и оценки его влияния на стоимость бизнеса. Вот почему важно выявить особенности проявления СЭ и оценить возможные последствия проводимых менеджментом преобразований/мероприятий, чтобы исключить возможность возникновения отрицательного эффекта синергии и вовремя отказаться от неэффективных решений. То есть необходима разработка подходов и методов оценки СЭ, обусловленного применением самых различных инструментов управления (от реструктуризации до смены организационно-экономической формы (ОЭФ) ведения бизнеса компаниями, имеющей место при формировании некоей интегрированной структуры), обеспечивающих прирост стоимости измененной компании. Однако представления о синергии, связывающие ее лишь со сферой сделок М&А, являясь лишь частным случаем ситуации использования синергии, не дают ответа на эти вопросы.

Следовательно, необходимо обновление теории синергии с самых ее основ — с дефиниций базовых понятий, тем более что в этом плане мнения специалистов в том, что есть синергия, крайне противоречивы и по большей части не системны, тогда как современные реалии развития экономики требуют именно системности проводимых исследований.

Многоаспектность и сложность понятий синергия и синергический эффект обусловили потребность научного осмысления и анализа их характеристик как базового этапа для раскрытия темы данного диссертационного исследования, а также изучения и классификации видов синергии, разработки управленческой схемы формирования и методики стоимостной оценки синергических эффектов различной природы.

В менеджменте широко известно крылатое выражение: «Что невозможно измерить, тем невозможно управлять», — поэтому вопрос стоимостной оценки эффективности менеджмента, использующего такой инструмент как синергию и ориентированного на рост стоимости компании, также чрезвычайно актуален.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что тема данного исследования актуальна, как с научной, так и с практической точек зрения.

Степень разработанности научной проблемы. Вопросы управления изменениями в рамках эволюционного развития и смены форм организации бизнеса представлены в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Коттер, М. Хаммер, Дж. Чампи, и др., а также освещаются в исследованиях отечественных ученых, среди которых следует упомянуть В.Н. Василенко, В.В. Кондратьева, М.И. Круглова, И.И. Мазура, Н.Н. Тарасенко, В.Д. Шапиро и др.

Различные методы оценки синергического эффекта в рамках сделок слияния и поглощения представлены в работах таких специалистов как Г. Бенеке, С. Гарзелло, А. Дамодаран, С. Орсаг, Г. Рудт, Р. Фиорентино, В. Шуринк, а также В.В. Бочаров, М.А. Осипов, Д.В. Тихомиров и др.

Вопросами, связанными с процессами формирования и развития интеграционных образований, исследованиями в области теории синергии занимались такие зарубежные ученые, как И. Ансофф, Д.М. Бишоп, Дж. Фред Вестон, Т. Гранди, П.А. Гохан, А. Грегори, А. Дамодаран, С. Кристофферсон, М. Портер, С. Рид, Т. Роджерс, К. Хэйн, Ф.Ч. Эванс, а также российские ученые, среди которых следует отметить А.Г. Грязнову, С.А. Дятлова, Т.Г. Касьяненко, П.П. Лапшина, Н.Б. Рудыка, Д.В. Тихомирова, М.А, Федотову, А.Е. Хачатурова и др.

Несмотря на то, что в исследованиях специалистов предложено довольно много методов оценки эффекта синергии для случая планирования сделок слияний и поглощений, — всем им свойственны определенные недостатки. Перечислим основными из них:

  • игнорирование специфики проявления эффекта синергии в зависимости от отраслевой принадлежности компании и типа синергии;
  • отсутствие учета возникающих качественных преимуществ при проведении оценки СЭ;
  • оценка и учет лишь единовременного, сразу проявляющегося эффекта синергии, несмотря на наличие часто тех позитивных изменений, которые проявляются позже, по завершении сделки;
  • отсутствие учета (или не полное отражение в расчетах) затрат, понесенных за время преобразования бизнеса.

Наличие подобных недостатков, особенно проявляющихся при реструктуризации компании или в ситуации интеграции компаний (кластерной или сетевой), объективно обусловливает необходимость в совершенствовании методов оценки эффекта синергии.

Объектом исследования являются понятия синергия как инструмент современного менеджмента и эффект синергии, возникающий при использовании этого инструмента в применении к бизнесу компаний различных организационно-экономических форм вне зависимости от их странового размещения.

Предмет исследования — процессы формирования и методы стоимостной оценки синергических эффектов (СЭ) от реализации различных видов и типов синергии, применяемые для целей оценки бизнеса и в управлении, ориентированном на стоимость компании.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является совершенствование положений теории синергии в соответствии с современными реалиями, включающее разработку понятийного аппарата, схем формирования синергического эффекта для синергий различных видов и типов, а также разработка методик оценки положительных синергических эффектов.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  • рассмотреть понятия «синергия» и «синергический эффект»; — и на основе изучения их эволюции и семантики, обновить (актуализировать) известные традиционные представления, дать системные авторские определения, соответствующие современным задачам и вызовам нового этапа развития экономики, для которого характерны процессы интеграции и глобализации;
  • на основе введения системы признаков разработать классификацию видов синергии, создать типологию видов синергии, установить иерархию типов синергии;
  • проанализировать источники синергического эффекта по сферам функционирования компании (ее бизнес-процессам);
  • разработать универсальную схему формирования положительного эффекта синергии для различных типов синергии;
  • на основе критического анализа существующих методик разработать авторскую методику стоимостной оценки синергического эффекта для различных типов синергии, а также разработать рекомендации по ее применению, продемонстрировав их на конкретных примерах.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и западных экономистов, материалы российских периодических изданий (в частности, McKinsey Quarterly), постулаты и принципы теории синергии, теории оценки собственности, теории стратегического менеджмента, в особенности, в части ее направления -управления, ориентированного на стоимость компаниями (VBM).

Методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании автор опирался на методы системного подхода, такие как анализ и синтез, дедукция и формальная логика с использованием графических, аналитических и табличных интерпретаций полученных результатов, а также и специальные методы, такие как метод экспертных оценок, дисконтирование и прогнозирование, методы комбинаторики, финансовый анализ и др.

Информационная база исследования. Информационную, фактологическую и статистическую базу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации; периодические справочные и методические издания Всемирного банка; статистические материалы Росстата; данные с сайтов сети Интернет; материалы всемирно известных консалтинговых фирм (Bain & Company, Ernst & Young, KPMG, Mergers, McKinsey, PriceWaterhouseCoopers — PWC) и др., а также годовые отчеты компаний (бухгалтерская и финансовая отчетность) и другие документы компании НПФ Завод «Измерон».

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены использованием автором общенаучных принципов и методов познания экономических явлений (включая критический анализ) в изучении трудов российских и зарубежных ученых в области стратегического (в том числе стоимостного) менеджмента, нормативно-правовой документации, информации периодических изданий. Достоверность результатов также обусловлена мотивированным выбором методологии исследования, проведением его методами, адекватными предмету, цели и задачам с использованием качественной и количественной оценки и интерпретации полученных результатов на теоретическом и практическом уровнях.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Содержание диссертации соответствует Паспорту научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент), а именно следующим пунктам: 10.8. «Теория и практика управления интеграционными образованиями и процессами интеграции бизнеса»; 10.15. «Стратегический менеджмент, методы и формы его осуществления. Внешняя и внутренняя среда организации. Процесс и методы разработки и реализации стратегии. Развитие форм стратегического партнерства. Содержание и методы стратегического контроля. Корпоративные стратегии, оптимизация размера фирмы и вертикальная интеграция, стратегии диверсификации. Формирование и управление цепочками создания ценности. Конкурентоспособность бизнеса» и 10.17. «Корпоративное управление. Формы и методы корпоративного контроля. Управление стоимостью фирмы».

Научная новизна результатов исследования состоит в системной разработке понятийного аппарата и схем формирования синергического эффекта синергий различных типов в соответствии с введенной их иерархической типологией и в создании авторской методики стоимостной оценки синергических эффектов от реализации различных типов синергии. Тем самым, научная новизна результатов исследования заключается в развитии теории синергии, адекватной современному этапу состояния мировой и отечественной экономики, а также теории стратегического управления, ориентированного на стоимость.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:

  1. Разработан современный понятийный аппарат теории синергии, включающий в себя системные авторские определения понятий «синергия» и «синергический эффект», лишенные выявленных недостатков традиционных определений.
  2. Введена авторская типология видов синергии, обладающая иерархической структурой, а также исследованы источники проявления эффекта синергии для различных видов и типов синергии.
  3. Предложена универсальная схема проведения анализа процесса формирования положительного синергического эффекта (ПСЭ) для любого типа синергий — цепочка формирования ПСЭ.
  4. Разработаны авторские универсальные схемы формирования совокупного синергического эффекта синергий всех трех введенных автором типов: синергии реструктуризации (ССЭР), объединения (ССЭО) и интеграции (ССЭИ). В отношении синергии интеграции представлена авторская концепция формирования ССЭИ, обусловленного появлением межфирменных связей во вновь образованной интегрированной структуре.
  5. Предложена авторская методика стоимостной оценки синергических эффектов от реализации различных типов синергии, в том числе обусловленных проведением целенаправленной процедуры реструктуризации компании, осуществлением сделки слияния/поглощения двух компаний или формированием интегрированной структуры ведения бизнеса (объединением нескольких компаний в кластер или сеть).

Теоретическая значимость. Результаты исследования представляют собой научный вклад автора в развитие и актуализацию теории синергии и совершенствование инструментария стоимостного менеджмента.

Представленные в диссертационной работе схемы формирования синергических эффектов, получаемых в результате реализации стратегий, нацеленных на полноценное использование механизма синергии (ее различных видов и типов) и обеспечивающих рост стоимости компании, а также методика их стоимостной оценки необходимы как для повышения эффективности управления конкретными субъектами хозяйствования, так и для повышения конкурентоспособности российского предпринимательства в целом, а, значит, и всей национальной экономики.

Практическая значимость. Результаты и основные положения исследования могут быть использованы в процессе функционирования как производителями (предприятиями, фирмами), так и институциональными структурами (инвестиционными банками и фондами прямых инвестиций) для более точной оценки принимаемых менеджментом решений, касающихся использования синергии различных видов и типов и нацеленных на повышение стоимости компаний. Они также могут быть применены в учебном процессе по дисциплинам, включенным в учебные планы университетов и связанным с управлением компаниями, а также инвестиционной и оценочной деятельностью, такими как «Инвестиционный анализ», «Оценка бизнеса», «Стратегический менеджмент», «Управление, ориентированное на стоимость компании» и др.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [963.27 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх