Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков

Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков

Информация о диссертационном исследовании

Алабед Алкадер Наиеф

Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе  государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков

  • Специальность 5.2.4. Финансы
  • Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. Финансирование различных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в последние годы востребовано в мировой практике в качестве способа поддержки инфраструктуры различных видов экономической деятельности: транспорт (строительство дорог, в том числе железнодорожных путей, мостов, тоннелей аэропортов и морских портов), социальная сфера (поликлиники и больницы, учебные учреждения, социальное жилье), жилищно-коммунальное хозяйство (проекты по водоснабжению, очистке сточных вод, утилизация отходов). Однако, как правило, финансирование проектов по развитию инфраструктуры с использованием ГЧП оторвано от генеральной стратегии социально-экономического развития регионов реализации проектов.

Вместе с тем сложившиеся экономические условия способствуют поиску предприятиями оптимальных инструментов привлечения ресурсов и источников финансирования. Это влечет за собой необходимость формирования базовых основ осуществления таких инфраструктурных проектов на различных уровнях. Во всех странах государственный сектор не может полностью финансировать проекты развития инфраструктуры, поэтому необходимо привлекать частных партнеров и негосударственные источники, обеспечивающие финансирование создания объектов инфраструктуры.

Существующие проблемы финансирования инфраструктурных проектов определяют необходимость анализа различных подходов к реализации данного процесса, детальной проработки договоров на этапе обсуждения инфраструктурного проекта, а также разработки механизма реализации проектов, что обусловлено возникновением постоянных корректировок, связанных с поиском более эффективных механизмов финансирования проектов развития инфраструктуры на основе ГЧП. На современном этапе практически отсутствуют эффективные инструменты или методики, помогающие комплексно оценить большое количество финансовых рисков, возникающих на этапе реализации инфраструктурных проектов, финансируемых на основе ГЧП.

Следовательно, существует объективное противоречие между потребностью финансирования инфраструктурных проектов по модели ГЧП и отсутствием методов комплексной оценки финансовых рисков, возникающих в процессе финансирования таких проектов. Данное противоречие определяет проблему исследования: невозможность оценить эффективность моделей ГЧП и развивать механизмы финансирования проектов инфраструктуры при наличии недостатков механизма выбора частных партнеров и источников финансирования проектов развития инфраструктуры и отсутствие механизма качественной и количественной оценки финансовых рисков, возникающих в инфраструктурных проектах.

Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью устранения выявленных противоречий путем разработки направлений развития механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков.

Степень научной разработанности проблемы. Возможности совершенствования механизма финансирования проектов инфраструктуры на основе ГЧП, вопросы выбора частных партнеров и источников для финансирования проектов развития инфраструктуры на основе ГЧП, проблемы оценки возникающих финансовых рисков при реализации инфраструктурных проектов, улучшения качества взаимодействия государственных органов с частным бизнесом в процессе финансирования проектов развития инфраструктуры достаточно широко освещены в работах российских и зарубежных экономистов. Разработка путей повышения эффективности механизма финансирования инфраструктурных проектов на основе ГЧП является важным направлением работ в инвестиционной сфере.

В частности, проблемам развития механизма финансирования инфраструктурных проектов на основе ГЧП посвящены труды следующих российских авторов: Атьков О.Ю., Тулупникова Ю.В., Бруссер П.А., Дробозина Л.А., Ефимова Н.Ф., Жукова Н.С., Захарова Ж.А., Иванов В.С., Шубина Т.В., Литвяков С.С., Маховикова Г.А., Руденок А.С., Слепов В.А., Лимитовский М.А., Ходасевич С.Г.

Существенный вклад в исследование проблем совершенствования механизма взаимодействия государства и бизнеса в процессе финансирования проектов развития инфраструктуры внесли Амунц Д.М., Анфимова М.Л., Варнавский В.Г., Волков Д.С., Воротников А.М., Казак А.Ю., Карпова Д.П., Клинова М.В., Козлов А.А., Кузина О.Е., Ларин С.Н., Максимов В.В., Григорьева Е.М., Осинцев Ю.В., Сазонов В.Е., Фильченков В.А.

В последние годы проблеме привлечения частного бизнеса и использования финансовых инструментов для обеспечения реализации проектов развития инфраструктуры на основе ГЧП в России уделяли внимание Аржаник Е.П., Агафонова Т. П., Ахмедов Ф.Н., Быстряков, А.Я., Дадеркина Е., Дмитриева Е.А., Долганова О.И., Ежов Ю.А., Коженко Я. В., Мурадова Ю.А., Пономарев А.С., Савенкова Е.В., Томашевский Е.Ю. Проблемам оценки финансовых рисков, возникающих при реализации проектов на базе ГЧП, посвящены труды Альгина В., Анфимовой М.К., Бондаренко Е.Ю., Дмитриевой Е.А., Ивановой Е.В., Кабашкина В.А., Кошарец Н.С., Островской Э., Узенберга А.И., Фирсовой А.А.

Проблемы оценки риска финансирования инфраструктурных проектов рассматривались и в работах зарубежных авторов: Акинтой А., Бек М., Вилкинсон С., Кавалски К.Ж., Копенхам Д., Крвал Ж.Б., Лью Т., Пила Т.Ж., Платин А.Х., Сарновски М., Хаам В., Хардкастэл С., Щин Л.Ю. Тем не менее недостаточно разработанными остаются вопросы оценки финансового риска, исследуемой в диссертации категории проектов.

Актуальность и недостаточная научная разработанность вопросов развития механизма финансирования проектов инфраструктуры на основе ГЧП, а также выбора частных партнеров и источников финансирования определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и основные задачи.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка теоретико-методического обоснования выбора частных партнеров и источников финансирования с целью совершенствования механизма финансирования проектов

для развития инфраструктуры системы государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков. Для достижения цели в диссертации поставлены и решались следующие задачи исследования:

  • определить категориальный аппарат механизма финансирования инфраструктурных проектов на основе ГЧП;
  • обосновать систему приоритетных направлений развития механизма финансирования инфраструктурных проектов на основе ГЧП;
  • разработать методику выбора источника финансирования проекта развития инфраструктуры на базе ГЧП в соответствии с выбранной стратегией финансирования;
  • сформировать алгоритм отбора частных партнеров в процессе финансирования проектов развития инфраструктуры ГЧП;
  • разработать модель оценки финансовых рисков в проектах развития инфраструктуры на основе ГЧП в России.

Объектом исследования является механизм финансирования проектов развития инфраструктуры на базе ГЧП с учетом финансовых рисков.

Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих в результате взаимодействия государственных органов и предприятий частного сектора в процессе разработки и реализации проектов развития инфраструктуры с учетом финансовых рисков.

Теоретическая основа исследования включает фундаментальные научные труды российских и зарубежных исследователей, посвященные вопросам формирования, адаптации и развития механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков.

Методологической основой исследования являются методы моделирования, факторного и структурного анализа, системный подход. В диссертации использованы методы сравнения, описания, классификации, систематизации, квалиметрического анализа, в том числе проектного и статистического, а также метод экспертных оценок, ретроспективный анализ, нормативно-правовой метод.

Эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты, программные документы (государственные программы, национальные проекты), материалы о реализации зарубежных проектов в области государственно-частного партнерства и оценки финансовых рисков с учетом мирового опыта научно -технологического и цифрового развития экономики, статистические данные различных ведомств, результаты анкетирования и опросов по теме исследования и государственная отчётность по реализованным проектам.

Область диссертационного исследования. Тема диссертационного исследования и его содержание соответствуют требованиям паспорта специальности Высшая Аттестационная Комиссия 5.2.4 Финансы.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по развитию механизма финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков, возникающих при реализации проектов ГЧП в области инфраструктуры. Наиболее существенные результаты исследования, характеризующие научную новизну и личный вклад автора, состоят в следующем:

  • определен категориальный аппарат исследования в части авторской трактовки понятия «механизм финансирования инфраструктурных проектов на основе ГЧП», раскрывающего принципы консолидации элементов рассматриваемого механизма в единый комплекс финансовых операций на основе адаптации классических блоков в структуре механизма финансирования применительно к проектам на базе ГЧП, что позволяет систематизировать элементы механизма финансирования проектов развития инфраструктуры на базе ГЧП, а также избежать переплетения (смешения) сущности предлагаемого механизма с понятием «финансовый механизм»;
  • выявлены риски и приоритетные направления развития механизма финансирования проектов инфраструктуры на основе ГЧП путем формирования специальной совокупности финансовых инструментов, учитывающей финансовые риски взаимодействия государства и частного бизнеса и обеспечивающей условия финансирования социальных объектов инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, позволяющие оптимизировать выбор метода финансирования и формирование совокупности финансовых инструментов, обеспечивающих финансирование социальных объектов инфраструктуры;
  • предложена методика выбора источников финансирования проектов развития инфраструктуры посредством введения в ее состав таких факторов как: а) специфические финансовые риски, возникающие в процессе взаимодействия государства и частного бизнеса в проектах развития инфраструктуры на базе ГЧП; б) выбранный тип стратегии финансирования; в) заданные параметры оценки эффективности финансирования; г) также целевые показатели совершенствования процесса реализации социальных проектов развития инфраструктуры, реализуемых на основе ГЧП, что повышает эффективность реализации инфраструктурных проектов с использованием ГЧП;
  • сформирован алгоритм выбора частных партнеров в процессе финансирования проектов развития инфраструктуры ГЧП с учетом следующих параметров: наиболее справедливая стоимость услуг частного предприятия; размер активов крупных компаний, у которых доля выплачиваемых дивидендов превышает долю денежных средств, направленных в резервный фонд; а также комплекс ограничений существующих финансовых моделей, основанных на зарубежном опыте осуществления проектов ГЧП, адаптированных к российским условиям, дающий возможность выбора для участия в ГЧП наиболее эффективных частных партнеров, имеющих наилучший для проекта экономический потенциал;
  • разработана модель оценки и классификации финансовых рисков в инфраструктурных проектах с использованием теории нечетких множеств (a fuzzy synthetic evaluation approach), основу которой составляет общий индекс риска (ORI — Overall Risk Index), которая оптимизирует количественную оценку степени каждого отдельного финансового риска в конкретной критической группе инфраструктуры, а также общий финансовый риск частного партнера в течение жизненного цикла реализуемого проекта развития инфраструктуры и способствует распределению проектов по портфелям эффективности на основе государственно-частного партнерства.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений и методической базы финансирования инфраструктурных проектов с использованием механизма ГЧП, определении актуальных инструментов и методов развития механизмов финансирования, а также в разработке методов количественной оценки финансовых рисков в процессе реализации проектов развития инфраструктуры на базе ГЧП. Теоретические положения могут применяться в учебных курсах «Государственные и муниципальные финансы», «Финансирование инвестиционных проектов», «Оценка эффективности инвестиционных проектов».

Практическая значимость исследования состоит в разработанных моделях, алгоритмах, методиках и инструментах, предназначенных для совершенствования процесса выбора источников финансирования, оценки финансовых рисков и моделирования финансовых параметров инфраструктурных проектов, реализуемых на базе ГЧП. Предложенные модели могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации в процессе анализа и управления реализацией проектов развития инфраструктуры на базе ГЧП для улучшения механизма финансового взаимодействия государственного и частного сектора. Разработанные рекомендации по классификации и оценке рисков инфраструктурных проектов, а также новые методы повышения эффективности механизма финансирования проектов развития инфраструктуры на базе ГЧП могут быть использованы экспертным советом при НП «Центр развития ГЧП», Министерством экономического развития России, Министерством строительства и ЖКХ России, Министерством науки и высшего образования России и контрольными органами на всех этапах отбора, планирования и осуществления проектов развития инфраструктуры с использованием механизма ГЧП.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [460.01 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх