Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития

Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития

Информация о диссертационном исследовании «Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития»

Шацкая Ирина Вячеславовна

Концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития

  • Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Год защиты: 2021
  • Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет»

Основные положения диссертации

Актуальность исследования. Вопрос кадрового обеспечения наглядно отражает специфику инновационной экономики России. В условиях освоения наукоемких технологий, информатизации и цифровизации отраслей экономики и социальной сферы, а также роста числа научных открытий высококомпетентные кадры самых разных направлений и специальностей, включая естественнонаучные, технические, гуманитарные и др., готовые к инициативной, созидательной деятельности, становятся ведущей движущей силой инновационного развития и ключевым субъектом национальной инновационной системы.

Важная роль в структуре высококомпетентных кадров отводится инженерам высшего квалификационного уровня, дефицит которых представляет существенное препятствие для научно-технологических преобразований в экономике. Доля выпускников образовательных организаций, получивших образование по направлениям подготовки в области инженерного дела, технологий и технических наук, составляет примерно 32% общей численности выпуска1. При этом спрос на инженерно-техническое образование со стороны абитуриентов с каждым годом растет, и количественная потребность в инженерных кадрах постепенно восполняется. Однако, как отмечает академик А.Г. Аганбегян, «роль экономики знаний как главной составной части человеческого капитала все время возрастает. И во все большем числе отраслей качество рабочей силы является определяющим условием эффективности развития»2. Поэтому требует решения задача восполнения потребности в качественной профессиональной подготовке и в приросте численности инженеров дефицитных профилей, например, инженеров-разработчиков инновационных продуктов, исследователей данных или процессных аналитиков. Цифровая трансформация предприятий способствовала формированию спроса на инженерно-управленческие кадры, сочетающие в себе технические знания и управленческие навыки в отношении производственно-технологических систем, — руководителей по цифровому проектированию и процессам, бизнес-архитекторов, руководителей по работе с данными и др. Преодоление дефицита высококвалифицированных инженеров требует формулирования концептуальных основ стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития, переосмысления роли системы высшего технического образования, обеспечивающей воспроизводство инженеров, которые наряду с представителями иных профессий будут выступать в качестве лидеров инноваций, формирующей у них «опережающее» мышление. Одной из приоритетных целей экономической политики России в XXI в. должна стать поддержка инновационного развития на основе максимальной концентрации профессионалов в сфере высококвалифицированного труда, чья компетентность будет основана на прогрессе фундаментальных и прикладных знаний и готовности их практического применения. Достижение этой цели предусматривает повышение общественной роли профессиональных знаний и высокую мотивацию квалифицированного труда, а также расширенное воспроизводство кадрового инновационного потенциала на основе регулирования процессов принятия и реализации стратегических решений3.

Современные программные документы политического руководства России свидетельствуют о его заинтересованности в реализации перечисленных задач. В принятом 08 ноября 2021 г. Указе Президента В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» отмечается необходимость мер правового и организационного характера в сфере стратегического планирования, включая меры кадрового обеспечения, «что позволит создать условия для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития»4. К задачам Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» относится «формирование экономики знаний и высоких технологий»5; к ожидаемым результатам до 2024 г. Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» относится обеспеченность цифровой экономики непрерывно обновляемым кадровым потенциалом и повышение цифровой компетентности граждан6; в состав целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей развития России до 2030 г. входят создание эффективной системы высшего образования, а также достижение ее «цифровой зрелости»7. Актуальность исследования подтверждается также повышенным вниманием современной мировой науки к состоянию рынка труда, к примеру, лауреатом Нобелевской премии по экономике в 2021 г. стал Д. Кард, исследовавший, в том числе, влияние образования на заработок выпускников8.

Характерной чертой четвертой промышленной революции является образование глобального информационного пространства, которое трансформирует институциональную среду, а также процессы, происходящие в экономике, в свою очередь инновации, которые с огромной скоростью распространяются на всех стадиях воспроизводства, становятся движущей силой экономического развития, а генератором знаний, равно как и их потребителем, выступает человек — носитель соответствующих компетенций и опыта. При этом стратегическое управление кадровым обеспечением инновационного развития представляет собой важнейший процесс принятия и воплощения стратегических решений, связанных с развитием человеческого потенциала на предприятии, в регионе, на национальном и глобальном уровнях. Как отмечает И.В. Новикова, «отсутствие четкой стратегии может привести к неэффективному использованию ресурсов и многочисленным затратам»9. По этой причине образовательным организациям высшего технического образования в кооперации с инновационными предприятиями при самой активной роли государства критически важно сосредоточиться на качественной профессиональной подготовке созидателей -прежде всего, инженеров с достаточным уровнем цифровой компетентности, при участии которых возможно создание новой инновационной парадигмы -экономики знаний, способствующей цифровой трансформации экономических систем, их технологической модернизации и инноватизации, а в совокупности — сохранению России в качестве целостного суверенного государства.

Стратегирование профессиональной подготовки инженерных кадров в системе стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития представляет ценность для теории управления инновациями, а также практическую значимость в обеспечении инновационно-технологического и цифрового развития России. Изложенные обстоятельства определили актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Существенный вклад в развитие теории инноваций и управления инновациями внесли такие зарубежные и отечественные ученые как А.И. Анчишкин, Дж. Бернал (John D. Bemal), С.Ю. Глазьев, М. Калецкий, Н.Д. Кондратьев, С. Кузнец (Simon S. Kuznets), Т. Кун (Thomas S. Kuhn), В.Л. Макаров, Г. Менш (Gerhard O. Mensch), В.В. Окрепилов, Р. Солоу (Robert M. Solow), Б. Твисс (Brian Twiss), Э. Фелпс (Edmund S. Phelps), Й. Шумпетер (Joseph A. Sсhumpeter), Ю.В. Яременко и др. Исследование управления знаниями как исходным компонентом инноваций нашло отражение в трудах А.Г. Аганбегяна, Д. Белла (David Bell), С.Д. Бодрунова, А.Л. Гапоненко, А.И. Добрынина, В.Л. Иноземцева, А.Д. Некипелова, Б.З. Мильнера, П. Друкера (Peter F. Drucker), Р.М. Нижегородцева, Э. Тоффлера (Alvin Toffler), Б.Г. Юдина и др.

В основу диссертационного исследования легли теоретико-методологические результаты научно-методологической и практической школы стратегирования, функционирующей под руководством академика, иностранного члена Российской академии наук, доктора экономических наук, профессора В.Л. Квинта.

Разработка концепции стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития базируется на трудах А.И. Архипова, А.В. Быстрова, Н.П. Голубецкой, Д.М. Журавлева, Т.И. Заславской, В.С. Катькало, М.А. Макарченко, И.В. Манаевой, М. Мэлоуна (Michael S. Malone), И.В. Новиковой, М. Портера (Michael Porter), Т.О. Толстых, А.М. Фадеева, Э. Фелпса (Edmund S. Phelps), Л. Эдвинстона (Leif Edvinsson) и др.

Институциональную организацию и эволюционные процессы в экономике исследовали Л.И. Абалкин, К.Л. Астапов, А.Р. Бахтизин, С.Д. Бодрунов, С.Ю. Глазьев, Дж. Гэлбрейт (John K. Galbraith), С.С. Дзарасов, Н.Д. Кондратьев, В.Л. Макаров, А.Д. Некипелов, К. Поппер (Karl R. Popper), Б.Н. Порфирьев, В.А. Шамахов и др.

Важность социальных приоритетов в реформировании государственного управления многократно подчеркивалась в исследованиях А.Г. Аганбегяна, О.Т. Богомолова, И.В. Грошева, А.Б. Докторовича, С.П. Ковалева, Е.Б. Ленчук, П.Л. Лаврова, И.В. Новиковой, О.С. Сухарева и др.

С целью определения стратегических приоритетов развития системы профессиональной подготовки в контексте инновационного развития экономики были проанализированы исследования Б. Джонстона (Bill Johnston), Г. Ицковица (Henry Etzkowitz), Т.Л. Клячко, Я.И. Кузьминова, Л. Лейерсдорфа (Loet A. Leydesdorff), Ш. Макнейл (Sheila MacNeill), Р.М. Нижегородцева, В.В. Окрепилова, Ю.Б. Рубина, Л.В. Санковой, И.А. Фирсовой, В.А. Шамахова и др.

Система образования как источник инвестиций в человеческий потенциал в интересах инновационного развития экономики исследуется в научных трудах В.Е. Гимпельсона, Э. Денисона (Edward F. Denison), Р.И. Капелюшникова, А.В. Мяскова, В.А. Садовничего, И.В. Соболевой, Т. Шульца (Theodore W. Schultz) и др. Проблеме инновационного развития на основе совершенствования управления его кадровым обеспечением в последние годы уделяется пристальное внимание, вместе с тем, многие его аспекты остаются недостаточно изученными или требуют критического переосмысления. Речь идет о необходимости концептуализации теоретико-методологических характеристик стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития; переосмыслении роли государства, системы высшего технического образования, инновационных предприятий в его реализации; о поиске научно обоснованных управленческих решений, направленных на достижение максимального эффекта от сформулированной и реализуемой стратегии. Эти обстоятельства предопределили выбор темы, цель и задачи исследования и его структуру.

Целью исследования является разработка теоретико-методологических основ стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития российской экономики.

Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

  • проанализировать теоретические представления об управлении инновациями, о сущности и роли знания как исходного компонента инноваций и системы высшего образования как фактора инновационного развития российской экономики;
  • на примере высшего технического (инженерного) образования разработать теоретико-методологические характеристики стратегирования и концептуальную основу стратегии профессиональной подготовки кадров, а также основные положения концепции стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития российской экономики;
  • провести анализ кадрового обеспечения инновационного развития на основе обзора глобальных трендов и национальных особенностей инновационно -технологического развития и внедрения цифровых технологий;
  • определить факторы расширенного воспроизводства кадрового инновационного потенциала и ресурсные возможности кадрового обеспечения инновационного развития российской экономики;
  • сформулировать концепцию согласования государственных, корпоративных, индивидуальных интересов на основе развития системы стратегического партнерства образовательных организаций высшего технического образования с инновационными предприятиями в инновационном развитии;
  • сформулировать систему и развить методы стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития российской экономики;
  • предложить направления дальнейшего развития системы профессиональной подготовки инженерных кадров в условиях инновационной экономики.

Объектом исследования является система стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития российской экономики.

В качестве предмета исследования рассматриваются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили теоретико-методологические результаты научно-методической и практической школы стратегирования, функционирующей под руководством академика, иностранного члена Российской академии наук, доктора экономических наук, профессора В.Л. Квинта, а также теории инновационного развития, управления знаниями, управления инновациями. В зависимости от поставленных задач в работе применены следующие методы и приемы исследования: ретроспективный, системный и статистический анализ, обобщение, аналогия, научная абстракция, экспертные суждения и др. Использование данных методов и приемов, а также большой объем статистической информации позволили автору обеспечить достоверность исследования и обоснованность его выводов.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, постановления, распоряжения, программы Правительства Российской Федерации. Статистическую базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, официальные данные Министерств и ведомств Российской Федерации, результаты научных исследований автора, проводимых в рамках научного направления Научной школы Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет», а также информация, опубликованная в научных трудах отечественных и зарубежных авторов, и материалы, размещенные в сети Интернет.

Соответствие диссертации паспорту научных специальностей. Диссертационное исследование проведено в соответствии с Паспортом специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)»: 2.1. «Развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельности; совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах»; 2.15. «Исследование направлений и средств развития нового технологического уклада экономических систем»; 2.22. «Разработка методологии проектного управления инновационным развитием хозяйствующих систем»; 2.29. «Совершенствование методологии управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в получении конкретных теоретико-методологических и прикладных результатов в области концептуализации стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития российской экономики, и включает следующие пункты:

  1. Развит понятийный аппарат структуры кадрового инновационного потенциала предприятия. Предложена экономическая категория «Система управления развитием интеллектуальных работников инновационного предприятия» как элемент кадрового инновационного потенциала, изложенная в виде множества, включающего ряд компонентов (формализованная трудовая деятельность с заданным результатом; способы реализации потребности в саморазвитии работника и др.).
  2. Предложена концепция стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития. В основу концепции заложена стратегия профессиональной подготовки инженерных кадров. В качестве методологической основы стратегии использована теория стратегии и методология стратегирования В.Л. Квинта. Обоснована самостоятельная категория стратегирования — политика — в качестве агрегации и интеграции стратегии и тактики профессиональной подготовки инженерных кадров в единую систему ее адаптации к потребностям инновационной экономики в кадровом обеспечении.
  3. На основе эволюционного подхода обобщен исторический опыт трансформации системы профессионального образования, предложена классификация этапов трансформации. Отличительной особенностью классификации является подчинение этапов «волнам трансформации», смена которых подвержена влиянию системообразующего импульса внешней среды (грамотность населения, кадровое обеспечение индустриализации экономики и др.) и внутреннего потенциала эволюции образования (повышение доступности образования, количество научных открытий и др.). В результате ретроспективного анализа динамики основных показателей, характеризующих развитие системы профессионального образования, выявлены циклы в динамике численности и выпуска обучающихся.
  4. Разработаны и апробированы: система оценки сообразности управления образованием приоритетам государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики; коэффициенты осознанного зачисления абитуриентов в образовательную организацию высшего технического образования и осознанного трудоустройства ее будущих выпускников.
  5. Разработана методология проектного управления стратегическим партнерством образовательных организаций высшего технического образования с инновационными предприятиями в инновационном развитии, предложены подходы к организации проектного управления и его альтернативные стратегии. Сформулированы классификация SMART-целей проектного управления и показатели их результативности.
  6. Предложен подход к построению модели «Цифрового университета», центральным понятием которого является цифровая стратегия образовательной организации высшего технического образования, которая базируется на четырех ключевых элементах: люди, цифровая культура, стратегическое выравнивание и данные. Находясь во взаимосвязи с основными и вспомогательными процессами в деятельности образовательной организации, данные элементы приводят в движение механизм ее цифровой трансформации.
  7. Разработана система взаимодействия образовательных организаций высшего технического образования с инновационными предприятиями по поводу организации практической подготовки обучающихся. Предложены показатели, характеризующие формирование инновационного поведения у обучающихся в области инженерного дела, технологии и технических наук, а также показатели результативности их практико-ориентированной подготовки для инновационных предприятий с позиции государства, инновационного предприятия, обучающегося на основе критериев продуктивности и ресурсоемкости.
  8. Предложено создание центров дополнительного профессионального образования (центров обучения) в структуре системы управления развитием интеллектуальных работников инновационных предприятий. Рекомендовано использовать центры обучения в качестве площадки для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего технического образования. Разработаны показатели, характеризующие результативность сотрудничества центров обучения с образовательными организациями.

Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, полученные лично автором, обладающие научной новизной, раскрываются в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Сформулированный понятийный аппарат структуры кадрового инновационного потенциала предприятия предоставляет целостное видение управления его человеческим потенциалом, что позволяет комплексно подойти к разработке концепции кадрового обеспечения инновационного развития.
  2. Концептуальные положения стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития позволяют сформулировать эффективную стратегию профессиональной подготовки инженерных кадров.
  3. Выделенные этапы трансформации системы профессионального образования, в большей степени соответствующие инновационным процессам в экономике и господствующему технологическому укладу, а также присущие им особенности, подчеркивают возрастание роли образования в инновационном развитии России и ориентированы на формирование основных компонентов стратегического видения профессиональной подготовки инженерных кадров.
  4. Система оценки сообразности управления образованием приоритетам государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики может быть использована при анализе уровня насыщенности рынка труда специалистами, обладающими знаниями, навыками и уровнем квалификации, сочетающимися с мерами государственной инновационной политики.
  5. Определенные при помощи разработанной методологии SMART-цели проектного управления и показатели их результативности позволяют обеспечить успешное инновационное развитие экономики на основе стратегического партнерства образовательных организаций с инновационными предприятиями.
  6. Управление процессами в модели «Цифрового университета» с использованием цифровой стратегии повысит их результативность для всех заинтересованных сторон: образовательной организации высшего технического образования, обучающихся, инновационных предприятий-работодателей.
  7. Система взаимодействия образовательных организаций высшего технического образования с инновационными предприятиями по поводу организации практической подготовки обучающихся обеспечивает информационный обмен между всеми участниками образования и служит формированию у обучающихся инновационного поведения.
  8. Функционирование центров дополнительного профессионального образования при инновационных предприятиях обеспечивает непрерывность образования у интеллектуальных работников и создает условия для повышения квалификации и формирования инновационной компетентности у профессорско -преподавательского состава образовательных организаций высшего технического образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теоретических и методологических положений в области стратегического управления кадровым обеспечением инновационного развития. Выводы, полученные в результате исследования, а также рекомендации могут служить в качестве теоретической основы при разработке новых и актуализации существующих документов в системе управления инновациями на предприятиях и в организациях. Основные положения исследования могут быть использованы при преподавании дисциплин «Управление инновациями», «Управление знаниями», «Стратегическое управление», «Менеджмент в сфере образования» в образовательных организациях высшего образования.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы органами государственной власти, в первую очередь, осуществляющими деятельность по управлению образованием, бизнес-сообществом при проектировании программ инновационного развития, представителями научного сообщества, исследующими проблему кадрового обеспечения инновационного развития России, центрами по поддержке трудоустройства выпускников при образовательных организациях высшего образования в ходе консультирования обучающихся по вопросам личностного и профессионального самоопределения.

Результаты исследования нашли применение в практической деятельности ЗАО «ОКБ САПР» при разработке программы стратегического развития и стратегическом мониторинге системы управления (в части апробации методологии проектного управления стратегическим партнерством образовательных организаций с инновационными предприятиями), ПАО «Пигмент» (в части апробации предложения автора о создании центров дополнительного профессионального образования (центров обучения) в структуре системы управления развитием интеллектуальных работников инновационных предприятий, а также в части апробации системы SMART-целей проектного управления стратегическим партнерством образовательных организаций с инновационными предприятиями и показателей их результативности), ЗАО НПФ «Технохим» (в части апробации системы управления развитием интеллектуальных работников инновационного предприятия). Результаты исследования используются в научной деятельности ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» в рамках исследования роли системы высшего технического образования в инновационном развитии России. Теоретические положения диссертации используются в образовательном процессе Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет» (подтверждено соответствующими справками).

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [806.19 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх