Введение
На протяжении всей писанной истории жизнь государств обуславливалась и до сих пор обуславливается традициями, а их изменение — идеями таких гениев, как Платон, Макиавелли, Ленин, Кейнс, Рузвельт, Мао Цзэдун.
В новое время управление государством определяется к тому же волей диктаторов, таких, как, например, Наполеон. И продолжает определяться такими инновациями как идея чипирования или лидерство из рук власти.
Однако, сейчас, в 21 веке, жизнь государств стала настолько сложной, непредсказуемой и «динамичной», что даже самые талантливые лидеры вместе с элитой их государств и в единстве с гуманистически настроенными гражданами не предотвращают внутренних беспорядков и кровопролитий. Эта ситуация усугубляется на наших глазах. Публично обсуждается проблема удержания власти, вплоть до «манипулирования населением».
Поэтому жизненно необходим анализ и купирование беспрецедентных неувязок, как то: санкции против России, завышение оценки чиновников по сравнению с рабочими и другие. В целом, противоречивое не всегда эффективное управление.
Любая власть вынуждена принимать меры к сохранению своего положения на Олимпе. Без этого невозможно управлять государством. Но лучший способ оставаться сильной, уважаемой и любимой властью – эффективное управление, повышающее свободу, благосостояние, безопасность граждан и страны в целом. Это значит: не удержание власти силой, а использование науки и мудрости «человека разумного» для управления социумом, государством, био- и ноосферой [2, 3, 4, 5]. Ещё раз подчеркнем – необходим переход к синергическим отношениям жизни на Земле.
Управление государством должно быть научно обоснованным. Обоснованным последними достижениями науки. Вариант научно-обоснованной технологии управления государством (ТУГ) представлен здесь. Технология объединяет:
- сбор, мониторинг, оценку, организацию и представление данных, знаний и опыта содержательной значимости, жизненной потребности, часто — «большого масштаба»;
- цифровое моделирование государства специально для управления страной, по критериям и целям конституции, адаптированным к текущему состоянию государства и международному положению, не ограничиваясь экономикой и глобалистикой;
- индивидуализацию моделей государства, включая народ, власть, политику, экономику, культуру, науку и искусство с глубоким обучением моделей и всех компонентов технологии в режиме реального времени;
- анализ ситуации и имитацию вариантов управления с выделением процессов, обуславливающих прогресс, стагнацию и деградацию, а также рукотворные и природные угрозы;
- оптимизацию управления, вернее, экстремацию в рамках последних достижений науки и практики;
- синтез управления по критериям, определённым конституцией и адаптированным к текущему состоянию правительством;
- реализация управления в режиме реального времени, с опережением событий и опираясь на взаимоконтроль правительства и народа на основе предлагаемой технологии (см. следующий пункт);
- в совокупности эти средства и методы составляют самообучающуюся технологию управления государством на основе последних достижений науки [6, 7, 8].
Подчеркнем, что основные вербальные и даже формализованные положения научных основ управления государством разработаны ещё в прошлом веке В.И. Лениным [9, 10], А.И. Китовым [11, 12], А. И. Бергом и др. [13, 14], В.М. Глушковым [15, 16], специально отмечены, например, А.В. Кутейниковым и В.В. Шиловым [12], а также другими учёными и практиками, авторами НЭПа, ЕГСВЦ, ОГАС, АСУ, СЭД, мир-3, Government as a Platform и аналогичных проектов [17, 18, 19, 20].
Результаты исследований
Государство как объект управления. Уточним это понятие в нужном для управления смысле. Государство будем рассматривать как целостную совокупность народа (граждан), власти (элита и чиновники), экономики (ЧК, ФК, территория) и культуры (умения, традиции, искусство, идеология, гуманизм). Для управления государством используем развитые в инженерной теории и практике теории автоматического регулирования и экстремального управления, например, А.Г. Ивахненко [22, 23], Л.А. Растригина [24, 25]. Сколько-нибудь полно сослаться на эти достижения методологии, теории и практики ну никак невозможно.
Начнём с простейшей (представленной на рис. 1), но вместе с тем классической, схемы управления (описана, например, в работах А.Г. Ивахненко [22, 23], Л.А. Растригина [24, 24], Б.М. Менского [26] и во многих других научных публикациях).
Хотя эта схема не сложна, но она имеет строгую математическую интерпретацию, почти необозримое теоретическое расширение и широкое практическое применение. Мы будем постепенно её преобразовывать в направлении отображения государства и, в результате, наметим принципиально новые практически реализуемые возможности применения. При этом мы сохраним конструктивность и интерпретируемость математической теории управления.
Напомню, что вектор функций (Y) этой САУ (см. схему) зависит от своих свойств (Кo) и структуры (обозначим как О), управляющих воздействий (U) регулятора (Р) и воздействий (Z(S)) среды (S). Обозначим эту зависимость следующим образом: Y=O(Ko)[U, Z(S)]. Структура (O) объекта может широко варьировать от систем алгебраических, дифференциальных и интегральных уравнений до логических операторов. Коэффициенты (Кo) – в первом приближении удобно принять постоянными величинами. Внешние и внутренние воздействия (помехи, шум) могут быть приложены к коэффициентам, могут менять функции непосредственно.
Управление (U) формирует регулятор (Р(Кр). Кр – закон регулирования (свойства регулятора), заложенные в него, при его создании, а m – ошибка управления. Обозначим эти взаимоотношения: U=Р(Кр)(m). Ошибка – это отклонение вектора наблюдаемой части (Y*(ОС(Y) вектора Y от задающей величины или вектора целей управления G: m = G – Y*(ОС(Y). ОС – может выполнять вдобавок фильтрацию, отбор и организацию данных об объекте управления. В результате САУ выполняет в зависимости от закона регулирования функции стабилизации, слежения, программного управления, форсажа и др. В дальнейшем я не буду использовать математическую интерпретацию схем, поскольку это другая задача и форма описания не статейная, а скорее в виде монографии или даже научного отчёта. Здесь же сошлюсь на примеры [7], монографии [27], статью [28].
Рис.1. Классическая блок-схема системы автоматического регулирования и управления (САУ, если акцент на управлении)
Обозначения: Y – вектор функций. О(К) – управляемый объект (удобно принять, что О отражает его структуру, а Ко – параметры или свойства). Z – помеха. S – среда. U – управление. U – управление высшего (второго) уровня иерархии. Р(Кр) — регулятор, Кр, m – ошибка регулирования. G – задающая величина (вектор). G – вектор фундаментальных целей. ОС – обратная связь. Y* — контролируемая часть Y. Жирным шрифтом даны параметры, внешние по отношению к системам автоматического управления (САУ)
Теперь положим, что объект управления — это государство (см. схему на рис. 2). Не всё государство, а только базовая часть страны, которая определяет её целостность (как это сделано, например, у Чернавского Д.С. с соавторами [29]). То есть, выделим главные функции (благосостояние, безопасность, свобода волеизъявления, предпринимательство и т. п.), определяющие жизнь и развитие страны, и опираясь на них определим структуру и параметры, необходимые для управления государством в целом (региональные и частные функции оставим регионам и гражданам). Обращаю внимание, что речь не о государственном управлении (the state governance), а об управлении государством (the governance of a state). Государственному управлению посвящено большое количество монографий учебников и статей. Нужных и полезных для госслужащих, да и для граждан РФ [18, 30, 31, 32].
Философское и научное изучение государства начиналось как описание, как оценки и как рекомендации по разрешению противоречий (конфликтов) между народом и властью. Между добром и «надобностью». Между тем, кто создаёт материальные и духовные блага и теми, кто владеет ими, распределяет и присваивает новые [33, 34].
Так вот, этой самой сути государств не оказывается в последнее время достаточного внимания. Хотя признано, что научная часть теории государства начиналась с осознания этого конфликта между властью и трудящимися [33]. Постепенно власть перенесла акцент на качество исполнения их решений чиновниками (бюрократией).
Этому способствовало значимое улучшение жизни граждан тех стран, которые использовали и используют доходы от рабства, прямой и финансовой колонизации. Эти доходы реально и весьма значимо повышали и повышают возможности граждан этих стран и не только граждан, всех людей, работающих на них и обслуживающих их. Более того, метрополии существенно помогают многим странам, которые их поддерживают политически и идеологически. Естественно, эти страны-сателлиты поддерживают и даже превозносят прошлые и сегодняшние метрополии. Но вернусь к модели государства, не к исполнителям воли власти, а к самой власти. Хотя роль и значимость исполнителей сама по себе очень интересна и не сводится к обеспечению оптимального управления [7].
Отнесём к необходимым для управления структуре и параметрам государства человеческий капитал – ЧК (учитывая его гуманистическую нацеленность как важнейшую черту человека), физический капитал – ФК (как материально-интеллектуальное содержание страны), рынок труда – РТ (см. ниже), рынок вещей – РВ, бизнес – Б и власть — В (рис. 2).
Регулятор (рис. 1) может иметь сложную адаптивную систему управления, включая пропорциональные, интегральные и дифференциальные законы регулирования и их объединения. Он может выполнять функции стабилизации, компенсации, слежения, оптимизации и форсажа. Система автоматического управления может при этом обеспечивать многофункциональное взаимосвязанное регулирование [35].
Рис. 2. Государство (ST) как объект управления
Обозначения: Y – вектор функции государства (жирный шрифт). ОС – обратная связь или мониторинг данных (см. далее). U –управление государством. В – власть. ЕX – эксперты. Вектор ошибок управления — m. G – вектор текущих целей (критериев). G – фундаментальных целей государства. С – цели власти. Составляющие государства: ЧК — человеческий капитал (жирный шрифт). ФК – физический капитал. РТ – рынок труда. РВ – рынок вещей. Б – бизнес. В – власть. Пунктир между РВ и РТ обращает внимание на возможность в зависимости от обстоятельств добавить другие элементы и параметры. Фав – фавориты. U – управление высшего уровня иерархии
Вектор Y зависит от структуры (ST, см. рис. 2 и 3) и свойств (параметров: ЧК, Б, РT, ФК, PB) государства: ST(ЧК, Б, РT, ФК, PB, …). Кратко охарактеризую эти параметры во взаимосвязи с т. з. их значимости для управления, так как для управления государством необходимо отразить в модели структуру (рис. 7) и параметры вместе, в целом [2, 7, 8].
Человеческий капитал — сейчас главная характеристика государства, предопределяющая темп развития, степень и становление гуманизма. Даже экономика и обороноспособность не столько зависят от физического капитала, оснащённости армии, ресурсов и т. п, сколько от мужества, компетенции (квалификации), интеллекта, духовного состояния военных и всех граждан страны. Войны в России (1921–1923, 1941-1945), во Вьетнаме (1965-1974), в Афганистане (1991-2022) и Чечне (1994-2000) — тому яркие примеры [5].
Бизнес, банки, биржи определяют распределение средств и ресурсов. При современных их объёмах и распространении имеют колоссальное значение. Как для удовлетворения потребностей, так и для прогресса.
Рынки труда определяют занятость и, как следствие, благосостояние и самореализацию. Особенно молодёжи. Труд перерастает в творчество. Творчество и самосозидание (духовное здоровье граждан и государств) становится основной ценностью. Остриём развития. Его сутью, целью жизни.
Физический капитал — фабрики, заводы, «дома, пароходы», средства связи, индустрия отдыха и развлечений. Определяет согласованность желаемого и реального благосостояния, и, главное, возможность развития экономики и культуры с вовлечением в этот процесс всех граждан страны.
Рынки вещей (продуктов, услуг, финансов) представляют конечные возможности и результаты экономики, организованности социума и действия власти. Это – результат, одновременно обратная связь для рынков вещей, услуг, товаров и для всей экономики.
Возмущения (Z, рис. 2) — это синергизм, агрессия и помощь. На государство могут влиять разного рода возмущения (Z(S)), исходящие из внутренней и внешней сред (S). Могут иметь синергический и, напротив, разрушительный дезорганизующий характер. Примеры на слуху, переполняют СМИ, интернет и нашу жизнь.
Власть (В). «Власть — это возможность навязать свою волю … может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях …» [36]. Но, вместе с этим, власть играет решающую роль в управлении государством. Обеспечивая как успех, так и страдания. Издавна и в наше время.
Адаптируя модель нужно учесть возможности и реальные угрозы цифровизации, развития науки в целом, выделить главные элементы и связи. Здесь почти нет трудностей научного характера. Почти. Но всё же есть. Не «естественнонаучные», а «научно гуманитарные», исходящие из природы самого человека (во второй части статьи специально рассмотрю их) [37].
Вербальные (словесные, умозрительные) модели (рис. 3). Это представления о государстве нашего естественного интеллекта, т. е. нашего коллективного разума. В некоторых сферах имеют вдобавок место логико-математические методы, традиции, гипотезы, верования, предположения, расчёты. Всё то, что сегодня использует власть государств и её эксперты для управления. Это также положения конституции, законы, подзаконные акты, указы, рекомендации парламента (Федерального собрания), решения правительства. Совокупность таких положений можно назвать вербальной моделью. По содержанию сюда относятся совокупности традиций и методов. В некоторых своих частях они оцифрованы, но в целом не формализованы. Поэтому аналитические возможности такого управления ограничены. Оно (управление) не соответствует современным вызовам и может приводить к серьёзным неудачам. Сейчас вербальные представления и частично формализованные методы широко применяются, но как правило, фрагментарно и с запаздыванием. Их модернизация и усовершенствование не соответствует темпам взаимосвязанного глобального развития техники и экономики. Часто запаздывание сравнимо со временем смены поколений, тогда как критические ситуации могут требовать решений в течение минут. Поэтому сам конечный результат (управление) не успевает за требованиями жизни.
Сейчас стратегические решения для государства нередко совпадают с тактическими. Текущее управление определяется стратегическими критериями. Например, замещение импорта обуславливается защитой суверенитета. Милитаризация Украины – претензией США на лидерство во всём мире. При этом управление существенно зависит от интеллекта глав государств и ведомств, их фаворитов и советчиков, а также опыта их пути во власть (рис. 3-5). Что не даёт нужного обоснования и быстродействия.
Рис. 3. Система управления с использованием вербальной модели
Обозначения: (ВМ; см. также обозначения к рис. 2), ST – государство. Y – вектор функции государства. Y*- наблюдаемая часть Y. U –управление. В – власть. Вектор ошибок управления — m. G – вектор целей (критериев) управления государством. G –фундаментальные цели (см. далее). С – департамент, определяющий текущие цели управления. ЧК — человеческий капитал. ФК – физический капитал. РТ – рынок труда. РВ – рынок вещей. Б – бизнес. Пунктир между РВ и РТ обращает внимание на то, что в зависимости от обстоятельств могут быть добавлены другие параметры государства. Модель дана голубым цветом. В ней: Y – рекомендации при использовании вербальной модели. В – власть (серый цвет, поскольку власть не управляет сама собой). ЧК — человеческий капитал (все параметры модели обозначены нежирным шрифтом). ФК – физический капитал. РТ – рынок труда. РВ – рынок вещей. Б – бизнес. Пунктир между РВ и РТ показывает возможность в зависимости от обстоятельств добавить в модель другие элементы и параметры модели.
Поэтому нужны цифровые модели, учитывающие и ранжирующие факторы, определяющие функции государства, обобщающие знания и опыт, учитывающие резервы, опирающиеся на доступные государству средства и методы управления, позволяющие выполнять исследования в режиме реального времени. Модели должны быть ориентированы на имитацию и анализ с помощью цифровых вычислительных машин и отражать гуманистическую (желательно) направленность судьбы «hоmо-sаpiens» и всей биосферы. Поэтому многие фирмы и правительства обратились к кибернетике, информатизации, и сейчас к цифровизации.
Цифровые модели (рис. 4 — 7). Платформа обеспечения управления государством (ГП, рис. 7) должна содержать пул цифровых моделей (см., например, публикацию Hanafizadeh P. с соавт. [38]). Достаточно большой пул. По крайней мере содержащий все варианты моделей, имеющие высокую вероятность правдоподобия. Модели должны быть приспособлены к непрерывной адаптации, обучению и идентификации в режиме реального времени. Например, как это было сделано в ракетных комплексах СССР и США в 60–70 годы или в конце века в реанимации ИССХ им. А.Н. Бакулева для лечения тяжёлых больных. Содержание и опыт технологий для индивидуальной терапии описаны, например, в публикации Бураковского В.И., Лищука В.А. «Результаты индивидуальной диагностики и терапии » (1974 — 1985) [39]. Или 20 лет спустя в работах Бокерия Л.А., Лищука В.А. (1995 — 2015), например, в статье «Концепция регуляции …» [40].
Хочу обратить внимание на следующее важное обстоятельство. В предыдущих разделах технический объект управления заменён государством. Т. е. субъектом (если упустить гносеологический аспект). Со всеми его признаками: активностью, волей, проявлением интеллекта, целеполагания, обучения, развития, греховности и доброты. В модель включены бизнес, рынки, власть и человеческий капитал. Видите, в результате объект управления превратился в субъект. Значит, власть управляет субъектом. Поэтому и технический регулятор (схема рисунка 1) нужно сменить на власть (рис. 3), причём так, чтобы не потерять возможность эффективного и надёжного управления. Как в технике, когда мы управляем ракетами, автомобилями, аэропортами, городами и т. п. И ещё надёжнее и ответственнее, поскольку и объект управления более сложен и значим.
Вербальные модели экономики, финансов, политики, демографии, производственной культуры не объединены общей технологией управления государством. Не объединены в систему (в организацию). Но специалисты, предлагающие и принимающие решения (ЛПР), часто используют экономические, финансовые и политические концепции (рис. 4; В, П(Yми), ЛПР, ФВ) так, как будто говорят о всём государстве и предлагают решение для страны в целом. Это, в той или иной степени, отражено в работах Братищева И.М., Крашенинникова С.Н., особенно в рекомендациях Гайдара Е.Т. [41, 42, 43]. Он представляет свою концепцию как панацею. Часто экономические теории (вернее гипотезы) пользуются поддержкой внутренних и внешних сил и значительной части граждан страны [44]. Это, нередко, весомые разработки по экономике и по социуму. Но авторы, повторю, дают советы по управлению страной в целом. Выдвигают гипотезы, планы и действительно вершат судьбами, включая политику, культуру, производство (см. блоки схем на рис. 3–6). Заменяя науку зарубежными технологиями, суверенитет – иностранным диктатом и т.п. РФ тяжело перенесла этот этап «перестройки». Названия и содержание книг с оценками и с описанием того периода говорят об этом: например, «Перестройка: история предательств» Н. Рыжкова (и другие его издания) [45], «Глобализация и судьба человечества» Г.Зюганова [46], «Враг народа» Д.Рогозина [47], «Долгое время» Е.Гайдара [34], «Россия может стать богатой» И.М. Братищева и С.Н. Крашенинникова [41], Манифесты возрождения России (несколько), Исторический вызов славянскому сообществу» профессоров К.А. Смирнова и О.В. Катаевой [48]; «75 лет Великой Победы. Общая ответственность перед историей и будущим» В.В. Путина [5] и др.
Возвращаемся к задаче иметь для управления государством адекватную модель.
Индивидуализация (блок «И» на рис. 4). Под индивидуализацией модели (её свойств и структуры) будем понимать такой выбор структуры (М) и комбинации вектора её параметров (свойств, КМ), которые минимизируют абсолютное значение разницы между Y и Yми. Как, например, это следует из работ Б.Н. Петрова [49] или Р. Калмана [50]. Ещё до индивидуализации желательно провести тщательную настройку (валидацию) модели.
Рис. 4. Схема управления с блоком индивидуализации (блок «И»; см. также рис. 2 — 3)
Обозначения: М – цифровая модель государства. ЧК –человеческий капитал. ФК – физический капитал. Б – бизнес. РВ – рынок вещей. РТ – рынок труда. В – власть (серый цвет обращает внимание на то, что власть не может управлять сама собой», см. часть 2). Блок MD – мониторинг и организация данных. Z(S) – возмущения, приложенные к модели. Y – вектор функции государства. ST – государство. U –управление государством. ЛПР – лицо, принимающее решение, П — правительство, В – власть. G – вектор критериев управления. С – департамент, определяющий критерии управления. Блок YMИ – вектор функций индивидуализированной (настроенной) модели. Км – вектор параметров модели. Кми – вектор параметров индивидуализированной модели. Z – помехи. S – среда.
Обычно используется термин «идентификация». Отличие индивидуализации от идентификации состоит в том, что индивидуализация вдобавок к коэффициентам уравнений (они, как правило, содержат комбинацию свойств) выявляет собственно свойства объекта исследования. Свойства удобны для понимания ситуации, ими удобно управлять.
Наш опыт говорит, что нерационально делать модель как можно более полную. Модель должна быть нацелена на задачу. Как писал генералиссимус А.В. Суворов в «Науке побеждать», информация нужна к делу [51].
После индивидуализации модель много более адекватна, соответствует ситуации и времени. Подчеркнем, чтобы модель была полезной, она должна постоянно индивидуализироваться в режиме реального времени, часто опережая время. Постоянная индивидуализация нужна потому, что сам объект (ST) и его среда (S) сейчас, в двадцать первом веке, постоянно, быстро и существенно меняются. Часто индивидуализированная модель сама по себе даёт кардинальные решения. Но в общем случае нужно найти с её помощью экстремальное управление. Перейдём к этой процедуре.
Экстремация (или оптимизация, рис. 5, блок О). Процедура экстремации (близкая к более распространённому понятию оптимизации, поэтому обозначена буквой О) находит в некотором смысле наилучшее (см. далее) управление Uо. Оператор экстремального управления определяет набор и количественные значения свойств, которые дают наилучшее приближение к максимуму критерия управления (приближение, а не максимум, что обеспечивает адекватность и полезность модели сейчас и здесь, без претензий навсегда и везде). Этот набор ищется в рамках реальных возможностей и ограничений. Можно учесть и другие, кроме вышеприведенных, свойства, оказывающие значимое влияние на функции объекта управления.
В управлении государством экстремация применялась разве что в военных действиях и то ограниченно [49, 50, 52, 53, 54]. Правительство совсем редко обращалось к учёным, владеющим методами экстремации, вернее, не обращалось. Убедительные примеры следуют из работ и жизни Китова А.И., Бэрга А.И., Глушкова В.М., Ивахненко А.Г., Фельдбаума А.А. [11, 15, 22, 55) и др. специалистов по современным методам управления.
Рис. 5. Экстремация в структуре технологии управления государством
Обозначения: О; см. также обозначения рисунков 2 — 4. Государство – ST и/или СО — социальное образование. Y – вектор функций государства (жирный шрифт). Y* — наблюдаемая часть Y. Блок «П(РАН), В, ЕХ» – правительство, власть, эксперты. U – вектор управления государством. UО – составляющая экстремального управления. G – вектор критериев управления (нежирный шрифт), определяемый департаментом С. MD – мониторинг данных. С — департамент образования G и коррекции текущих критериев управления. G – вектор критериев стратегии, определяемый парламентом (жирный шрифт). Z – помеха (или воздействия внешней и/или внутренней среды- S). М – модель ST. МИ – индивидуализированная модель. И – блок индивидуализации. Км – параметры модели. Yми — вектор функций индивидуализированной модели. Кми — вектор параметров индивидуализированной модели
Подчеркнем, ищется не оптимальное управление, а экстремальное. Пусть менее хорошее, но то, которое решает проблему с допустимыми затратами.
Государство — столь сложная система, что все процедуры, обеспечивающие управление, должны, по крайней мере сейчас, контролироваться человеком – правительством (П(РАН), В, ЕХ; см. схему).
Анализ и имитация (блок А рисунка 6). Теперь, имея приемлемую модель и составляющую оптимального управления, мы лишь на полпути к управлению. Сделаем следующий шаг. Определим, изменение каких свойств (К) обусловило текущее развитие и/или изменение каких свойств (параметров) обуславливает деградацию. Для этого перейдём к относительным величинам. Это позволит сравнивать оценки свойств и функций по величине возрастания и снижения [27]. Сравнения возможны для оценок исходно разной величины, качества и знака. Определять степень изменения функций и параметров будем, используя статистически средние значения, нормы и/или значения, выбранные экспертами. Если есть необходимость, то можно определить влияние всех значимо (по сравнению с прогнозом, ожиданием и т. п.) изменившихся свойств на все значимо изменённые функции — К3З. Если необходимо, программа может подставить в модель не только отдельные, но и все свойства и их наиболее вероятные комбинации.
Могут быть использованы другие методы анализа, имитации, и также современное интеллектуальное обеспечение.
Аналогичным образом мы разделяем свойства, которые обуславливают нежелательное (вредное) изменение функций и свойств, а также выделяем свойства, ответственные за положительные полезные и нейтральные изменения.
Цифровой анализ совместно с имитацией — очень мощный метод. Позволяет определить мотивы и причины ведущих процессов, обуславливающих недовольство и надежды населения. В частности, анализ показал, что для РФ высший уровень иерархии критериев управления есть свобода творчества. Не безопасность, не благосостояние и даже не справедливость, а свобода волеизъявления.
Рис. 6. Бок анализа (А) в структуре технологии управления государством
Обозначения: «ST, СО» – государство (ST) и крупные социальные образования (СО). Блок «П(РАН, ЛПР, Г), В» — это правительство (П); РАН – учёные, ЛПР – лица принимающие решения, Г – граждане, В – власть. U – управление. Y – вектор функций государства (жирный шрифт). Y* — наблюдаемая часть Y. MD – мониторинг, а также сбор, организация, представление данных. С – департамент формирования текущей стратегии (гостактики). G – вектор текущих критериев стратегии (не жирный шрифт). G – вектор фундаментальных критериев стратегии, формируемых парламентом (жирный шрифт). Z(S) – помеха (или воздействия внешней и/или внутренней среды — S). М – модель ST. И – блок индивидуализации. О — оператор оптимизации (экстремации). Ми – индивидуализированная модель. Км – параметры модели. Yм — вектор функции государства по модели. Кми — вектор параметров индивидуализированной модели. Кзз — значимо изменяющиеся свойства значимо изменяющихся функций. U0 – составляющая оптимального управления. Z(S) – помехи, действующие на модель
Технология управления государством (ТУГ, рис. 7). Это основной объект, обеспечивающий переход от вербального к научному (цифровому) управлению [28]. Пожалуйста, не смешивайте управление государством (the governance of a state) с государственным управлением (the state governance) и услугами государства (state service). Учитывая это обстоятельство, я выделил структуру и параметры, необходимые для управления государством. В связи с кардинальностью этого разделения, ещё раз обращаю внимание, что речь не о государственном управлении (the state governance), а об управлении государством (the governance of a state).
Подсуммирую, технология объединяет (рис. 7): мониторинг и организацию данных (МD), цифровую модель государства (М), блок индивидуализации (И), блок анализа (А) и оператор оптимизации (О). Суть блоков индивидуализации (И), анализа (А) и оптимизации (О) ранее выделена. На блоке мониторинга (MD), т. е. сбора и организации данных, не останавливаюсь, поскольку эта проблема получила широкое толкование в публикациях как обратная связь, компьютерные базы данных и знаний и, в последнее время, как Вig Data.
Рис. 7. Технология управления государством (ТУГ; голубой прямоугольник)
Обозначения: «ST, СО» – государство и/или крупные социальные образования. Блок «П[(Г, ТУГ, РАН, ЧК); В]» — это правительство, а также, граждане (Г), технология управления государством, академия наук, человеческий капитал и власть. U – управление. Y – вектор функций государства (жирный шрифт). Y* — наблюдаемая часть Y. MD – мониторинг данных (а также их сбор, организация, представление). ФС – федеральное собрание. С – департамент формирования стратегии. G и G – вектора текущих критериев стратегии (нежирный шрифт). G – вектор фундаментальных критериев стратегии, формируемых парламентом (жирный шрифт). GК – цели конституции. Z(S) – помеха (воздействия внешней и/или внутренней среды — S). М – модель ST. И – блок индивидуализации. А – блок анализа. О — оператор оптимизации. Ми – индивидуализированная модель. Км – параметры модели. Yм — вектор функции государства по модели. Кми — вектор параметров индивидуализированной модели. Кзз — значимо изменяющиеся свойства значимо изменяющихся функций. UО – составляющая оптимального управления. ГП – государственная платформа, D – данные. З – знания.
Хочу обратить внимание на взаимоотношения всех блоков технологии вместе (рис. 2 – 7). В инженерных разработках обычно используется понятие регулятор. Технический регулятор может иметь очень сложную структуру и функцию [25]. При этом почти весь класс технических регуляторов подчиняется целям, строго обусловленным критериями, заложенными инженерами при его создании [23]. Тогда как основное свойство систем управления в живых организмах и в социуме – это их способность генерировать собственные целесообразные критерии управления и цели [28]. Поэтому, перейдя к государству (раздел «Государство как объект управления»), заменим регулятор властью (см. рис. 1 и рис. 2; блоки «Р» и «В(Фав), П(EX)»).
Из истории знаем, что, начиная с древних времён и особенно в новое время с началом «возрождения» (Европы), власть всё чаще и регулярнее пользуется советами как талантливых помощников, так и ловких проходимцев — советчиков и фаворитов (Фав). Поэтому добавим в блок «В(Фав, П(ЕХ)» в рис. 2 советчиков и экспертов (ЕХ), как принято называть этих людей сейчас.
С расцветом науки власть по мере необходимости и возможности внедряет в обиход управления научные средства и методы (рис. 4-6). В результате она преобразуется, пока частично, в орган целесообразного управления — правительство. Правительство с течением времени всё чаще опирается (или будет опираться) на научные методы принятия решений. Подчеркнем, поначалу в соответствии с волей власти (см. схемы рис. 3–7).
Распространение образования и очевидная эффективность средств науки и научной методологии в целом приводят к тому, что члены правительства (элита и даже средний класс) создают свои и придерживаются этих своих представлений о задачах, возможностях и целях государства. Это приводит к тому, что власть в лице правительств меняет свою функцию. От подчинения людей она переходит к эффективному регулированию (отсюда регулятор) общегосударственных процессов. Всё же пока в значительной степени в целях власти (часто не соблюдая даже приближённый баланс между гражданами вне власти и гражданами во власти; рис. 7).
Сначала правительства и их помощники концентрируются на методах и средствах достижения уже поставленных властью и элитой целей. Затем постепенно переходят к определению, обоснованию и разработке не только методов и средств достижения целей, но и самих целей. В лучшем случае целей и прав, которые справедливо отражают интересы всех граждан. Этой теме посвящены мысли и исследования выдающихся учёных, философов и правителей.
Чтобы нарушения равенства и справедливости не приводили к агрессивным конфликтам и чтобы управление в целом было эффективным, правительства должны и будут вынуждены всё в большей и большей степени всесторонне опираться на волю граждан с её выполнением при помощи науки. По крайней мере, опираясь на граждан, способных к сотрудничеству в разработке и реализации научных методов и средств управления государством.
Обсуждение и выводы
В статье предcтавлена технология управления государством на основе достижений науки (рис. 3 — 7). Человек не может бежать со скоростью автомобиля. Но автомобиль кардинально изменил его мобильность. Так и для управления. Глубина, целесообразность, обстоятельность, надёжность, скорость научно обоснованного управления даст качественное превосходство над «ручным» умозрительным управлением. Государства должны суметь и будут пользоваться этими современными возможностями.
Для применения государством научно обоснованной технологии нужно определить структуру объекта управления. Затем найти количественные оценки параметров модели. С началом эксплуатации технологии обеспечить непрерывную работу в режиме реального времени с индивидуализацией и глубоким обучением. Индивидуализированную модель целесообразно использовать для анализа и имитации. Опираясь на эти результаты, нужно выделить составляющие экстремального управления. Правительство (РАН, ЛПР, эксперты, граждане во власти) должно тщательно объединить результаты, синтезировать и реализовать управление. Это технологическое решение основано на последних достижениях науки: анализа содержательных знаний и данных большого масштаба, выделения информации, существенной для управления, для моделирования и идентификации моделей, их анализа с выявлением процессов, ответственных за прогресс и регресс, экстремации, синтеза и реализации управления под контролем правительства. Уточню: синтез и реализация управления выполняются в режиме реального времени в цикле с обучением и адаптацией к внутренним и внешним помехам.
В результате обеспечивается коренное улучшение управления государством. Для различных задач состав элементов и связей между ними могут меняться, но опора на научное обоснование управления останется краеугольным камнем.
Эту последовательность операторов ТУГ повторим, чтобы подчеркнуть принципиально новую возможность общественных отношений «власть-народ». Правительство контролирует все этапы синтеза и коррекции управления. Но соответствие действий правительства критериям конституции (GК), парламента (G) и текущей ситуации (G) в свою очередь оценивается гражданами страны с помощью технологии (ТУГ). Результаты автоматически представляются в сети. Вот и получается, что государство – это мы все [10]. Власть и граждане не во власти. Этот аспект подробнее рассмотрим в дальнейшем.
Анализ литературы и представленные исследования убедительно показывают, что сейчас [9, 11, 14, 56], жизненно необходимо приступить к управлению государством на основе научно обоснованной технологии. Переход к научному управлению — необходимая общегосударственная задача России.
Библиографический список:
- Цитаты о государстве и народе, праве, власти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nastatus.ru/tsitaty/o-gosudarstve-i-narode-prave-vlasti. (дата обращения 04.05.2022).
- Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука. 1991. 271 с.
- Циолковский, К.Э. Этика или естественные основы нравственности. В кн. Щит научной веры. Москва. Ред. журн. «Самообразование». 2007 . с. 342 –
- Лищук, В.А. Разум человечества – новый феномен человеческой цивилизации / Экология, медицина и радиоэлектроника. – М.: «Радио и связь», 1991. – С. 6 — 27.
- Путин, В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим. М.: Проспект. 2020. 48 с.
- Лищук, В.А. Будущее России. Выбор стратегии государственного управления. М. 2000. 118 с.
- Лищук, В.А. Основы научного управления государством // Сложные системы.2021. Т. 39. №2. С. 32-48.
- Лищук, В.А. Стратегия России и научные основы государственного управления. М.: ООО ИПЦ Анализ «Маска». 2020. 166 с.
- Ленин, В.И. Газета «Правда» №39, 22 февраля 1921 г.
- Ленин, В.И. Политический отчет Центрального комитета РКП(б) 27 марта 1922 г. на XI съезде РКП(б). ПСС. Изд.4. М.: Государственное издательство политической литературы. 1953. Том 33. С.235-276.
- Китов, А.И. Кибернетика и управление народным хозяйством. В кн.: Кибернетику − на службу коммунизму. Сб. статей под ред. А. И. Берга. М.-Л.: Госэнергоиздат. 1961. Том 1. С. 203-218. 1975.
- Кутейников, А.В., Шилов, В.В. Последняя попытка реанимировать проект общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС). Письмо А.И. Китова М.С. Горбачёву, 1985 // Вопросы истории естествознания и техники. 2013. №2. 21-28.
- Берг, А. И., Китов, А. И., Ляпунов, А. А. Радиоэлектронику — на службу управления народным хозяйством // Коммунист. 1960. № 9. С. 21-28.
- Берг, А. И., Китов, А. И., Ляпунов, А. А. О возможностях автоматизации управления народным хозяйством // Проблемы кибернетики. Выпуск 6. М.: Физматгиз, 1961. С. 83-100.
- Глушков, В.М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. М.: «Статистика». 1975. 160 с. 1975.
- Глушков, В.М., Валах, В.Я. Что такое ОГАС. М.: Наука. 1981. 160 с.
- Захаров, В.К., Половинкин, Е.С., Яшин, А.Д. Математическая модель государства // Доклады Академии наук, 2007. – том 413. — № 2. — с. 158-162.
- Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник. 4-е изд. – М.: Омега-Л. 2014. 525 с.
- Машунин, Ю.К. Теоретические и экономические основы построения математической модели развития и управления многоуровневой социально-экономической системой государства // Современные технологии управления. 2021. №3 (9616).
- «Цифровые государства»: с чего все началось. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/company/1cloud/blog/349902/ (дата обращения 13.06.2022 г.)
- Долгов, В.А. Китов, А.И. – пионер кибернетики, информатики и автоматизированных систем управления: Научно-биографический очерк / Под общей редакцией К.И. Курбакова. – М.: КОС•ИНФ, 2010.– 337 с.
- Ивахненко, А.Г. Техническая кибернетика: Системы автоматического управления с приспособлением характеристик. 2-е издание. — Киев: Государственное издательство технической литературы УССР, 1962. – 423 с.
- Ивахненко, А. Г., Юрачковский, Ю. П. И 23 Моделирование сложных систем по экспериментальным данным. — М.: Радио и связь, 1987. — 120 с
- Растригин, Л.А. Системы экстремального управления. М.: Наука. 1974. 632 с.
- Растригин, Л.А. Адаптация сложных систем. Рига: Зинатне. 1981. 375.
- Менский, Б.М. Принцип инвариантности в автоматическом регулировании и управлении. М.: Машиностроение. 1972. 248 с.
- Лищук, В.А. Математическая теория кровообращения. М.: Медицина. 1991. 256 с.
- Лищук, В.А. Духовная реальность и здоровье Часть 4. Существо по существу – от монады к субъектам и к их объединениям // Валеология. 2018. №1. С. 5-20.
- Чернавский, Д.С., Старков, Н.И., Щербаков, А.В. (2001). Базовая динамическая модель экономики России. Препринт. М.: Физ. ин-т им. П.Н. Лебедева РАН. 19 с.; 2001.
- Василенко, И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2001. — 200 с.
- Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности (080504) «Государственное и муниципальное упр.» – М.: ЮНИТИ, 2013. — 311 с.
- Васильев, В.П., Деханова, Н.Г., Холоденко, Ю.А. Государственное управление: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040200 «Социология». – М.: Дело и Сервис, 2010. — 319 с.
- Что народ может противопоставить правящим элитам и их манипулированию. . [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2270600.html (дата обращения 06.2022).
- Эсхил. Трагедии. Пер. с древнегреч. С. Апта. — М.: АСТ; Харьков: Фоли, 2001. — 379 с.
- Gonzalez-Parra, G, Arenas,J. A Mathematical Model for Social Security Systems with Dynamical Systems // Ingeniería y Ciencia, 2014. V. 10. No 19. Pp. 33-53. DOI:10.17230/ingciencia.10.19.2.
- Власть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/власть (дата обращения 05.2022 г.).
- Malchenko,, Gogua, M., Golovacheva, K., Smirnova, M., Alkanova, O. (2020). Сritical review of digital capability frameworks: a consumer perspective // Digital policy, regulation and governance, V. 22. No 4. Pp. 269-288. DOI: 10.1108/DPRG-02-2020-0028
- Hanafizadeh, P., Khosravi, B., Tabatabaeian, S.H. (2020). Rethinking dominant theories used in information systems field in the digital platform era // Digital policy, regulation and governance, V. 22. No 4. Pp. 3384.
- Бураковский, В.И., Лищук, В.А. Результаты индивидуальной диагностики и терапии больных острыми расстройствами кровообращения (на основе математических моделей): Препринт 85-29. Киев: Ин-т кибернетики им. В.М. Глушкова АН УССР. 1985. 53 с.
- Бокерия, Л.А., Лищук, В.А., Газизова, Д.Ш., Сазыкина, Л.В., Соболев, А.В., Махмудова, А.Н., Неджепов, М.Б., Дракина, О.В. (2013). Концепция регуляции сердечно-сосудистой системы – от управления функциями к согласованию возможностей (Часть 5. Роль регуляции) // Клиническая физиология кровообращения. № С. 34-44.
- Братищев, И.М., Крашенинников, С.Н. Россия может стать богатой. М.: Издательский дом «Грааль». 192 с.
- Братищев, И.М., Смирнов, К.А., Филимонов, П.И. Социально-ориентированные модели рыночной экономики. М.: Издательство «КОСМО». 2001. 400 с.
- Гайдар, Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. 3-е изд. М.:Дело. 2005. 656 с.
- Россия и мир: приоритеты. Гайдаровский форум. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gaidarforum.ru/ru/ (дата обращения 06.05.2022).
- Рыжков, Н.И. Перестройка: история предательств. М.: Изд-во «Новости». 1992. 400 с.
- Зюганов, Г.А. Глобализация и судьба человечества. М.: Мол. Гвардия. 2002. 446 с.
- Рогозин, Д.О. Враг народа. М.: Алгоритм. 2006. 448 с.
- Смирнов К.А., Катаева О.В. Исторический вызов славянскому сообществу. М.: ООО «Петит». 2000. 125 с.
- Петров, Б. Н., Соколов, Н. И., Липатов, А. В. и др. Системы автоматического управления объектами с переменными параметрами. М.: Машиностроение, 1986. 256 с.
- Калман, Р. Об общей теории систем управления. Труды 1 Конгресса ИФАК. Т. 2. М.: Изд. АН СССР. 1961. С. 521–547.
- Суворов, А.В. Наука побеждать. М.: Эксмо, 2011. 480 с.
- История о том, как пионер кибернетики оказался не нужен СССР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kitov-anatoly.ru/o-kitove-a-i/stati-ob-a-i-kitove/rian#:~:text=http%3A//www.rian.ru/technology/20100809/263341026.html (дата обращения 06.05.2022).
- Лищук, В.А. Государство и эволюция. Зачем нужна наука управления. Стратегия России. 2020. №6 (198). С. 38-48.
- Захаров, В.К. Оптимизационные математические модели мирного и военного подчинительных взаимодействий двух государств // Моделирование и анализ данных, 2019. — №2. – С.4-20.
- Фельдбаум, А.А., Бутковский, А.Г. Методы теории автоматического управления. М.: Наука. 1971. 744 с.
- Лищук, В.А. Стратегия духовности: обсуждение к выборам Думы и Президента России. Москва: Науч. мир. 2007. 87 с.