Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Стратегическое управление экономическими системами сферы услуг

Стратегическое управление экономическими системами сферы услуг

Информация о диссертационном исследовании

Горохова Полина Андреевна

Стратегическое управление экономическими системами сферы услуг

  • Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».

Основные положения диссертации

Актуальность исследования. Повышение финансово-экономической эффективности деятельности субъектов хозяйствования, обеспечения роста качества жизни населения непосредственно зависит от особенностей, темпов и пропорций сферы услуг. Необходим отметить, что в Российской Федерации необходимость целенаправленной инновационной модернизации отраслей сферы услуг неоднократно поднималась на самом высоком уровне государственной власти и управления. В частности, в рамках Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2021 г. прямо указывается на необходимость комплексной цифровизации абсолютного большинства предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг; кроме того, указывается, что в условиях пандемии финансовая помощь из средств федерального бюджета будет предоставляться регионам России в том числе по критерию процессов интенсивности инновационной модернизации отраслей сферы услуг.

Эффективность развития отраслей и компаний сферы услуг, в свою очередь, непосредственно зависит от качества, научной обоснованности стратегического управления системой организационно-экономического обеспечения их деятельности. В данной области в сфере услуг современной экономики Российской Федерации имеет место ряд значимых проблем, основными из которых являются относительно низкий уровень организационных структур управления многими субъектами хозяйствования сферы услуг, существенный уровень бюрократизации управленческих процессов, недостаточная сбалансированность использования трудовых и материальных ресурсов компаний отдельных отраслей сферы услуг, не вполне рациональная организация интеграционных и кооперационных связей экономических субъектов сферы услуг с внешними контрагентами, в частности потенциальными инвесторами, коммерческими банками, маркетинговыми партнерами и т.п.

Особое значение стратегическое управление системой организационно -экономического обеспечения функционирования и развития отраслей сферы услуг РФ имеет в ситуации современного кризиса. Основными направлениями такого рода управления являются комплексная цифровизация предоставления услуг, внедрение новых подходов к управлению компаниями сферы услуг, совершенствование инструментария разработки и внедрения инновационных решений и технологий в рамках рассматриваемого сектора национальной экономики.

Степень разработанности проблемы. Теоретические аспекты развития экономических процессов и управленческие парадигмы в сфере услуг, определение сферы услуг как перспективного объекта управления со стороны отдельных участников рыночных отношений рассматриваются в работах зарубежных авторов: Р. Абрамса, И. Адизеса, И. Ансоффа, П. Самуэльсона, Дж. Кардозо, Р. Коуза, А. Маршалла, К. Маркса, В. Нордхауса, Дж. Хикса, Х. Фромма, Дж. Чарча и других ученых.

Отдельные проблемы управления функционированием организационно -экономического обеспечения субъектов хозяйствования сферы услуг анализируются в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: А. В. Александрова, Г.А. Ахтамовой, Д Аши, А.Ю. Булатецкой, И.А. Ищенко, Г. Кавасаки, Л.Д. Капрановой, Г.Б. Клейнера, Д.А. Кузанкина, Ф. Лалу, Дж. Маллинса, В.Л. Макарова, М. Портера, М. Олсона, А. Остревальдера, Р.Р. Панфиловой и др.

Особенности развития сферы услуг в современной экономике Российской Федерации освещены в исследованиях О.Н. Балаевой, Г.А. Карповой, М.М. Омарова, В.А. Плотникова, Л.Л. Покровской, М.Д. Предводителевой, М.М. Романовой, Л.Б. Ситдиковой, О.Л. Чулановой, Л.В. Хоревой, О.В. Яшировского и других ученых.

Направления влияния цифровизации на управление развитием сферы услуг анализируются в работах Р. Акста, А.В. Бабкина, А.А. Гончарова, А.И. Гретченко, А.А. Григорьева, М. Джордана, Е.В. Камневой, Т.А. Лавровой, М. Пискорски, Э. Романса, А.Ф. Соколова, В.В. Титова, С.А. Уварова, Б. Фелда, Э. Файта, Р.И. Хикматова и др.

Вместе с тем, в научной литературе недостаточно системно рассмотрены вопросы комплексной оценки эффективности развития сферы услуг, определения наиболее значимых факторов ее функционирования, от чего непосредственно зависит корректность определения приоритетов стратегического управления данным сектором национальной экономики, а также развития организационно-экономических механизмов стратегического управления сферой услуг в кризисных условиях хозяйствования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений и формировании научно-практических рекомендаций в области стратегического управления системой организационно-экономического обеспечения развития комплекса предприятий различных отраслей сферы услуг в условиях кризисных явлений в российской экономике и интенсивного совершенствования социально-экономических процессов за счет внедрения цифровых технологий.

Для достижения заявленной цели в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

  • уточнить определение стратегического управления развитием сферы услуг и структурировать финансово-экономические риски, вытекающие из интенсивных процессов цифровизации сферы услуг в контексте положений теории управления и системного подхода,
  • разработать методические рекомендации по созданию цифровых кластеров услуг в контексте развития системы стратегического управления сферой услуг в РФ,
  • оценить влияние внутренних и внешних финансово-экономических факторов на стратегическое управление развитием сферы услуг с целью адаптации данного сектора экономики к изменяющимся рыночным условиям и повышения резистентности к кризисным экономическим явлениям,
  • предложить и обосновать организационно-экономический механизм повышения эффективности стратегического управления сферой услуг в РФ в контексте развития теории и практики цифровой экономики,
  • разработать методические подходы, посредством которых стало бы возможно проведение комплексной оценки эффективности стратегического управления системой организационно-экономического обеспечения развития сферы услуг в современных условиях.

Объектом исследования является комплекс предприятий различных отраслей сферы услуг в условиях необходимости внедрения цифровых технологий и негативного влияния кризисных явлений.

Предметом исследования является совершенствование стратегического управления системой организационно-экономического обеспечения функционирования и развития экономических систем сферы услуг в современных условиях хозяйствования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов-практиков по проблемам развития организационно-экономического обеспечения сферы услуг, результаты фундаментальных и прикладных исследований в области оценки факторов, влияющих на функционирование сферы услуг, федеральные и региональные нормативно-правовые акты РФ и, официальные статистические данные и материалы периодической печати.

Методологическая основа. В процессе исследования были использованы диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе применялись также методы ситуационного, динамического анализа, корреляционно-регрессионный анализ, метод построения нормативной системы показателей, метод трендовой экстраполяции, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации.

Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты различного характера (федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и т.д.), определяющие перспективное развитие сферы услуг с точки зрения формирования устойчивой системы управления данным сектором на различных уровнях рыночных отношений, данные отечественной и иностранной статистической отчетности, материалы научных конференций и практических семинаров по вопросам стратегического управления сферой услуг, собственные разработки и исследования автора по изучаемой тематике.

Обоснованность результатов диссертационного исследования определяется тем, что они базируются на изучении и последующей апробации отечественного и зарубежного опыта в сфере повышения эффективности управленческий действий и решений относительно возможностей обеспечения роста инновационного потенциала сферы услуг, совершенствования существующих методических подходов к стратегическому управлению сферой услуг с учетом высокого уровня неопределенности воздействия факторов внешнего окружения.

Достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена использованием существующих научных положений и прикладных разработок в области повышения эффективности управленческого процесса в сфере услуг в РФ и за рубежом, применением совокупности различных методов проведения и последующей апробации научного исследования на основе преимуществ современных информационных технологий, представлением полученных результатов исследования в профессиональной печати и докладах по теме стратегического управления сферой услуг и повышения уровня использования цифровых технологий, в том числе для интенсификации продвижения услуг в сети Интернет.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Область исследования и результаты соответствуют Паспорту специальности научных работников 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент), следующим его пунктам: 10.8. Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления. Зависимость управления от характера и состояния экономической системы. Управление изменениями в экономических системах. Теория и практика управления интеграционными образованиями и процессами интеграции бизнеса, 10.28. Теория и практика антикризисного управления организацией. Развитие моделей антикризисного управления.

Научная новизна исследования состоит в уточнении теоретических положений и формировании научно-методических рекомендаций по вопросам совершенствования стратегического управления системой организационно-экономического обеспечения развития сферы услуг в условиях цифровой экономики и современных кризисных явлений.

Наиболее существенными результатами, обладающими научной новизной и полученными лично автором, являются:

  1. Уточнено определение стратегического управления развитием сферы услуг; что позволило сформировать комплексное представление о системе стратегического управления организационно-экономическим обеспечением функционирования и развития сферы услуг и охарактеризовать ее основные структурные элементы в контексте эволюционных преобразований в российской экономике.
  2. Предложена концепция цифровых кластеров услуг, в контексте развития системы стратегического управления организационно-экономическим обеспечением функционирования и развития сферы услуг, внедрение которого в практику хозяйствования позволит повысить уровень финансово-экономической эффективности субъектов кластерных отношений за счет использования унифицированного, производительного программного обеспечения, рационализации электронного документооборота, снижения угроз информационной безопасности, роста потенциальной эффективности взаимодействия кластера с современными виртуальными рынками информации, капитала, инноваций, рабочей силы, услуг, устойчивого повышения качества и результативности оказываемых в рамках кластера различных видов цифровых услуг.
  3. Обоснована экономико-статистическая модель оценки влияния внутренних и внешних финансово-экономических факторов на стратегическое управление развитием сферы услуг, которая позволяет ранжировать такого рода факторы с точки зрения направления и степени их влияния на обеспечение рентабельности услуг и, на основании сопоставления фактических значений коэффициентов эластичности при факторных переменных с наиболее предпочтительными диапазонами их изменения, обосновывать наиболее значимые мероприятия по совершенствованию организационно-экономического обеспечения функционирования сферы услуг в условиях кризисной ситуации.
  4. Сформирован методический подход к стратегическому управлению развитием сферы услуг, который дает возможность обеспечить рост эффективности последней за счет комплексной проработки и системного внедрения организационно-экономического механизма повышения эффективности стратегического управления сферой услуг в РФ, а также обеспечения устойчивой, долгосрочной синергии факторов производства, источников финансирования, проектов, групп персонала и иных групп субъектов и объектов, имеющих отношение к рассматриваемой экономической системе.
  5. Разработана методика комплексной оценки эффективности стратегического управления системой организационно-экономического обеспечения развития сферы услуг, которая позволяет объективно, на основании оценки соответствия фактических и эталонных темпов роста показателей, характеризующих различные аспекты инвестиционного, финансового, кадрового, цифрового развития сферы услуг определить эффективность ее функционирования и обосновать, по критерию максимизации инверсии рангов, наиболее приоритетные мероприятия по ее повышению.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в расширении и углублении научных знаний в области повышения эффективности механизмов стратегического управления функционированием и развитием сферы услуг, совершенствовании понятийного аппарата и классификационных признаков стратегического управления системой организационно-экономического обеспечения сферы услуг в условиях цифровой экономики, обосновании усовершенствованного методического инструментария комплексной оценки эффективности стратегического управления сферой услуг и выявлении наиболее значимых факторов и резервов ее устойчивого роста.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования полученных результатов организациями сферы услуг различного масштаба и форм собственности в контексте развития стратегического управления системой организационно-экономического обеспечения предпринимательской деятельности, а также в процессе государственного регулирования функционирования национальной сферы услуг в ситуации современного кризиса. Полученные результаты могут быть использованы при преподавании таких дисциплин, как «Стратегический менеджмент», «Менеджмент в сфере услуг», «Экономика предприятия», «Экономика сферы услуг», «Государственное регулирование сферы услуг» и т.д.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [490.58 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх