Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Формирование модели компетенций рабочей силы в цифровой экономике

Формирование модели компетенций рабочей силы в цифровой экономике

Информация о диссертационном исследовании «Формирование модели компетенций рабочей силы в цифровой экономике»

Дороненко Мария Владимировна

Формирование модели компетенций рабочей силы в цифровой экономике

  • Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Основные положения диссертации

Актуальность темы диссертационного исследования. С развитием цифровой экосистемы, включающей в себя не только новые технологии, но и современные способы взаимодействия людей и различных организаций между собой, обществу необходимо быть готовым соответствовать требованиям цифровой экономики, обеспечить необходимый уровень владения новыми знаниями, навыками и компетенциями. Идентификация и дальнейшее исследование компетенций цифровой экономики базируется на поиске качественного определения категории «цифровая экономика».

Процессы цифровизации ставят перед обществом новый вызов, отражающийся в спросе на совершенно другие компетенции, многообразие которых свидетельствует о высокой скорости изменений, происходящих в мире. Трансформация рынка труда, происходящая в настоящее время и связанная с переходом к цифровой экономике, предполагает умение быстро адаптироваться к новым реалиям цифровизации. Наличие эффективной системы освоения новых компетенций в этом случае играет важную роль в реализации целей, которые стоят перед современным обществом. Интерес представляет также изучение возможных последствий внедрения механизма формирования цифровых компетенций для того, чтобы избежать ухудшения положения субъектов труда на рынке.

Однако, несмотря на существование, функционирование и достаточное финансирование проекта «Кадры для цифровой экономики» (паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», который включает в себя шесть федеральных проектов, один из них «Кадры для цифровой экономики»), уровень развития базовых цифровых компетенций населения в нашей стране еще не достиг приемлемых показателей. Между тем, требования, которые предъявляет рынок труда к работникам, на настоящий момент также пока не сформированы. В целом у населения отсутствует четкое понимание сути цифровых компетенций и компетенций цифровой экономики, а формирование данных компетенций происходит спонтанно, носит несистемный характер в связи с малой информированностью граждан о возможностях не только обучения новым компетенциям, но и дальнейшего применения полученных знаний в своей трудовой жизни. В свою очередь, на современном этапе ориентация государства на сектор информационных технологий и сферу образования в развитии компетенций влечет за собой несбалансированность рынка труда, которая проявляется в нехватке рабочих мест для работников с уже сформированными цифровыми компетенциями. В связи с этим, резко возрастает потребность в обеспечении теоретической и практической базы для формирования и дальнейшего внедрения и использования моделей компетенций, значимых для работников в новых условиях.

К нерешенным проблемам следует отнести вопросы, связанные с формированием категориально-понятийного аппарата цифровой экономики. В настоящее время возникла проблема с пониманием основных подходов, определяющих суть и содержание категории «цифровая экономика». С учетом недостатка теоретических и методологических исследований в области изучения категории «цифровая экономика», актуальным вопросом является конструирование дефиниции категории «цифровая экономика».

Сегодня перед участниками рынка труда стоит задача адаптации к резко изменившейся ситуации, причем времени на такую адаптацию нет. Реальность состоит в том, что процесс получения новых компетенций становится непрерывным и необходимым для того, чтобы оставаться конкурентоспособным. При этом очевидно, что именно понятная модель овладения необходимыми компетенциями сможет эффективно решить такую задачу.

Разработка и активное внедрение в практическую деятельность организаций модели формирования компетенций для цифровой экономики, в том числе в системы развития и адаптации персонала, значительно повысит информационную доступность к программам подготовки кадров, в том числе и в рамках федерального проекта. При условии формирования сбалансированного рынка труда, а именно обеспечения спроса и адекватного уровня заработной платы для работников, владеющих цифровыми компетенциями, в разных отраслях экономики, возможности достичь необходимых показателей уровня развития базовых цифровых компетенций значительно возрастают.

Таким образом, в связи с неизбежными изменениями на рынке труда, появлением новых профессий и требований к ним, важной задачей является создание условий для обеспечения эффективного процесса трансформации рынка труда. Для решения поставленной задачи необходимо устранить разрыв между заявленными целями по повышению уровня развития цифровых компетенций российского населения и отсутствием моделей формирования и развития этих компетенций, основанных на теоретических исследованиях, описывающих ключевые особенности цифровой экономики. Кроме того, для получения необходимых компетенций в новых условиях будут задействованы институты высшего, средне-специального образования, власти, коммерческих и некоммерческих структур. От условий их взаимодействия будет зависеть эффективность перехода к цифровой экономике и защищенность всех субъектов рынка труда.

Вышеизложенные положения обусловливают актуальность темы и необходимость решения научной проблемы, которая состоит в отсутствии научно обоснованного методического подхода к формированию и развитию модели компетенций цифровой экономики, требований, предъявляемых к современным работникам, а также эффективного механизма освоения необходимых компетенций работниками разных профессий и возрастных групп.

Степень разработанности научной проблемы. Вопрос развития компетенций цифровой экономики находится в поле изучения разных направлений науки, среди которых можно выделить экономику, социологию, психологию и более узкие направления: управление человеческими ресурсами, развитие трудового, интеллектуального, сетевого потенциала, управление знаниями, управление развитием организации.

Тему трудового потенциала и управления персоналом и человеческими ресурсами исследовали многие ученые: М.И. Скаржинский, И.С. Маслова, Р.К. Иванова, М.И. Долишний, Л.О. Костин, Горфинкель, А. Первушин, А.С. Панкратов, Костаков, Волков, Ю.Г. Одегов, В.С. Половинко, Р.П. Колосова, Меликьян, А.И. Тяжов, П.М. Миронов, Саакян А.К., Мазин А.Л. и другие. Изучение трудового потенциала послужили отправной точкой в исследовании формирования и развития профессиональных компетенций.

Среди зарубежных ученых в области изучения сущности, структуры, свойств и видов компетенций можно отметить С.Уиддета, Г.Хэмэли, С. Холлифорда, К. Прахалада и других.

Исследование и идентификация необходимых компетенций для цифровой экономики проводится в трудах Долженковой Ю.В., Ершовой Т.В., Зива С.В., Зайцевой А.С., Кожуховой Н.В., Серпуховой Е.П., Веселовой Ю.В., Кожуховой Д.А., Батовой М.М., Чулановой О.Л. К числу авторов, занимающихся вопросами измерения и оценки компетенций, можно отнести Герчикову Т.Я., Дегтярева Н.И., Кириленко В.В., Шарипову О.М. Изучением и формированием моделей компетенций в цифровой экономике занимаются Алябина Е.В., Гилева Т.А., Пеша А.В., Шавровская М.Н., Галимова М.П., Константинова Д.С., Кудаева М.М. и др.

Таким образом, изучение отечественной и зарубежной литературы показало, что, несмотря на внимание к проблемам компетенций и цифровой экономики в отдельности, комплексные исследования по разработке модели формирования и развития компетенций в цифровой экономике встречаются лишь эпизодически. Изучение отдельными авторами элементов системы компетенций или их комбинаций не дают целостного представления о процедуре внедрения и использования модели на практическом уровне с учетом требований цифровой экономики.

Объект исследования — компетенции рабочей силы в условиях цифровой экономики.

Предмет исследования — структура и содержание модели компетенций на рынке труда.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Исследование соответствует формуле специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда) по пунктам: 5.4. «закономерности и новые тенденции формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы (особенности трансформации системы компетенций на рынке труда); механизмы повышения их эффективности в социальной рыночной экономике; пути эффективного использования действующих и создания новых рабочих мест (разработка механизма функционирования компетенций рабочей силы в условиях цифровой экономики)» и 5.7. «проблемы качества рабочей силы, подготовки, формирования профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации кадров (исследование проблем и факторов формирования цифровых компетенций); формирование конкурентоспособности работников (модель формирования и развития компетенций рабочей силы в цифровой экономике); профессиональная ориентация населения; мобильность кадров».

Цель исследования состоит в разработке многоуровневой модели компетенций рабочей силы, адаптированной к требованиям рынка труда в условиях цифровой экономики, включающей в себя элементы, структуру, межкомпонентные связи, механизм функционирования, а также процессы их формирования и развития.

Задачи исследования:

  1. Исследовать сущность и содержание категории «цифровая экономика» с позиций требований к компетенциям рабочей силы для уточнения определения с позиции тенденций развития рынка труда.
  2. Выявить комплекс базовых цифровых компетенций, отражающий тенденции развития рынка труда в условиях цифровой экономики.
  3. Обосновать целесообразность применения схемотехнического и категориального подходов для описания ключевых принципов механизма функционирования компетенций на основе межкомпонентных связей.
  4. Разработать модель формирования компетенций рабочей силы в цифровой экономике, отражающую структуру цифровых компетенций с учетом интересов всех участников рынка руда.
  5. Предложить методические основы внедрения модели формирования компетенций цифровой экономики на различных организационных уровнях.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке элементов, структуры, межкомпонентных связей модели формирования компетенций рабочей силы в цифровой экономике, а также в описании процессов ее функционирования.

Данная научная новизна отражена в следующих наиболее существенных результатах исследования, полученных лично автором:

  1. Уточнено понятие «цифровая экономика» с позиций требований к компетенциям рабочей силы, что позволяет охарактеризовать это понятие как определенный этап общественного развития, характеризующийся триадой: электронизация (информации, капитала, труда); цифровизация (технологий, коммуникаций, рынков); сетевизация (индивидуумов, групп, организаций).
  2. Сформирован комплекс цифровых компетенций, включающий дискретный, мозаичный, системный, синергетический уровень их развития, что отражает тенденции трансформации рынка труда в условиях цифровой экономики; выявлены двадцать базовых цифровых компетенций, наличие которых определяет процесс развития компетенций более высоких уровней.
  3. Сконструирована теоретическая модель формирования компетенций рабочей силы в цифровой экономике, интегрированная в процессы на рынке труда и трудовую деятельность, отражающая структуру цифровых компетенций (отраслевые, soft и базовые), а также описаны управляющие и регулирующие воздействия в процессе функционирования модели.
  4. Разработан методический инструментарий для практического применения модели формирования компетенций на уровне государства, организаций, отдельных индивидуумов. Разработан и апробирован прототип программного продукта, включающий методики оценки уровня развития цифровых компетенций, описывающий место индивида на карте компетенций, демонстрирующий зоны развития цифровых компетенций в соответствии с требованиями рынка труда и деятельности по профессии.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда, цифровой экономики, управления персоналом. В качестве базовой теории являлась теория компетенций, а также теории, определяющие развитие трудового потенциала, теории рынка труда в аспекте цифровой экономики.

В качестве методологической основы выступили системный подход в структурном, функциональном, эволюционном аспектах, категориальные методы и методы интеллектуальной схемотехники.

В диссертационном исследовании применялись общенаучные методы анализа и синтеза, группировок и классификаций, анализа статистической информации, сбора и обработки социологических данных (анкетирование, опрос и другие).

Информационную базу исследования составили научные работы, публикации отечественных и зарубежных ученых в области трансформации рынка труда, формирования и развития компетенций в цифровой экономике, статистические данные федеральной службы государственной статистики, нормативные документы государственных органов Российской Федерации, аналитические отчеты, мониторинги рынка труда России и зарубежных стран, представленные в открытом доступе сети Интернет, а также данные исследований, проведенных лично автором в 2021 и 2022 годах методами анализа социологических данных и анкетирования экспертов,

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических основ формирования и развития компетенций рабочей силы (здесь и далее рабочая сила понимается как понятие, эквивалентное понятию «экономически активное население) в условиях цифровой экономики в аспекте трансформирующегося рынка труда и современных требованиях к работникам.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели формирования компетенций путем идентификации уровня развития цифровых компетенций и внедрения инструментов их развития для целей конкретной организации. На основе разработанной модели автором предложен прототип программного продукта, позволяющий организациям самостоятельно внедрить данную модель, учитывая собственные потребности.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [1.03 MB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх