Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Системное управление мотивацией персонала производственной организации

Системное управление мотивацией персонала производственной организации

Информация о диссертационном исследовании

Федина Кристина Васильевна

Системное управление мотивацией персонала производственной организации

  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
  • Специальность 5.4.7. Социология управления
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена на кафедре социальных технологий и государственной службы Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. Проблемы трудовой мотивации были неизменно актуальными и остаются таковыми для современного общества, что обусловлено рядом причин:

  • процессом непрерывного изменения трудовых отношений и в целом социально-трудовой сферы: ежегодно происходит обновление почти 500 видов трудовой деятельности;
  • необходимостью обновления средств и методов мотивации, связанного с использованием потенциала многочисленных и разнообразных стимулирующих факторов и, прежде всего, нематериальных;
  • своевременностью задачи обеспечения баланса материальных и нематериальных стимулов, индивидуальных, групповых и организационных интересов, долгосрочных и краткосрочных мотивов;
  • важностью обеспечения содержательной и технологической непротиворечивости форм мотивации;
  • необходимостью исследования факторов демотивации и определения возможности условий эффективного противодействия этой тенденции;
  • важностью задачи изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта успешной мотивации персонала производственных организаций, возможных форм его тиражирования.

В теории и практике трудовой мотивации до сих пор не изжиты такие стереотипы, как сведение многообразия стимулов (стимулирующих факторов) к материальным и моральным, недооценка нематериальных форм и средств мотивации, переоценка роли внешних стимулов и недооценка роли внутренних мотивов. Если даже принимаются во внимание другие мотивирующие факторы, то их применение характеризуется фрагментарностью и эпизодичностью, иначе говоря, несистемностью.

Все это актуализирует задачи управления мотивацией персонала производственных организаций, поиска и апробации эффективных мотивационных технологий. Гарантией успешности данного процесса может быть реализация системного подхода к мотивации. Нынешняя мотивационная практика является функционально ограниченной, что проявляется, прежде всего, в применении ограниченного числа мотивирующих факторов.

Предлагаемый в данной диссертации системный подход к мотивации позволяет, во-первых, учесть и использовать всё множество функционально значимых мотивирующих факторов; во-вторых, исключить возможные расхождения и противоречия в их проявлении; в-третьих, добиться синергетического эффекта их применения.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью системного подхода к мотивации персонала производственных организаций, который учитывал бы: многообразие мотивационных факторов; субъектность самого работника, его потребности и ожидания; многоуровневый характер мотивации, многофункциональность и другие системообразующие факторы, обеспечивающие эффективность и результативность мотивации.

Степень научной разработанности темы. Мотивация человека, в том числе его трудовая мотивация, уже давно привлекает внимание исследователей -социологов, психологов, экономистов. Фундаментальные теоретические основы мотивации заложены в работах М. Вебера, В. Врума, А. Маслоу, Д. Макклеланда, Д. Макгрегора, Х. Хекхаузена и др. авторов Теоретические аспекты мотивации исследуются также современными авторами (С.М. Григорьев, Н.А. Жданкин, А.Ю. Истратий, В.А. Карасев, Е.Г. Козлова, В.Д. Куренкова, Т.С. Обраскова, Е.А. Останина, В.М. Суанов) .

Заслуживают внимания также иностранные источники по теме диссертации (G. Bornstein, I. Erev, J.L. Holland, C.A. Insko, M.B. Pemberton, J.M. Rabbie, J. Schopler).

В современной отечественной литературе ставится и освещается широкий круг вопросов по мотивации, включая трудовую мотивацию:

  • мотивация как функция управления (авторы: Х. Амбого, А.Б. Вешкурова, B.Г. Воронин, Ю.Г. Кобзистая, Д.Н. Козина, В.В. Ломакин, К.С. Мерзликина, Е.А. Метельская, В.В. Родникова, Н.П. Романова, Л.М. Специан, И.С. Фролова, C.А. Шапиро, И.С. Шаповалова, В.С. Янушкевич)
  • методы мотивации (С.А. Баркова, Н.В. Беликова, М.В. Бугаева, A.Б. Вешкурова, Н.А. Карпенко, И.В. Кушнарева, В.А. Литовка, Н.Д. Лукьянчен-ко, И.А. Пахомов, Н.В. Соломина, Л.М. Специан, В.А. Суровцева, А.А. Тарада-нов, И.Н. Тарасенко, А.В. Чемулова, С.А. Шапиро)1;
  • проблемы мотивации (О.И. Аргашокова, В.Ю. Микаилова, А.В. Миляков, B.В. Тюрганов)2.

В отдельный блок можно выделить публикации по управлению мотивацией (А.А. Бекенов, В.Ю. Бельский, С.Ф. Виноградов, Р.А. Гарфетдинов, А.И. Голубев, C.М., Григорьев, Е.Г. Гуреева, А.Н., Докторов, В.А., Карасев, Е.А. Останина, М.Ю. Попов, Н.Н. Чернышева) . Имеются публикации, хотя их и немного, поханизм управления мотивацией к труду сотрудников предприятия.

Системный подход к управлению мотивацией предполагает выделение и описание многообразия мотивов. Это многообразие включает, прежде всего, нематериальные стимулы (Д.А. Булыгина, Е.В. Демидова, Л.Н. Депутатова, И.А. Ильина, А.П. Карачанская, К.С. Мерзликина, М.В. Мурашов, Л.Н. Петрова, Е.А. Севидова, Н.Б. Фатеева, Л.Н. Юдина, Е.М. Юзькова).

Выделяются и рассматриваются также отдельные группы стимулирующих факторов:

  • профессиональная служебная карьера (Э.М. Абдулхаирова, С.А. Баркова, Н.В. Беликова, Т.Т.О. Гарибзаде, А.Н. Докторов, Д.Н. Козина, Р.С. Меметов, М.Ю. Попов, В.А. Суровцева, Т.В. Тит, И.С. Фролова);
  • стиль руководства (И.В. Герасимова, В.Д. Куренкова, А.Э. Славинский, А.А. Туманов);
  • состязательность (В.Ю. Бельский, А.Н. Денисенко, И.А. Денисенко, Д.В. Новиков);
  • участие в управлении (Т.А. Едренкина);
  • вовлеченность в организацию (Л.Н. Захарова, М.Е. Ледовская, И.С. Леонова, Ю.А. Мозговая, И.В. Роздольская) ;
  • наставничество (коучинг) (Н.А. Карпенко, Н.Д. Лукьянченко);
  • корпоративные ценности (Д.В. Вельмисова, В.К. Потемкин, Н.П. Романова, В.С. Янушкевич);
  • компаративные отношения (И.А. Козьева, Ю.В. Колашникова, И.Е. Новикова, Т.В. Чиркова);
  • управленческая оценка (Р.А. Гарфетдинов).

Литературный обзор приводит к заключению, что несмотря на множество литературных источников по отдельным аспектам мотивации, они не формируют целостного представления о системности мотивации и, соответственно, системном подходе к управлению мотивационными процессами. В указанных выше публикациях, заявивших рассмотрение системного подхода, по сути, рассматриваются отдельные комплексы мотивирующих факторов, но отнюдь не их система, которая учитывала бы все значимые мотивирующие факторы — и не только в актуальном, но и в потенциальном состоянии.

Противоречие между необходимостью эффективного управления трудовой мотивацией и недостаточной разработанностью системного подхода к нему обусловливает научную проблему предлагаемого исследования.

Цель исследования — обоснование и характеристика системного подхода к управлению мотивацией персонала производственной организации и раскрытие направлений его практической реализации.

Продвижение к данной цели конкретизируется в процессе разрешения следующих задач:

  1. оценить потенциал системного подхода к управлению мотивацией персонала производственной организации, выделить и систематизировать принципы реализации этого подхода, а также актуальные проблемы, требующие теоретического осмысления;
  2. определить состояние и проблемы мотивации персонала в производственных организациях Белгородской области;
  3. раскрыть особенности нематериальной мотивации как объекта управления, условия и направления его совершенствования.

Объект исследования — мотивация персонала производственной организации, предмет исследования — управление мотивацией персонала производственной организации. Под производственной организацией понимается при этом предприятие, цель которого — производство определенного вида продукции и услуг. Производственная организация является комплексной, открытой социально-экономической системой, объединенной множеством специфических связей с окружающей (внешней) средой. Она характеризуется: во-первых, искусственным объединением людей и ресурсов для выполнения комплекса функций; во -вторых, определенной деятельностью, включающей распределение соответствующих функций, налаживание устойчивых связей, их координацию и субординацию; в-третьих, наличием соответствующей структуры, строения и типа связей как способа интеграции частей в целое.

Гипотеза исследования — предположение о нераскрытом потенциале системного подхода к трудовой мотивации и, соответственно, его частичном, малоэффективном использовании в практике мотивации персонала производственных организаций.

Теоретическо-методологической основой диссертационной работы послужили современные теории мотивации:

  • иерархическая теория потребностей А. Маслоу, основанная на выделении и классификации базовых жизненных потребностей человека — физиологических, потребностей в безопасности, социальных связей, признания и самоактуализации;
  • теория потребностей МакКлелланда, акцентирующая в качестве базовых потребности власти, успеха и признания;
  • двухфакторная теория Ф. Герцберга, предусматривающая выделение и рассмотрение двух групп факторов мотивации: гигиенические факторы и собственно мотивационные факторы;
  • теория ожиданий В. Врума, согласно которой структура и эффективность мотивации определяются связками: ожидания применительно к затратам труда и его результатам, ожидания применительно к результатам труда и вознаграждению, валентность;
  • теория справедливости, утверждающая, что эффективность мотивации зависит от сравнения и соотношения личных результатов работника с результатами коллег;
  • теория Портера-Лоулера, основанная на выделении и описании переменных мотивации: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения;
  • теория социального сравнения Л. Фестингера, согласно которой основным мотивом поведения является самооценка, основанная на социальном сравнении;
  • теория социального научения А. Бандура, основанная на положении о том, что эффективность научения, тем самым, мотивации достигается при наблюдении за другим человеком и его поведением;
  • теория комфортности и подражания Д. Рисмена, согласно которой выделены и рассмотрены три мотивационные ориентации: на традицию, на себя и на других.

Методы исследования. Использован комплекс теоретических методов: эволюционно-генетический, системный, сравнительный, структурно-функциональный, теоретическое моделирование. Сбор социологической информации проводился посредством изучения документов и анкетного опроса. Обработка социологических данных осуществлялась с использованием статистических методов.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [550.65 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх