Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Совершенствование управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики

Совершенствование управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики

Информация о диссертационном исследовании

Золотухина Юлия Вячеславовна

Совершенствование управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики

  • Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. В современных реалиях доминирующей тенденцией развития общества становится переход к его новому типу — открытому информационному обществу, характерными чертами которого являются активное внедрение и использование в практической деятельности средств связи и передачи информации, информационно-телекоммуникационных технологий, а также онлайн-коммуникации. В связи с этим информация, информационные процессы, различные информационно-коммуникационные технологии играют важную роль во всех сферах деятельности, определяя направления дальнейшего взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики.

Информационные процессы оказывают кардинальное воздействие на социально-экономическое, политическое, научно-техническое развитие общества, формируют новое мировоззрение, морально-психологические, поведенческие аспекты жизнедеятельности, трансформируют процессы и способы взаимодействия в контексте всего общества, государства, бизнеса. Особый интерес вызывает процесс информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики. В то же время, его развитие ограничивается наличием ряда нерешенных управленческих проблем, среди которых можно отметить: некоторую размытость понимания сущности информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики, что затрудняет выделение приоритетов и ключевых направлений совершенствования управления процессом информационного взаимодействия организаций и его моделирование, снижает эффективность управления информационным обеспечением процессов взаимодействия организаций, а также порождает неопределенность в вопросе выделения компетенции руководителей и сотрудников организаций — участников процессов информационного взаимодействия, необходимых для эффективного управления их развитием и функционированием.

Таким образом, с точки зрения и теории, и практики менеджмента актуальным направлением исследования является совершенствование управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики. Данные обстоятельства предопределили выбор темы диссертационного исследования, постановку его задач и проработку положений научной новизны.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты научной проблемы совершенствование управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики в явном и переносном контекстах отражены в работах отечественных и зарубежных авторов. Вопросы цифровой кооперации, интеграции, сетевых эффектов информационного взаимодействия, взаимодействия стейкхолдеров, стратегического партнерства отражены в работах таких ученых, как A.А. Адаменко, С.М. Воронова, А.Н. Головина, Е.Б. Дворядкина, B.С. Заруцкая, Н.В. Кривошеин, Е.В. Кислицын, К.Б. Костин, С.П. Лавщенко, Р.Ю. Левченко, С.А. Нехаев, С.В. Орехова, А.Е. Плахин, И.Н. Ткаченко, C.А. Уваров, К.П. Юрченко и др.

Вопросы цифровой трансформации бизнеса находятся в поле исследования таких ученых, как Бенлиан А., Бит К., Леонхардт Д., Кранц Дж., Мокер М., Молони К.Г., Росс Дж.В., Себастьян И.М., Фонстад Н.О., Хаффке И. и др. Взаимодействие организаций в информационном поле, в условиях цифровой трансформации освещено в работах таких исследователей, как Аскарова С.М., Бургонов О.В., Ван Вельдховен З., Вантиенен Дж., Вертакова Ю.В., Виноградова Е.Ю., Галимова А.И., Голубецкая Н.П., Кудж С.А., Найджел Фенвик, Охотников А.Л., Плотников В.А., Соловьева И.А., Трещевский Ю.И., Харламова Т.Л. и др.

Внедрение цифровых решений в деятельность организаций рассматривали А.С. Алексина, А.Н. Головина, А. Кувшинов, К.П. Левченко, В.Е. Наружный, А.А. Пешкова, С.Т. Хесс, М.С. Стуров, А.И. Шинкевич и др.

Методические аспекты совершенствования управления информационным взаимодействием организаций изучали Аксельссон К., Ажмухамедов И.М., Лазарев В.Н., Ведерников А.Ю., Мачуева Д.А. и др. Проблеме информационного взаимодействия образовательных организаций, в том числе в вопросах закупочной деятельности уделяли внимание Андреева И.А., Богданов С.Д., Боровкова А.С., Бусыгин М.Э., Власова Н.Ю., Гладилина И.П., Гревцева А.Е., Давыдова Е.Ю., Землин А.И., Истомина Е.А., Каранатова Л.Г., Кузнецова И.В., Курбанов А.Х., Литвиненко А.Н., Мельничук В.А., Молокова Е.Л., Мошкин А.С., Самарин А.М., Тимченко А.В., Чернухина Г.Н., Шувалов С.С. и др.

Обеспечение компетентности и профессионализма участников информационного взаимодействия в цифровой экономике отражено в работах следующих авторов: Абдалова Т.Ю., Андреева С.Л., Боровкова А.В., Виноградова Е.Ю., Галимова А.И., Гусев А.А., Кувшинов М.С., Крыжановская О.А., Николаева С.А., Рыбко Д.В., Сергеева С.А., Соколова Ю.И., Стуров А.Ю. и др. Тем не менее, вопросы совершенствования управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики требуют дальнейшей теоретико-методической и практической проработки.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в разработке теоретико-методических и научно-практических рекомендаций по совершенствованию управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики.

Достижение поставленной цели предопределило решение следующих научных задач:

  • уточнить понятие информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики, выявить основные драйверы информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики;
  • выявить приоритеты совершенствования управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой трансформации во внешнем и внутреннем контурах;
  • разработать графическую модель процесса информационного взаимодействия организаций при осуществлении закупочной деятельности как формы сотрудничества;
  • обосновать многоуровневую модель управления информационным обеспечением процесса взаимодействия организаций;
  • выявить и обосновать компетенции руководителей и сотрудников организаций — участников информационного взаимодействия для принятия управленческих решений по повышению эффективности осуществления закупок.

Объектом исследования выступают организации, осуществляющие информационное взаимодействие в условиях цифровой экономики.

Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики.

Область исследования. Диссертационное исследование выполнено в рамках паспорта научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: менеджмент (п. 10.8. Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления. Зависимость управления от характера и состояния экономической системы; п. 10.10. Информационные системы в управлении организациями; п. 10.11 Процесс управления организацией, её отдельными подсистемами и функциями. Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений; п. 10.15. Создание и удержание ключевых компетенций).

Теоретическую основу исследования составила экономическая теория, теория менеджмента, теория стратегического управления, теория информационной экономики, теория технологических укладов, теория конкуренции, фундаментальные концепции и научно-прикладные гипотезы современных российских и зарубежных ученых, специалистов-практиков в предметной области диссертационного исследования.

Методология и методы исследования базируются на принципах системного, функционального, эволюционного и институционального подходов к управлению информационным взаимодействием организаций. Результаты исследования были получены на основе применения методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, экспертных оценок, статистической и графической обработки фактических и экспериментальных данных.

Информационно-эмпирическую базу исследования сформировали фактические данные, содержащиеся в Постановлениях Правительства, Федеральных законах, отчётах о результатах экспертно-аналитических мероприятий Федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Единой межведомственной информационно-статистической системы, а также ведущих экспертных агентств; электронные ресурсы.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретико-методических положений по управлению процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики; отличие авторских разработок от известных состоит в учете специфики влияния цифровизации на системы менеджмента и деловую среду организаций, а также возможностей совместного использования ими информационных ресурсов, что позволяет обеспечить эффективную трансформацию подсистем информационного обеспечения менеджмента организаций под воздействием новых факторов.

Наиболее существенными новыми научными результатами, полученными лично автором, выносимыми на защиту, являются:

  • уточнено понятие информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики (итерационный и вариативный обмен информацией (данными), находящимися в общей информационной (цифровой) среде на основе использования цифровых информационно-коммуникационных технологий для реализации и совершенствования направлений оперативного и стратегического сотрудничества при достижении целей всеми участниками взаимодействия и получения синергетического эффекта), а также выявлены основные драйверы информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики (платформизация; необходимость установления норм и правил цифрового взаимодействия, политики в области конкуренции и налогообложения; изменение границ географического взаимодействия; адаптация участников информационного взаимодействия к быстрому изменению правил взаимодействия; развитие цифрового интеллекта; развитие цифровых компетенций участников информационного взаимодействия; производство товаров и услуг более высокого качества при меньших затратах; создание среды для эффективного взаимодействия с потребителями), что позволит организациям выявить приоритеты тактического и стратегического информационного взаимодействия для достижения поставленных целей, развития и функционирования;
  • выявлены приоритеты совершенствования управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой трансформации во внешнем (развитие цифрового спроса; создание возможностей для разработки информационных продуктов, имеющих потенциал применения на национальном и глобальных рынках; развитие компетенций в области эффективного использования цифровых платформ и систем; развитие стратегического мышления в эпоху цифровой  трансформации) и внутреннем контурах (создание цифрового предложения: ориентация на клиента; управление цифровыми проектами: как ставить задачи и принимать результаты работы в случае создания и внедрения новых систем (управление цифровыми изменениями); современные коммуникации и развитие лидерства: как добиваться лидерства в отсутствии формальных иерархий, в постоянном взаимодействии со множеством равноправных стейкхолдеров), подход к выделению которых отличается не только учетом тенденций развития взаимодействия организаций, но и возможностей/ограничений цифровых технологий; руководство выявленными приоритетами обеспечит достижение синергетических эффектов как для организаций — участников информационного взаимодействия — внутренний контур управления, так и для общества в целом — внешний контур управления;
  • разработана графическая модель процесса информационного взаимодействия организаций при осуществлении закупочной деятельности как формы сотрудничества, отличающаяся выделением пяти этапов взаимодействия и разработкой методического обеспечения реализации указанных этапов, которая может быть модифицирована, дополнена, расширена и адаптирована к любой сфере деятельности хозяйствующих субъектов;
  • обоснована многоуровневая модель управления информационным обеспечением процесса взаимодействия организаций (на примере закупок образовательных организаций г. Москвы), отличающаяся введением процедур совместного использования информационных ресурсов и согласованного достижения целей разных организаций, что позволило осуществить моделирование организационного взаимодействия участников процедур совместной закупки;
  • выявлены и обоснованы компетенции руководителей и сотрудников организаций — участников информационного взаимодействия в условиях цифровой экономики, подход к выделению которых базируется на применении метода Черчмена-Акоффа при количественной экспертной оценке сравнительной предпочтительности альтернатив, что позволило дополнить структурно-логическую схему принятия управленческих решений для повышения эффективности осуществления закупок — процесса информационного взаимодействия организаций в цифровой экономике.

Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных теоретико-методических положений и рекомендаций для развития теории менеджмента, стратегического управления, теории межорганизационного взаимодействия. Теоретические результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования механизма информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой трансформации экономики и общества.

Отдельные результаты диссертационного исследования могут расширить методическую базу преподавания дисциплин в высшей школе («Стратегический менеджмент», «Управление трансформацией бизнеса»), а также дополнить существующие подходы переподготовки и повышения квалификации менеджеров.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования доведены до уровня практических выводов, положений и рекомендаций, которые могут быть использованы в деятельности органов государственного, регионального и муниципального управления при координации информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики; менеджерами компаний при управлении бизнес-процессами информационного взаимодействия, формирования и развития необходимых компетенций управленческих кадров и рядовых сотрудников, принятии управленческих решений для повышения эффективности информационного взаимодействия.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются методически корректным подбором исходных данных для его проведения, непротиворечивой постановкой исследовательских задач и выбором адекватных методов исследования, апробацией, реализацией и публикацией полученных результатов, проведением экономических расчетов, подтвердивших сходимость авторских результатов с положениями, доказанными другими авторами с применением альтернативных методик исследования.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [782.63 KB]

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх