Главная страница » Энциклопедия управления » Основы управления » Диссертационные исследования » Воспроизводство человеческого капитала в академической сфере

Воспроизводство человеческого капитала в академической сфере

Информация о диссертационном исследовании «Воспроизводство человеческого капитала в академической сфере»

Герасимова Ольга Ярославовна

Воспроизводство человеческого капитала в академической сфере

  • Специальность 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика: экономика народонаселения и экономика труда
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2023
  • Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Южный федеральный университет

Основные положения диссертации

Актуальность темы исследования. Новая реальность геополитического положения России, связанная с введением жёстких экономических санкций, вызывает острую необходимость обеспечения социально-экономической безопасности на пути обретения подлинного финансово-экономического, технологического и кадрового суверенитета. Ключевым фактором успешного движения на этом пути является формирование человеческого капитала нового качества. Академическая сфера выступает не только источником формирования и обеспечения высокой отдачи от человеческого капитала для различных отраслей, но также источником воспроизводства человеческого капитала для неё самой. Иными словами, воспроизводство человеческого капитала в академической сфере имеет двойственную природу: с одной стороны, осуществляется его формирование (подготовка специалистов по образовательным программам разного уровня) и таким образом человеческий капитал в российских университетах «производит» человеческий капитал для экономики. Но, с другой стороны, человеческий капитал академической сферы формирует источники и факторы для собственного воспроизводства и, прежде всего, в рамках процесса подготовки в аспирантуре. В существующих исследованиях процесс воспроизводства человеческого капитала традиционно рассматривают с позиций входа (количество поступивших в аспирантуру) и выхода (количество выпускников аспирантуры, защитивших диссертации в течение одного года после завершения обучения). Но для оценки эффективности данного процесса необходимо отслеживать и процесс формирования будущих стратегий профессионального развития молодых исследователей и преподавателей. Традиционно измерение эффективности инвестиций в человеческий капитал осуществляется путём эконометрического оценивания «минцеровского» уравнения, позволяющего измерить отдачу в виде заработков за каждый дополнительный год образования. Однако данный подход не может быть использован для объяснения низкой отдачи от инвестиций в человеческий капитал в академической сфере. Так, с точки зрения этого подхода, а также теории человеческого капитала Бэккера Г. и Шульца Т., у выпускников аспирантуры должны быть самые высокие заработки, но фактически этого не происходит. Кроме того, большая часть человеческого капитала данной категории не используется вовсе вследствие ухода аспирантов на неакадемические рынки труда после завершения обучения, что значительно снижает экономическую ценность инвестиций такого рода. Поэтому представляется актуальным поиск нового подхода к исследованиям в области оценки эффективности воспроизводства человеческого капитала академической сферы.

Степень разработанности проблемы. Изучение проблематики воспроизводства человеческого капитала в академической сфере представляется достаточно специфической областью исследования, аккумулирующей отдельные положения и достижения теории человеческого капитала, теории общественного воспроизводства, а также результаты современных исследований в области мотивации, особенностей спроса и предложения на академическом рынке труда, мобильности трудовых ресурсов.

Разработчиками теории человеческого капитала Беккером Г., Шульцем Т, сфера образования рассматривалась как источник инвестиций в человеческий капитал, измерялась как индивидуальная отдача от образовательных расходов в форме заработной платы на рынке труда, так и степень величины этих расходов, их влияние на технический прогресс и экономический рост в целом. Оценке эффективности использования человеческого капитала посвящены работы Дашковой Е., Кендрика Дж., Капелюшникова Р., Минцера Дж., Фарра У., Фишера И., Энгеля Э. и др.

Значительный вклад в развитие теории общественного воспроизводства, основные положения которой используются в диссертационном исследовании для объяснения трансформаций человеческого капитала в академической сфере, внесли такие ученые, как Кенэ Ф., Маркс К., Рикардо Д., Смит А. и др. Ряд исследователей занимались изучением отдельных аспектов процесса воспроизводства человеческого капитала в академической сфере. В частности, Беккер Р., Брейлсфорд Я., Джил Т., Коут К., Леонард Д., Сандерс Т., Хоуп У., Черчиль Х., Штерн С. и др. исследовали мотивы, ценности и установки индивидов, принимающих решения по поводу своего профессионального развития в сфере науки и образования.

Вопросам формирования стратегий профессионального развития выпускников аспирантуры, факторам и мотивам выбора карьеры в академической и неакадемической сферах уделено внимание в работах Бедного Б., Бековой С., Груздева И., Джафаровой З., Золотиной О., Малошонок Н., Миронос А., Михалкиной Е., Разумовой Т., Рыбакова Н., Скачковой Л., Терентьева Е., Филоненко Ю. и др.

Проблематика мобильности на академическом рынке труда встречается в исследованиях Айзенберга Т., Берелсона Б., Блау П., Гоулднера А., Дайанна С., Дитца Дж., Джорджеллиса Ю., Инанка О., Йонезавы А., Йима М., Кулиса С., Лиссони Ф., Макги Р., Майчера А., Орта Х., Пеццони М., Стерзи В., Тунсера О., Уэллса М. и др. Вопросы специфических особенностей мобильности академических работников, а именно академического инбридинга, изучались в работах Альтбах Ф. Дж., КузьминоваЯ., Рамбли Л., Юдкевич М. и др.

Анализ работ по теме диссертационного исследования показал, что проблемы, связанные с воспроизводством человеческого капитала в академической сфере, рассматриваются большим количеством исследователей. Однако существует недостаточная проработанность вопросов процесса воспроизводства человеческого капитала в академической сфере в рамках единой концепции, объясняющей, каким образом происходит генезис и накопление человеческого капитала на каждой из его стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Такой подход позволит принимать обоснованные решения по привлечению и удержанию молодых исследователей и преподавателей в академической среде, разработать инструментарий повышения эффективности управления процессом воспроизводства человеческого капитала в данной сфере.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в формировании концепции воспроизводства человеческого капитала в академической сфере на всех его стадиях (производство, распределение, обмен и потребление), образующей основу для разработки механизма и инструментов эффективного управления программами подготовки, привлечения и удержания молодых специалистов в сфере высшего образования и науки.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • исследовать классические и современные подходы к определению сущности человеческого капитала и методов его оценки;
  • разработать концепцию воспроизводства человеческого капитала в академической сфере;
  • проанализировать показатели и выявить основные тенденции развития воспроизводства человеческого капитала в академической сфере;
  • выявить ключевые особенности и проблемы процесса воспроизводства человеческого капитала в академической сфере на всех его стадиях (производство, распределение, обмен и потребление);
  • предложить комплексный инструментарий и механизм управления воспроизводством человеческого капитала в академической сфере на всех его стадиях;
  • сформировать систему индикаторов оценки эффективности воспроизводства человеческого капитала в академической сфере на всех стадиях (производство, распределение, обмен и потребление).

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является человеческий капитал академической сферы. Предметом исследования выступает процесс его воспроизводства (формирование, распределение, обмен, потребления), реализуемый через организационно-экономические и управленческие отношения.

Диссертационное исследование выполнено в рамках паспорта специальности 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика по специализации: экономика народонаселения и экономика труда: п.п. 8.12. Теоретико-методологические основы экономики труда; 8.13. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Человеческий капитал и его характеристики.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили фундаментальные концепции и методологический инструментарий, обоснованные в трудах зарубежных и отечественных представителей неоклассического направления экономической теории по проблемам формирования человеческого капитала, исследователей марксистской теории, в частности, концепция общественного воспроизводства, а также современные исследования в области мотивации, особенностей спроса и предложения, мобильности трудовых ресурсов на академическом рынке труда. Использование вышеобозначенных концепций, теорий и подходов позволило сформировать общую методологию и разработать методику проведения исследования основных стадий воспроизводства человеческого капитала в академической сфере.

Инструментарно-методический аппарат исследования. В зависимости от поставленных цели и задач на разных этапах диссертационного исследования применялся широкий спектр научных методов, а именно методы формальной логики (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция), методы статистического кластерного и регрессионного анализа, в том числе метод логистической регрессии, методы сравнительных оценок, методы социологических исследований: массовый стандартизированный опрос, экспертные сессии.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе материалов периодических публикаций и монографических исследований, официальных данных Федеральной службы государственной статистики, исследований сферы высшего образования и науки Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», нормативно-законодательных актов органов государственного управления Российской Федерации, материалов тематических статистических сборников, ежегодников, материалов стратегий и целевых программ социально-экономического развития Российской Федерации, данных официальных сайтов российских федеральных университетов в отношении вопросов развития программы постдоков.

Данные авторских количественных и качественных социологических исследований включают: результаты стратегической сессии «Перспективы развития аспирантуры в федеральных университетах»; опрос экспертов (2018 г., 176 респондентов, вовлечённых в подготовку кадров высшей квалификации), опрос аспирантов федеральных университетов, который позволил составить и выделить общие и специфические характеристики молодых специалистов, выявить факторы, формирующие их карьерные стратегии, отследить тенденции потенциального поведения выпускников аспирантуры на рынке труда (2019 -2020 гг.; 1429 респондентов из федеральных университетов); опрос научно-педагогических работников Южного федерального университета для выявления факторов трудовой мотивации молодых исследователей и преподавателей, их особенностей по сравнению с другими возрастными группами (2019 г.; 182 респондентов), опрос выпускников магистратуры экономического факультета ЮФУ относительно удовлетворённости качеством образования (2020 г.; 164 респондентов).

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что эффективное управление процессом воспроизводства человеческого капитала в академической сфере возможно при использовании комплексного подхода, позволяющего непрерывно отслеживать и анализировать все этапы формирования и развития профессиональных траекторий молодых исследователей и преподавателей от момента поступления в аспирантуру до трудоустройства, выбора стратегии трудовой мобильности и использования их человеческого капитала в академической сфере. Учет того, что происходит «внутри» воспроизводственного процесса на всех его стадиях в противовес традиционному подходу к оценке эффективности отдачи от инвестиций в человеческий капитал (уровень величины заработков за каждый дополнительный год образования) позволяет принимать обоснованные решения в области управления поведением молодых специалистов относительно их профессионального выбора, развития и продуктивности в сфере науки и образования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концепции воспроизводства человеческого капитала в академической сфере, развитии методических и практических рекомендаций, а также в конструировании механизма управления эффективностью воспроизводства человеческого капитала в данной сфере на всех его стадиях.

Основными результатами исследования, обладающими элементами новизны, являются следующие:

  1. Разработана концепция воспроизводства человеческого капитала в академической сфере, в соответствии с которой воспроизводство человеческого капитала, с одной стороны, представляет собой непрерывный процесс возобновления его свойств, характеризующийся совокупностью специфических социально-экономических отношений, с другой стороны, представляет собой целостную систему, состоящую из четырёх последовательных, взаимосвязанных, обладающих специфическими характеристиками стадий: производство (подготовка кадров высшей квалификации по программам аспирантуры), распределение (выбор выпускниками аспирантуры стратегий профессионального развития в академической или неакадемической сфере), обмен (мобильность на академическом рынке труда) и потребление (использование накопленного в академической сфере человеческого капитала).
  2. Доказана дифференциация выбора аспирантами стратегий профессионального развития (стратегия исследователя, типичного научно-педагогического работника и пассивная стратегия) на стадии производства человеческого капитала в сфере высшего образования и науки в зависимости от их ценностно-мотивационных установок, индивидуальных карьерных предпочтений, в том числе предпочтений академической карьеры.
  3. Обосновано влияние мотивации поступления молодых исследователей в аспирантуру на их выбор профессиональной роли (преподавателя, исследователя, администратора) при выходе на академический или неакадемический рынок труда на стадии распределения в процессе воспроизводства человеческого капитала в сфере высшего образования и науки.
  4. Выявлены специфические черты выпускников программ подготовки кадров высшей квалификации, предпочитающих разные стратегии мобильности на рынке труда (стратегии потенциально мобильных научно-педагогических работников и инбридинговые стратегии), реализуемые ими на стадии обмена в процессе воспроизводства человеческого капитала в академической сфере.
  5. Разработан механизм управления воспроизводством человеческого капитала молодых специалистов в академической сфере, включающий методы и инструменты для решения ключевых проблем, выявленных на всех стадиях воспроизводственного процесса (отсутствие эффективных инструментов отбора при поступлении в аспирантуру, традиционная модель системы научного руководства, недостаточная поддержка научно-исследовательской мотивации аспирантов, противоречие между номинальным и реальным спросом на академическом рынке труда, отсутствие процедур оценки профессиональных предпочтений у аспирантов, распространение инбридинговой модели трудоустройства среди молодых исследователей и преподавателей).
  6. Предложены индикаторы эффективности процесса воспроизводства человеческого капитала в академической сфере на всех его стадиях, позволяющие оценивать уровень реализации и достижения стратегической цели воспроизводственного механизма, заключающейся в привлечении, вовлечении и удержании высокопотенциальных молодых специалистов на академическом рынке труда, а также выявлять деструктивные изменения в воспроизводственном процессе и принимать обоснованные управленческие решения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в применении марксистской теории общественного воспроизводства к объяснению, разработке и обоснованию концепции воспроизводства человеческого капитала в академической сфере. Результаты и выводы исследования расширяют существующие представления о процессе воспроизводства человеческого капитала в академической сфере как в части её содержательной интерпретации (за счёт рассмотрения процесса воспроизводства человеческого капитала в академической сфере по стадиям общественного воспроизводства), так и в области формирования комплекса приоритетных мер повышения его эффективности.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется возможностью применения разработанных инструментов оценки эффективности процесса воспроизводства человеческого капитала в академической сфере в соответствии со стадиями его воспроизводства. Данные инструменты оценки могут быть использованы в процессе принятия управленческих решений в области формирования кадровой политики университетов по отношению к молодым специалистам. Практическое значение имеют предложения по привлечению и удержанию молодых исследователей и преподавателей в академической сфере.

Автореферат диссертации

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [2.60 MB]

Статьи в журнале по теме Воспроизводство человеческого капитала в академической сфере

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх